Telegram-чат

Бесплатная
консультация

Международный институт
генеалогических исследований Программа «Российские Династии»
+7 903 509-52-16
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2
Цены на услуги
Заказать исследование
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2

Родословная Мурзилки (генеалогический этюд)

04.06.2024

Информационный сайт Российской государственной детской библиотеки (РГДБ) напоминает о столетнем юбилее журнала «Мурзилка», первый номер которого вышел 16 мая 1924 года. Пять лет назад, в год своего 95-летия, журнал передал РГДБ архивы журнала, начиная с первого выпуска 1924 года; они размещены в детской электронной библиотеке «НЭБ.Дети» в открытом доступе. 

Здесь мы подробнее остановимся на родословной персонажа, именуемого Мурзилкой.

Она уходит корнями на Британские острова. В этом отношении Мурзилка не одинок. Известно, что дворянский род Хомутовых происходит от шотландца по имени Томас, а по с фамилий Хэмилтон (Hamilton), приехавшего в Россию в 1543 году. Сейчас фамилию Hamilton у нас принято писать и произносить как «Гамильтон». Но в XVI-XVII веках имя Томас писали как «Фома», а Хэмилтонов звали сначала Хамолтовыми, а потом Хомутовыми.

А предками Мурзилки были брауни – домашние духи в мифологии Шотландии и северной Англии, что-то вроде наших домовых. Это небольшие человечки ростом около 90 сантиметров, с нечёсаными каштановыми волосами (отсюда и имя – брауни) и ярко-голубыми глазами.

Канадский художник Палмер Кокс делал для различных изданий серии рисунков тира комиксов. Самая ранняя публикация Кокса о брауни датируется 1879 годом, но окончательный вид они приобрели только в феврале 1881 года в журнале Wide Awake. В 1883 году истории о брауни появились в журнале St. Nicholas Magazine, их популярность стала расти, благодаря чему эти истории были опубликованы в престижном The Ladies' Home Journal. Кокс индивидуализировал ,юрауни, создав около сорока по-разному выглядящих человечков. Один выглядел как китайский крестьянин, другой, профессор Катчакофф – как русский экс-нигилист, а Чолли Бутонниер носил цилиндр и монокль. Этот Бутониер и стал отдалённым предком нашего Мурзилки.

В словаре Даля слова «мурзилка» нет, но есть «мурза»: так в память о татарском иге называли человека сердитого и раздражительного. Отсюда родился глагол «мурзиться», то есть сердиться, гневаться, раздражаться. Однако в смоленском и псковском говорах слово «мурзилка» существовало, и означало оно вообще низкорослого человека.

Чолли Бутонниер под именем Мурзилка впервые появился России в 1887 году в сказке под названием «Мальчик с пальчик, девочка с ноготок», опубликованной в журнале для детей «Задушевное слово». А в 1889 году вышла книга «Царство малюток. Приключения Мурзилки и лесных человечков в 27 рассказах А. Хвольсон с 182 рисунками Кокса». Вот как выглядел тот Мурзилка: ««Я здѣсь, – раздался хвастливый голосокъ, и съ верхушки дерева въ кругъ вскочилъ самъ Мурзилка, по прозванью “Пустая голова”. Братья хоть и любили Мурзилку, нo считали его лѣнтяемъ, чѣмъ онъ и былъ на самомъ дѣлѣ; кромѣ того, онъ любилъ шеголять, – носилъ длинное пальто или фракъ, высокую черную шляпу, сапоги съ узкими носками, тросточку и стеклышко въ глазѵ, чѣмъ онъ очень гордился, между тѣмъ какъ дрѵгіе называли его пустой головой».

Отсюда Мурзилка пошёл гулять по страницам русских детских изданий, позабыв и своего родного отца Палмера Кокса, и приёмную мать Анну Хвольсон.  Так, он присутствует в книге «Нинкины сказочки» (автор В. В. Князев, иллюстрации В. Чеснокова, Петроград, издание Товарищества М.О. Вольф, 1915 год):

«Мурзилкѣ хочется морошки,

Мурзилка тросточку береть

И, напѣвая, по дорожкѣ

Изъ парка въ темный лѣсъ идетъ.

На немъ малиновая феска,

перчатки, смокингъ и монокль,

А съ боку новый, полный блеска,

На черной ленточкѣ бинокль».

Как видим, по внешнему виду это всё тот же Чолли Бутонниер.

После большевистской революции и Гражданской войны Мурзилка, подобно многим советским гражданам, радикально сменил имидж. Он расстался с буржуазными атрибутами – смокингом и моноклем, и лишь малый рост и непоседливость напоминали теперь о его дореволюционном прошлом. В мае 1924 года для детей дошкольного и младшего школьного возраста начал выходить журнал «Мурзилка» – приложение к «Рабочей газете» тиражом в 20 000 экземпляров. Его первый номер открывался рассказом писателя А. А. Фёдорова-Давыдова (под псевдонимом Р. К.) «Мурзилкин первый день». Мурзилка в этом рассказе – четвёртый щенок собаки Жучки, получивший кличку от слесаря Степана: «Вот так песик! И шустрый же! Мурзилка, да и только!».

Однако во втором номере за 1924 год возник еще один образ Мурзилки, придуманный Ал. Алтаевым (псевдоним детской писательницы Маргариты Ямщиковой) – маленький человечек, но не бездельник-эльф, а отважный и работящий мальчик:

    Наш Мурзилка так уж мал, так уж мал,

    Что из ландыша лесного

    Сделал шлем себе он новый.

    В нем вояка новомодный воевал.

Но такой Мурзилка появился только один раз. Зато озорной щенок жил на страницах журнала до конца 1926 года, когда закончилась публикация рассказов о собачке по кличке Мурзилка, а книга А. А. Федорова-Давыдова «Похождения Мурзилки, удивительно шустрой собачки» выдержала несколько изданий в конце 1920-х годов.

В середине 1930-х годов сталинское правительство поставило перед собой непростую задачу: живописуя ужасы царизма, в то же время внедрить в сознание людей идею связи советской системы с имперским прошлым России. В частности, было разрешено празднование Нового Года – правда, с ампутацией Рождества Христова, но с ёлкой и Дедом Морозом; а в 1937 году во всесоюзном масштабе отмечался столетний юбилей смерти А. С. Пушкина (тогда вообще было принято отмечать даты не рождения великих людей, а их смерти). На этой волне художник Аминадав Каневский придумал новый образ Мурзилки. В №7 одноименного журнала за 1937 год было опубликовано экстренное сообщение: «Наконец-то нашелся Мурзилка! Его поймал художник Каневский и притащил в редакцию. Посмотри на обложку – там ты увидишь Мурзилкин портрет. Мурзилка ничего еще не успел рассказать о себе, он очень устал с дороги. Но в следующих номерах ты увидишь разные приключения удивительного существа – Мурзилки».

Нарисованный Каневским Мурзилка был весёлым существом с желтой шерстью и озорным чубом, в красном головном уборе и с фотоаппаратом через плечо а его верный спутник – собачка Тузик оказался поразительно похож на прежнего шустрого щенка Мурзилку.

Новый персонаж выглядел вполне по-свойски; он понравился детям, прижился и до сих пор радует мелких читателей журнала, который ещё в 2012 году занесён в «Книгу рекордов Гиннесса», как детский журнал с самым длительным сроком издания.

 

См: См.: https://rgdb.ru/home/news/4889-kakim-ty-byl-murzilka-arkhiv-zhurnala-v-otkrytom-dostupe

 

Все новости

Наши услуги, которые могут быть Вам интересны