Синестезии нашли объяснение в генетически обусловленной «сверхсоединенности» нейронов

18.03.2018

Синестезия – загадочное состояние, при котором восприятие, обусловленное одним органом чувств, всякий раз смешивается с ощущением, соответствующим другому, например, музыкальный звук определенной высоты всегда воспринимается окрашенным в определенный цвет. Некоторая наследственная природа этого явления предполагалась всегда, потому что довольно часто оно сконцентрировано внутри семей. Но отдельных генов, ответственных за синестезию, до сих пор выявить не удавалось. В новой работе группы нейробиологов под руководством Симона Фишера (Simon Fisher) из Института психолингвистики Макса Планка в Неймегене (Max Planck Institute for Psycholinguistics in Nijmegen), Нидерланды, по результатам прочтения всех кодирующих белки участков ДНК были составлены каталоги всех сколь-либо значимых вариантов ДНК, встречающихся в трех семьях, где распространена синестезия.

Как сообщает портал Science, Фишер с коллегами получили последовательности ДНК четырех из пяти синестетов и по крайней мере одного не-синестета из каждой семьи, охватив три поколения. У синестетов была наиболее распространенная форма явления, при которой смешиваются звуковое и цветовое восприятие (самый известный пример такой синестезии – композитор Александр Скрябин с его «цветным слухом»). Голландские исследователи обнаружили 37 генов, которые предопределяют наследование синестезии. Но не было ни одного определенного генетического варианта, который присутствовал бы у всех синестетов во всех трех семьях, что исключало существование отдельного «гена или набора генов синестезии». Но когда ученые обратились к функциям выявленных генов, они увидели, что шесть вариантов попадают в гены, так или иначе связанные с образованием соединений между отростками нейронов аксонами. Более того, эти генетические варианты были активны, экспрессировались как в слуховой, так и в зрительной коре головного мозга у детей, то есть в период психического развития. Результаты Фишера с соавторами опубликованы в Proceedings of the National Academy of Sciences. Эти геномные данные согласуются с данными визуализации активности головного мозга синестетов, установившей у них аномально большое количество межнейронных связей. Иными словами, необычно высокая степень коннективности в определенных участках мозга может создавать предрасположенность к синестезии.