Раскрыта тайна гибели древних ацтеков

05.03.2017

Немецкие генетики расшифровали гены бактерий, погубивших индейцев в XVI веке

Погибшая цивилизация ацтеков в средневековой Мексике, скорее всего, стала жертвой одной из форм сальмонеллеза, называемой также паратифом. Так считают генетики из Германии под руководством Иоханнеса Краузе — ученые сумели воссоздать геномы бактерий из останков умерших, сообщает журнал Nature.

Ацтеки были завоеваны испанскими конкистадорами под командованием Эрнандо Кортеса в первой половине XVI века, однако само по себе завоевание не могло унести жизни абсолютного большинства коренных жителей Мексики. От 25 миллионов ацтеков в течение столетия после прибытия конкистадоров осталось порядка одного миллиона.

Индейцы пали жертвами двух страшных волн эпидемий: в 1540-х и затем в 1570-х годах. О том, что это были за болезни, ученые спорят по сей день. Предполагались тиф, оспа, а также корь и краснуха.

Коллектив Иоханнеса Краузе из Института наук об истории человечества общества Макса Планка в Йене выделил геномы 29 умерших из крупного захоронения в Оаксаканских горах на юге Мексики. 24 из них оказались жертвами одной эпидемической вспышки, предположительно, 1545-1550 годах. Из обломков генетического материала, взятого из найденных археологами зубов были воссозданы два генома микроорганизма сальмонеллы, вызывающей заболевание, которое именуется паратифом.

В наши дни в бедных странах паратиф без лечения убивает 10-15% заболевших. Однако ацтеки, возможно, не имели должного иммунитета. Распространению эпидемии способствовала разруха, вызванная завоеванием, допускают ученые.

Концепция Краузе косвенным образом подтверждается находкой английского микробиолога Марка Ахтмана. Он выделил гены бактерий из останков молодой женщины, умершей в начале XIII века и похороненной в норвежском городе Тронхейм. Там тоже оказалась сальмонелла - самые древние ее следы. Теперь канадский генетик Хендрик Пойнар планирует свести эти цепочки воедино и составить теорию гибели ацтеков.

Источник: http://mir24.tv/news/Science/15759906