Генетики: карфагеняне могли быть не африканцами, а европейцами

29.05.2016

МОСКВА, 25 мая – РИА Новости. Анализ обрывков ДНК из костей жителя легендарного Карфагена показал, что  некоторые обитатели этого торгового города были европейцами, а не африканцами и семитами, заявляют ученые в статье, опубликованной в журнале PLoS One.

"Гаплогруппа U5b2c1 считается одной из самых древних подтипов митохондриальной ДНК в Европе, она ассоциируется с популяциями первых европейских охотников-собирателей. Она крайне редка сегодня – ее носителями является всего 1% жителей субконтинента. Что интересно, наше исследование показало, что с генетической точки зрения карфагенянин Арихэ ближе всего к современным жителям Португалии", — заявила Лиза Матису-Смит (Lisa Matisoo-Smith) из университета Отаго (Новая Зеландия).

Матису-Смит и ее коллеги изучали останки одного из самых известных жителей древнего Карфагена,  так называемого "юноши из Бирсы", или "Арихэ". Этот относительно молодой человек жил в столице пунического царства примерно в 6 веке до нашей эры, у стен которой его останки были захоронены в пышном мавзолее. Высокая сохранность его костей и убранство усыпальницы давно привлекают внимание историков, изучающих историю этого финикийского государства.

Матису-Смит и ее коллеги попытались выяснить, к какой категории народов принадлежали карфагеняне, используя обрывки генетического материала Арихэ, которые сохранились в его останках. Ученым удалось извлечь и восстановить так называемую митохондриальную ДНК – небольшую часть генома, которая хранится в митохондриях, "энергостанциях" клетки, и передается от матери к ребенку.

Как объясняют ученые, историки сегодня считают, что карфагеняне с генетической точки зрения были по большей части африканцами,  предками которых были жители древнего Туниса и колонисты из Финикии, на чьей территории сегодня располагается Ливан и сопредельные с ним государства.

Анализ, проведенный авторами статьи, показал необычные результаты – оказалось, что Арихэ принадлежал к "европейской" гаплогруппе U5b2c1, чьи представители сегодня не встречаются ни на территории Туниса, ни в Ливане. Это означает, что многие или даже все карфагеняне, скорее всего, были европейцами, а не африканцами.

Объяснение этому удивительному факту может крыться в том, где сегодня обитают носители этой гаплогруппе – на территории Иберийского полуострова, в Португалии и Испании. Дело в том, что во времена античности юго-восточное побережье будущей Испании было колонизировано финикийцами. Местные колонии достаточно быстро стали независимыми и попали под контроль Карфагена, одного из крупнейших торговых узлов того времени.

Как считают Матису-Смит, последние представители гаплогруппы U5b2c1, проигравшие в конкурентной борьбе с первыми земледельцами Европы, могли жить на территории Иберии и прилежащих островов, где они вступили в контакт с финикийцами, которых интересовал контроль над местными торговыми путями. Подобные контакты могут объяснять то, почему Арихэ и его предки были европейцами, а не африканцами.

"Мы мало чего знаем о финикийцах — все, что о них известно, мы подчерпнули из греческих и римских хроник, авторы которых вряд ли объективно относились к своим "вечным" врагам. Мы надеемся, что наше открытие и другие проекты по изучению Карфагена помогут нам выяснить, откуда взялся этто народ и как их культура сказалась на развитии цивилизации", — заключает генетик.

Генетики впервые определили происхождение финикийца из Карфагена по его ДНК

Специалисты секвенировали (проанализировали) полный митохондриальный геном, выделенный из 2500-летних костей финикийца. Исследование принесло неожиданный результат. Оказалось, что древний человек имел европейское, а не африканское (как предполагалось) происхождение. Отмечается, что это первая древняя ДНК, которая была получена из останков финикийца.

Известный под именем Ариш (Ariche) молодой человек "прибыл" из Бирсы – акрополя в древнем Карфагене. У этого места не самая завидная судьба: Бирсу атаковала армия под руководством римского полководца Сципиона Эмилиана (Scipio Aemilianus) в третьей Пунической войне. А в 146 году до нашей эры акрополь был разрушен римлянами.

Останки Ариша были обнаружены в 1994 году на южном склоне холма Бирсы, когда один человек сажал деревья около древних могил. Анализ скелета показал, что мужчина скончался в возрасте между 19 и 24 годами, он обладал довольно крепким телосложением, его рост составлял 1,7 метра.

Вероятно, он мог принадлежать к карфагенской элите, так как молодой человек был похоронен в могиле, наполненной драгоценными камнями, амулетами и другими значимыми артефактами.

Недавнее генетическое исследование, проведённое группой учёных под руководством Лизы Матису-Смит (Lisa Matisoo-Smith) из Университета Отаго в Новой Зеландии показало, что этот таинственный человек принадлежал к редкой европейской гаплогруппе, известной как U5b2cl.

Результаты научной работы, опубликованной в журнале PLOS ONE, представляют ранние свидетельства европейской митохондриальной гаплогруппы U5b2cl в Северной Африке.

"U5b2c1 считается одной из самых древних гаплогрупп в Европе, и она ассоциируется с популяциями европейских охотников-собирателей", — говорит Матису-Смит. Она отмечает, что эта митохондриальная группа была найдена в костях двух древних охотников-собирателей, обнаруженных на месте археологических раскопок на северо-западе Испании.

"Пока волна людей, занимающихся сельским хозяйством, из Ближнего Востока сменяла этих охотников-собирателей, некоторые из их линий, вероятно, могли сохраниться там намного дольше, по крайней мере, на юге Пиренейского полуострова и прибрежных островах, и затем они отправились в "плавильный котёл" Карфагена в Северной Африке через финикийский и карфагенский торговые пути", — говорит Матису-Смит.

На сегодняшний день такая гаплогруппа очень редка, в Европе она присутствует на уровне менее одного процента. "Интересно, что наш анализ показывает, что митохондриальный генетический состав Ариша наиболее близко соответствует последовательности у современного человека из Португалии", — добавляет исследовательница.

И наоборот, ни один из 47 современных жителей Ливана, чью митохондриальную ДНК проанализирвоали учёные, не принадлежал к гаплогруппе U5b2c1.

Считается, что древний человек мог происходить из места, где сегодня расположен современный Ливан. Финикийцы были моряками и торговцами, которые распространяли свою культуру по всему Средиземноморью и на западе Пиренейского полуострова, где они основали свои поселения и торговые точки. И город Карфаген в Тунисе, Северной Африке, был первым основанным финикийским портом, а позднее стал центром пунической торговли.

Несмотря на значительное влияние их культуры на западную цивилизацию (например, они ввели первую алфавитную письменную систему), финикийцы исчезли после поражений в серии войн с Римом. Затем они стали для историков "неуловимыми".

Авторы исследования надеются, что их работы позволят пролить свет на истоки и влияние финикийских людей и на их культуру в целом.

Добавим, что ранее "Вести.Наука" сообщали о том, что в исследовании генома древнего африканца была допущена серьёзная ошибка.

Источник: http://ria.ru/science/20160525/1439459327.html