Приглашаем на курсы по генеалогии!
Международный институт генеалогических исследований
Программа «Российские Династии»

Корпоративные гербы

Корпоративные гербы – собирательное название гербов учреждений, предприятий и организаций или их территориальных и функциональных подразделений, вне зависи­мости от вида деятельности, формы собственности и официальной государственной регистрации, т. е. гербы могут иметь как струк­тура в целом, так и её иногородние (иностранные) филиалы, направления деятельности или вспомога­тельные ресурсы, например, интернет-сайты. В корпоративных гербах отражаются, как правило, ос­новные направления работы и допускается  применение существующей символики (фирменного знака или логотипа), гербы структуры и её подразделений должны быть объединены общей символикой, су­ществующей или специально разработанной.

В императорской России корпоративной геральдики не существовало, в отличие от европейских государств, где она сформировалась практически одновременно с появением недворянских гербов как цеховая геральдика, т. е. как гербы профессиональных объединений ремесленников, торговцев или фи­нансистов. Цеховые гербы одновременно  отражали отличительные особенности предпринимательской или иной деятельности и гарантировали высокий профессиональный уровень, ответственность перед потребителем за качество произведённой продукции, оказанных услуг или выполненных операций. Эта функция герба как своего рода «знака качества» являлась доминирующей и сохранилась до настоящего времени, перенесённая на корпоративные гербы.

В зарубежных странах корпоративная геральдика по массовости сопоставима с фамильной. Это объясняется тем, что герб имеет большое значение в рекламной политике фирмы – с точки зрения по­требителя производитель, товары или услуги которого отмечены не только фирменным знаком, но и собственным оригинальным гербом, выглядит более привлекательно на фоне аналогичных фирм, довольствующихся только фирменными знаками, которые не выдерживают конкуренции с гербами из-за своей лаконичности, невыразительности и однообразия. Руководство предприятия, которое заботится о своём авторитете, определяемом, в первую очередь, качеством производимой продукции или оказы­ваемых услуг, охотно идёт на расходы по профессиональному составлению герба – одноразовые за­траты быстро окупаются, а наглядная реклама с помощью корпоративного герба, широко используе­мого на бланках, конвертах, буклетах, сувенирной продукции и т. п., намного дешевле рекламы в сред­ствах массовой информации.

К сожалению, корпоративные гербы в современной России ещё не получили достаточного рас­пространения из-за явной недооценка их значения как средства рекламы.

Возможна разработка корпоративного герба в двух вариантах – большого герба для использова­ния в исключительных случаях и среднего (упрощённого) – для употребления в обиходе. Малый герб представляет собой геральдический щит и отдельным вариантом не является.

Одновременно с составлением корпоративного герба или после окончания работы возможно окончательное завершение разработки геральдического обеспечения – создание гербов филиалов и на­правлений при их наличии, фамильных гербов руководства, должностных и соединённых гербов.

 

Большой герб предприятия
Средний герб предприятия
Большой герб предприятия
Средний герб предприятия
Должностной герб руководителя 
предприятия
Соединенный герб руководителя
предприятия

 

Должностные гербы должны иметь сходное художественное ре­шение с заложенной в нём конкретной, характерной для предприятия символикой, также, как и соеди­нённые гербы, составленные из двух сомкнутых щитов – должностного и фамильного гербов.