Генетики рассказали, как мигранты за тысячелетия изменили Европу

29.11.2015

Международная команда ученых определила основные генетические изменения, которые определили облик современного населения европейских государств. В частности, учеными было выяснено, приток представителей каких народов оказал влияние на цвет кожи и рост обитателей европейского континента.

Исследователи вели работу с ДНК, которая была извлечена из останков 230 древних людей, проживавших 8500-3000 лет назад на территории современной Европы, Малой Азии и Сибири. Из указанной выборки 83 генома были секвенированы впервые. В рамках исследования учеными было проведено сравнение последовательности ДНК древних европейцев друг с другом, также ее сравнили и с современными индивидами.

Авторы исследования утверждают: они смогли окончательно доказать то, что появление в Европе такого вида деятельности, как земледелие, вовсе не было ознаменовано переходом к освоению новых практик местного населения. По мнению исследователей, земледелие в Европе начало распространяться в связи с активной миграцией на Балканы, в Центральную Европу и далее по континенту ближневосточных земледельцев.

Также было установлено, что гены, которые отвечают за высокий рост некоторых современных европейцев, появились впервые (в современной истории) в северной Европе приблизительно пять тысяч лет назад. Получается, что современные голландцы и скандинавы своим высоким ростом обязаны кочевникам бронзового века, которые прибыли в регион из евразийских степей.

Что касается южных европейцев, то своей сравнительно небольшой рост достался им в «наследство» как от охотников-собирателей, проживавших в Иберии и Италии до прихода туда земледельцев с Ближнего Востока, так и от племен земледельцев медного века.

Помимо этого, генетические изменения, благодаря которым европейцы смогли пить молоко во взрослом возрасте, в Европе появились приблизительно четыре тысячи лет назад, а утвердились эти изменения в популяции во время культуры колоколовидных кубков (около 2800—1900 до нашей эры). Гены светлой кожи были найдены у древнейших северян, а также у земледельцев Анатолии. Кроме того, гены синих глаз обнаружили во всех исследованных образцах – они были найдены даже у первых европейских охотников-собирателей.

Наконец, учеными было определено, какие генетические изменения пришли в Европу вместе с распространением земледелия (в Европе — начиная с шестого тысячелетия до нашей эры). Имеются в виду гены, которые способствуют перевариванию организмов жиров, а также защищают от туберкулеза и проказы.

Примечательно, что за земледелием последовало распространение генных вариантов, которые связаны с глютеиновой болезнью. По всей вероятности, они каким-то образом могли способствовать восполнению дефицита одной аминокислоты (эрготионина), который возникает при зерновой диете, однако их побочным эффектом стало появление болезни Крона, а также другие формы целиакии.

Праотцами всех европейских мужчин были всего 3 рода.

Ранее генетики заявили о том, что большая часть современных европейских мужчин являются потомками представителей всего трех родов эпохи бронзового века. Это было возможно благодаря вождям и воинам, и демографическому росту, связанному с их деятельностью и начавшемуся приблизительно 4000 лет назад, а закончившемуся на рубеже старой и новой эры. К такому выводу пришли ученые из Лестерского университета.

Во время своего исследования генетики работали с последовательностями ДНК на Y-хромосомах, которые передаются исключительно от отцов к сыновьям и принадлежат 334 мужчин Европы и Ближнего Востока. Как показало новое генеалогическое древо европейских Y-хромосом, 64 процента мужчин, живущих ныне, являются потомками трех наиболее юных «ветвей» этого древа.

По словам руководителя данного исследования Марка Джоблинга, взрывной рост патрилинейных родов датируется бронзовым веком. Как сообщил исследователь, именно в этот период происходило радикальное изменение погребальных обрядов, а также получила распространение верховая езда, и были изобретены новые виды вооружений. Марк Джоблинг отмечает, что, по всей видимости, социальный отбор, который осуществлялся связанными с этими явлениями вождями и воинами, и является ответственным за набор Y-хромосом у современных мужчин.

Кроме того, генетиками по результатам проведения исследования было установлено, что численность населения мужского пола по всей Европе, начиная Балканами и заканчивая Британскими островами, резко возросло на протяжении временного промежутка вторым тысячелетием до нашей эры и первыми столетиями уже нашей эры. Как установили исследователи, примечательным является то, что данные митохондриальной ДНК, наследуемой от матерей к дочерям, указывают на значительно более древний рост населения.

Напомним, в январе текущего года другой группой генетиков было обнаружено, что больше 800 миллионов жителей современной Азии являются потомками только 11 мужчин, к числу которых относится также и основатель Монгольской империи Чингисхан. Исследователями в Y-хромосомах современных жителей стран Азии были обнаружены уникальные последовательности нуклеотидов, после чего ученые проследили их происхождение от нескольких «отцов-основателей».

Источник: http://www.profi-forex.org/nauka/entry1008275602.html