Международный институт генеалогических исследований
Карта сайта Записывайтесь на курсы по генеалогии
Программа «Российские Династии»

Узбекский мавзолей Туркан-Хатун в Иерусалиме (XIV век)

16.10.2007
Его история покрыта тайной и ее раскрытие может стать одной из крупных сенсаций в современной исторической науке. Уже в 1923 г. французский исторический журнал писал о нем: "Это прекрасное строение, скромное по размерам, созданное со вкусом и хорошо

Г.Хидоятов: Узбекский мавзолей Туркан-Хатун в Иерусалиме (XIV век)
11:30 11.10.2007
В восточном Иерусалиме в сотне метрах от второй по значимости после Мекки, святыне Ислама, мечети Аль-Акса, возвышается мавзолей Туркан-хатун памятник узбекской материальной и духовной культуры, созданного в XIV в. Далеко за пределами этнических границ узбекского народа. Он представляет собой образец и блистательную жемчужину центральноазиатской цивилизации, которая смогла пережить монгольское нашествие, природные катаклизмы и сохранить свою первоизданную красоту.

Его история покрыта тайной и ее раскрытие может стать одной из крупных сенсаций в современной исторической науке. Уже в 1923 г. французский исторический журнал писал о нем: "Это прекрасное строение, скромное по размерам, созданное со вкусом и хорошо сохранившееся". На нижнем портале мавзолея вырезана надпись, которая не оставляет сомнения относительно его национальной принадлежности: "Этот мавзолей построен в честь покойной шахиды Туркан-хатун, дочери эмира Токтая, сына Салжуктая, аль Узбаки, в 1352-1353 гг". Французский журнал разъяснял, что аль Узбаки означает ее происхождение- из узбеков.

>Честь открытия мавзолея по праву принадлежит английскому археологу Ван Берхему, который в 1914 г., когда Палестина и Иерусалим находились под Оттоманской империи, дал его первое описание. Однако, настоящее научное исследование всех монументов региона, включая комплекс мавзолея Туркан-хатун, началось только после первой мировой войны, когда по решению Версальской конференции(1919г.) Палестина перешла под протекторат Англии, а Франция получила мандат на управление Сирией и Ливаном.

В Иерусалиме был создан Британский Археологический институт, который получил возможность исследовать все древние памятники Палестины и Иерусалима, а в Каире французы создали Институт Восточной археологии, руководить которым поручено Ван Берхему.

Оба института проделали гигантскую фантастическую работу по исследованию памятников Ближнего и Среднего Востока. Доклады о проведенной работе, журналы, книги, статьи, опубликованные ими, явились важным вкладом в мировую историческую науку по изучению одного из центров генезиса и развития в мировой цивилизации.
Разумеется, оба института подвергли изучению в деталях мавзолей Туркан-хатун. В 43 томах работ французского института, названного "Памятники" и английского собрания под названием "Мамлюкский Иерусалим" были представлены детальные исследования мавзолея. Но проблема оказалась слишком многосторонней и сложной и выходила за рамки одной работы.

Англичане с их педантичностью дали обстоятельное описание мавзолея и пришли к заключению, что в архитектуре строения не было ничего, дававшего думать, что оно было построено специально для покойной после ее смерти, а дата на портале на самом деле была датой ее смерти. Ни надпись на портале, ни слово "шахид" не привлекло внимание английских ученых и даже не возбудили их любопытство. Они утверждали, что Туркан-хатун вероятно остановилась в Иерусалиме на пути в Мекку и здесь умерла и поэтому слово "шахид" было вписано в портале.

Французы с их фанатичной страстью к историческим детективам обратили свое внимание именно на это слово и высказали предположение, что слово это обозначает, погибшей за веру и вероятно она была убита на пути в Мекку бандой разбойников. По их мнению, дата 1352-1353 гг. означает время строительства сооружения, а не дату смерти Туркан-хатун. Они обратили внимание на слово "имарат", использованное в надписи, означавшее на арабском "перестроить" или "реконструировать" и пришли к заключению, что смерть покойной была неожиданной и никто не был готов к ней и тело ее было захоронено здесь и только впоследствии первоначальное здание было перестроено в соответствии с социальными и генеалогическими корнями Туркан-хатун. Наконец французские исследователи выразили твердую уверенность, что она "принадлежала узбекам" и ее жизнь несомненно была связано со знаменитым ханом Золотой Орды- Узбек- ханом. Дату ее смерти считают 1340 год.

Мне представляется, что французские исследователи стояли на правильном пути. В самом деле, уровень знаний истории в Центральной Азии в то время во Франции, не позволял подняться выше догадки и предположений, правильных и обоснованных во многом и это совершенно естественным, т.к. истинно научное исследование истории Центральной Азии во Франции начинается с монографии Рене Гроссе "Империя степей, История Центральной Азии", опубликованной лишь 1934 году. До нее в Франции не было адекватной информации о истории Центральной Азии, которая находилась далеко как от нее, так и ее политических интересов.

Но что же кроется за этим таинственным мавзолеем и той надписью на нижнем портале?

Нет сомнения, что эмир Токтай, отмеченный в надписи как отец Туркан хатун является никем иным как ханом Золотой Орды Токтай-ханом, правившим в Орде в 1290-1312 гг. Он был правнуком Бату-хана и сыном Монке-Тимура. Как писал великий арабский историк Рашид-ид-дин в своей знаменитой книге "Сборник летописей", завершенной в 1318 году отцом жены Ожай-ака-хатун был Салжуктай . гураган из рода Салжуктай, племени Конграт, правившем в Хорезме, бывшим частью Золотой Орды, То ли по ошибке строителей или по желанию родственников Туркан-хатун , а возможно и по ее собственному рассуждению, тесть Токтай в надписи на мавзолее обратился в его отца. Но возможно за этим кроется тайна той действительной роли, которую Салжуктай-гураган играл в судьбах Золотой Орды.

Род Салжуктай, являвшийся ядром племени конграт, был одним из самых древних тюркских родов, вышедших из Монголии. Они поддерживали Чингисхана в его борьбе за власть, они были его близкими союзниками и в дальнейшем. Они сыграли также большую роль в истории Центральной Азии и в той кровавой борьбе, которая вспыхнула между наследниками Чингисхана. Они принимали активное участие в политической жизни
и в улусе кагана Удегея в Монголии, в улусе Чагатая в Центральной Азии, были нойонами Хулагу-хана в Иране. Но главным полем их деятельности была Золотая Орда. Перед приходом к власти здесь власть полностью принадлежала темнику Ногаю. Его войска расположились вдоль восточного берега Волги от Казани до Чистополя.

В 1290 году он обманом заманил к себе во владения сыновей Монке-Тимура Алгу и Тогрула, которые захватили власть в Орде после смерти их отца и убил их, обеспечив тем самым Токтаю трон Золотой Орды. Токтай был одним из претендентов и Ногай рассчитывал сделать его орудием в своем неограниченном господстве в государстве. Под командованием Ногая были все монгольские войска Батухана и Берке и он пользовался полным доверием всей монгольской элиты чингизидов. Власть в орде фактически принадлежала ему. Он был организатором всех дворцовых переворотов и интриг. Тайные убийства, заговоры, распространения слухов, дискредитация военачальников, казни все было дело его рук.

Токтая тяготило покровительство Ногая, его пугала его власть и его влияние, которые могли в будущем обратится против него. Но на политической арене Золотой Орды росла новая сила- племя конгратов. Они были тесно связаны с домом Чингиза. Вместе с тремя другими тюркских племенами, пребывавшими в Монголии- найманами, кераитами и барласами- они возводили на трон Чингиз-хана. Они получили от него права нойонов, подтвержденные его наследниками, освобождавшими их от наказания за проступки. Их территорией владений был Хорезм, где они правили как конгратская династия до 1920 года.

К слову, матерью Чингисхана была дочь предводителя племени найманов, а сам он говорил только на тюркском языке и писал на нем даже стихи. Он был и остается одной из самых таинственных фигур истории.

Тюрки в древности населяли огромное пространство от Тихого океана до Каспийского моря. Древние греческие историки называли их скифами и находили их по северному Причерноморью под различными названиями . половцев, печенегов, черных клоуков(каракалпака) и другие. Знаменитый русский ученый востоковед И. Бичурин(отец Якинф), большой знаток китайской литературы по истории Центральной Азии, писал что уже в 25 гду до нашей эры китайской литературе появляется название "туркестанец" и "тюрки" . Бичурин писал: " На всей полосе Средней Азии от Восточного океана (т.е. Тихого-Г.Х.) на Запад до Каспийского моря искони обитали те же самые народы, которые и ныне населяют сию страну, вели тот же самый образ жизни , какой ведут потомки их по происшествии 2000 лет, находились в тех же пределах , в которых последние и ныне живут".

Тюрки в древности создают первое государство в Центральной Азии- Тюркский каганат. Его первым государем и создателем был легендарный Огуз-хан(214-176 гг. до н.э.). Территория этого государства простиралась от Монголии до Каспийского моря. В самой Монголии проживало 21 тюркское племя и три этнических монгольских. Большая часть тюркских племен составляли основную часть армии Чингиз-хана и переселилась в Центральную Азию, слившись с местными тюркскими племенами.

Центральная Азия была передана сыну Чингиза- Чагатаю и стала называться улусом Чагатая. Всего в это время на территории улуса проживало 91 тюркское племя.

Самым близким племенем к Золотой Орде было племя конгратов. Токтай поспешил установить с ним родственные отношения для того, чтобы остановить возвышение к власти Ногая. Он женился на Олжай-хатун, дочери Кельмиш .ага, сестре Менгу кагана, который правил тогда в Монголии, а самую Кельмиш .ага выдали замуж за предводителя рода Салжуктай- Салжуктая. Теперь он получил право носить титул гураган, т.е. зять дома Чингиза и пользоваться всеми привилегиями, связанными с чингизидами.

Кроме того слово "зять" придавало его носителю особое положение в государстве. С того времени утвердилось в Центральной Азии почтительное отношение к зятьям. До сих пор у узбеков актуальна поговорка : "Куевни пайгамбар сийлаган" (Зятя сам пророк благословил).

Появление Салжуктая, как родственника дома чингизидов, круто изменило всю ситуацию в Золотой Орде, Кельмиш ага была единственной дочерью третьего сына Чингиз-хана, Тулу и пользовалась огромным уважением в Монголии и среди родственников чингизидов. Она возвышалась и в Орде. Благодаря своей жене Салжуктай-гураган занял господствующее положение в Сарае Берке, где находилась столица государства Токтай .хана. С ним пришли и его гвардия- кипчаки, эти степные викинги, которые составили ударную силу в Золотой Орде и находились по командованием нового родственника, а теперь и союзника Токтая.

Негодование Ногая не было границ. Его задвинули на вторые роли и лишили производить дворцовые перевороты и устраивать заговоры и держать в страхе ханов. Между Токтай-ханом и Ногай-ханом началась смертельная вражда. Салжуктай стал новым покровителем золотоординского хана. Вражда привела к войнам в 1297-1300 гг. В одном из сражений в 1300 году кипчаки прорвались в ставку Ногая и убили его, принося его голову Салжуктаю. Отныне Салжуктай-гураган становиться единственной защитой и опорой Токтай-хана.

Рашид-ад-дин приводить два любопытных письма, которыми обменялись Токтай и Ногай, которые проливают свет на случившееся между ними. Ногай писал: "Над хорошо знает, как я много сделал для тебя, связался с вероломством и дъяволом, чтобы коварством добыть для тебя трон Саин .хана(Саин-хан кличка Бату .хана- Г.Х.). А сейчас на его троне править Салжуктай. Если мой сын Токтай желает восстановить наши прежние отношения отца-сына, пусть Салжуктай отправляется обратно в свой юрт Хорезм).

На это Токтай ответил: "Он мне как отец и учитель для меня и является старым эмиром, и как я могу предать его отдать его в руки его врагов". Настоящее имя отца Токтая было Курбукай. Он был сыном неудачника среди претендентов на трон Чингиз-хан, старшего сына Джучи, которому Удегей, захватив трон кагана, не допустил к владениям, которые должны были принадлежать по праву степей и отдал их его младшему брату Батухана, в котором рано обнаружились царственные качества его великого деда.

Поэтому нет ничего противоестественного в том факте, что придя к власти Токтай назвал Салжуктая своим "отцом". В отличии От безродного Ногая , он был членом дома чингизидов практически с неограниченными правами, он был нойоном и наконец, за ним была огромная армия кипчаков, ставшая верной гарантией безопасности Орды. Салжуктай был официально провозглашен отцом и покровителем Токтая и это дало права родственниекам Туркан-хатун выбить на ждвери мавзолея надпись "Эмир Токтай ибн Салжуктай" означавщее "эмир Токтай сын Салжуктая". Титул эмир лишь подтверждает убеждение в том, что это именно Токтай .хан, т.к. каждый хан Золотой Орды должен одновременно быть военачальником и носить военный титул-эмир. Так появляется надпись на двери мавзолея "Эмир сын Салжуктай".

Но откуда появилась выражение "аль Узбаки"? Что связано с ним? Это ключевой вопрос, в котором заключается вся тайна мавзолея.

После смерти Токтая в 1312 г. власть в Орде переходит в руки его внука Узбек-хану(1312-1340 гг.). В 1320 г. он принимает Ислам и вскоре все население его владений- Дашти-Кипчак, простиравшееся от Волги до Урала также принимает мусульманскую веру. С этих пор территория Золотой Орды стала называться "Узбак эли", т.е. страна Узбека. Его духовный отец- Занги ота провозгласил его Султан-Мухаммад-Узбек-ханом, наделив его религиозным мусульманским именем. Ему всего тридцать лет, когда он взошел на трон Золотой Орды и арабский географ ат-Бирзали писал о нем: "Он принял ислам, наделен умом, красивый и складный".

При Узбек-хане влияние конгратов и рода Салжуктая в Орде стремительно растет. От Сара Берке до Ургенча, столицы Хорезма, путешествие занимало тридцать дней и между двумя столицами было организовано постоянное движение караванов, почтовых и дипломатических групп. Предводитель племени конграт женился на дочери Узбекхана . Торабекханум. Брак был счастливым и оба начали энергичные работы по созданию в Хорезме религиозных и торговых структур. В Ургенче он построил грандиозное медресе, а она Джами Мачит, соборную мечеть для молитвы по пятницам.

По инициативе Узбек-хана весь Сарай Берке был застроен зданиями, сооруженными хорезмскими мастерами. Практически вся материальная культура Золотой Орды того времени создавалась их руками, умом и талантом. Хорезм стал основой возрождения былой мощи Золотой Орды.

Многое изменилось и в этническом составе государства. Все население стало называть себя узбеками , а страна получила название Узбек эли (т.е. земля Узбека). Многие жители начли менять образ жизни и переходить к оседлой жизни, а некоторые по разрешению Узбек-хана и под предводительством святых аксакалов(авлие) стали группами отправляться на новое место жительство в Маверенахр- в Чач (Ташкент), долины Зарафшана, Чирчика, Кашкадарьи, Сурхандарьи. И когда они проходили через населенные пункты и их спрашивали кто вы такие и откуда идете? Они отвечали : мы из эль Узбаки т.е. узбеки мы. Они рассеялись большими группами по всем долинам Маверенахра, смешиваясь с местными тюркским населением, создавая будущую этническую основу узбекского народа.

Укрепив внутренне положение в стране, Узбекхан начал проводить энергичную внешнею политику. Главной целью его внешней политики захват Иранского Азербайджана со столицей Тавриз.

Ираном правили хулагиды с 1256 года. Основатель империи хулагидов был Хулагу-хан (1256-1264гг.), внук Чингизхана, который по приказу хана Монке вторгся в Иран и создал здесь новую монгольскую империю.

Но преследование мусульман и политика поддержки христиан, проводимая хулагидами, вызывала возмущение и беспокойств соседних мусульманских странах. Между хулагидами и египетскими мамлюками(тюрками) вспыхнул конфликт. 5 сентября 1260 года войска египетского султана Куттуза Мамлюка нанесли поражение главным силам хулагидов в Галилее на западном берегу реки Иордан и мамлюки захватили всю территории Сирии вплоть до берегов реки Ефрат. Его наследник, султан Бейбарс, закрепил победу и хулагиды больше никогда не переходили реку Ефрат. Мамлюки исповедали ислам и по происхождению были тюрками(г.о. черкесы и кипчаки).

Узбек-хан решил вступить в военно-политический союз с мамлюками против хулагидов. Между двумя государствами с давних времен существовали торговые, политические и культурные связи и теперь после принятия Ислама у Золотой Орды открылись новые возможности для укрепления этих связей и переводу их на новый качественный уровень. Узбек-хан решил усилить их брачными узами, выдав замуж свою дочь Туланбой за султана Малика ан-Насира(1309-1340гг.).

С 1314 г. между двумя правителями начался обмен дипломатическими посольствами , которые обговаривали предварительные условия предстоящего брака. Узбек-хан так спешил с этим браком, что когда последнее посольство не смогло уплатить брачный калым за дочь, за которую он запросил фантастическую цену, он дал им в кредит 20 тысяч дирхемов, которое посольство тут же вернула как выкуп. Наконец в 1320 году брачный контракт был подписан и было достигнуто соглашение по всем делам.

В начале апреля 1320 года брачная компания "в огромном числе", как пишет арабский историк аль Гафари, отправилась в путь. На лошадях и верблюдах они добрались до города Каф(ныне Феодосия) и здесь погрузившись на борт венецианского торгового корабля доплыли до Константинополя. Узбекская принцесса здесь была принята сердечно и торжественно византийским императором Ласкарисом, который устроил в ее честь ряд блистательных празднеств. Это, несмотря на то что, у него были родственные связи с хулагидами. 10 мая 1320 года корабль с невестой достиг Александрии. Султан Египта Малик ан-Насер встретил ее с королевскими почестями. Сотни слуг и 18 фрейлин были в ее распоряжении.

Правда вскоре до Узбек-хана дошли слухи, что его дочь находиться в не выносимых, унизительных условиях и оскорблениях, которым она подвергается со стороны мужа. Но скоре выяснилось беспочвенность этих слухов и распространялись агентами хулагидов для того, чтобы испортить отношения мамлюками и Золотой Ордой.

Политические результаты брачного союза оказались незначительными. Нашествие в Азербайджан , совершенный Узбек-ханом в 1335 году окончилось его поражением. Он дошел до куры, но здесь потерпел поражение от хулагидских войск, которыми командовал АРПА-хан и вынужден был отступить. Мамлюки не поддержали его, опасаясь его усиления. Брак султана с узбекской принцессой потерял свое значение. Вскоре практически в один год в 1340 году Узбек хан и Султан Малик ан Насир умирают. Все было закончено и все оставшиеся в живых родственники Туланбая решили вернуться на Родину. Ее дальнейшая судьба неизвестна, до для нас и не имеет значения.

Решила вернуться и Туркан-хатун, которая отправлялась с брачной группой в Каир.
Следует отметить , прежде всего, что Туркан-хатун в племени конгратов означало не имя собственное, а титул , присваивавшиеся старшей жене предводителя племени. Он состоял из трех слов: Турк-хан-хатун, т.е. жена тюркского хана. Жену первого хорезмшаха династии Ануштешанидов называли Туркан-хатун, хотя у нее был другое имя; жену следующего правителя также называли Туркан-хатун.

Можно полагать, что Туркан-хатун, в чью честь был построен мавзолей в Иерусалиме, была старшей женой правителя Хорезма Кутлук-Тимура. Но он женился затем на дочери Узбекхана и стал зятем . Дочь хана Золотой Орды не могла быть ординарной женой хорезмского правителя. Она должна была быть только королевой и первой женой, т.е. Туркан .хатун . Был найден очень просьбой выход- первая Туркан-хатун должна была отправиться в брачной делегацией в Каир, чтобы уступить титул своей счастливой сопернице.

После смерти Узбек-хана начались интриги во дворце Малюков. Заговоры и скандалы следовали один за другим и земляки начали покидать негостеприимную страну. Часть решила вернуться через Мекку , одновременно совершив хадж к святым местам. Это легко было сделать, т.к. из Суэца в Джидду регулярно ходили генуэзские, венецианские а арабские корабли. Туркан-хатун, несомненно, так же была среди них. Некоторое время- год или два . они жили в Мекке, а затем с караваном отправились вдоль побережья Красного моря до Средиземного моря, чтобы через порты Тир, Сидон, Халеб или Яффу(Тель-Авив) отправиться в Каф. Эти порты были также конечными пунктами Великого Шелкового Пути, оттуда можно было добраться до Орлы на караванах. Конечно, они не могли не посетить Аль-Аксу в Иерусалиме.

Путь аль-Узбаки был трудным и сложным. Некоторые из них заболели и умерли в пути. Их могилы остались безвестными. Не исключено, что некоторые были убиты разбойниками, главным образом бедуинами, которые мелкими группами охотились за караванами. Туркан-хатун нашла свой вечный покой в Иерусалиме.

Итак, слова на мавзолее нашли свое значение.

И все-таки остаются ряд вопросов, которые требую разъяснений. Один из них поднят французскими исследователями. Это большая разница между датой смерти Туркан-хатун и завершением строительства самого мавзолея. Можно полагать, что на месте захоронения находилось другое строение, которое затем было перестроено. Когда в Золотой Орде было получено сообщение о смерти Туркан-хатун в Сарае правил сын Узбекхана-Джанибек, а ее муж Кутлуг-Тимур все еще жив. Было решено послать в Иерусалим группу строителей и архитекторов. Они должны были на месте решить как перестроить здание и построить мавзолей, достойный "хатун" высочайшего ранга. Нет ничего удивительного в том, что туда были отправлены лучшие строители и архитекторы
Хорезма.

По всей вероятности они не реконструировали сооружение, а снесли его и на его месте построили совершенно новый мавзолей в лучших традициях строительного искусства Хорезма.

Но как напоминает другой мавзолей, построенный Амир Тимуром для своего сына Джахангира в 1382 году, композиция всего сооружения с гурхона, зиаратхона, икраотхона представляет собой повторение мавзолея Джахангира в Шахрисябзе- Дорус-Сиадат. Те же самые высокие окна с узорчатой панжарой, оригинальный мехраб и широкое использование ганча для лепных работ, использованный тогда только в Центральной Азии.

В обоих сооружениях видна рука строителей Хорезма. Нет сомнения , что оба здания были построены одними и теми же мастерами.

В 1370 году Тимур начал свою первую кампанию в Хорезме. Его основной целью был не сам Хорезм, а Золотая Орда. Правитель Хорезма в то же время был предводителем конгратов Юсуф Суфи, женатый на третье дочери Узбек-хана- Шакарбек. У них была красавица-дочь Суюнбек более известная в истории как Хонзода. У Тимура было единственное требование Хонзода должна была стать женой его сына Джахангира. Тимур сделал предложение, от которого Юсуф Суфи не мог отказаться и скоро Хонзода, краса хорезмских дочерей, стала женой Джахангира.

Для Тимура это был важный политический шаг, который был частью его геополитической стратегии. Егь сын теперь мог претендовать на трон Золотой Орды. Но Джахангир вскоре умирает. Но Тимура не так легко было провести. Судьба сыграла с ним, а он игре с судьбой. Он выиграл. Хонзода вскоре становиться женой его третьего сына Мираншаха. Но до этого она решила увековечить память своего первого мужа и пригласила из Хорезма архитекторов и строителей, которые построили в течении нескольких лет одно из лучших сооружений эпохи Тимура- Дорус-Сиадат(вместилище власти), где покоятся два сына, а также дочь Тимура.

^Профессор истории Г.А. Хидоятов
Email - niagra@mail.ru

.
Источник: http://news.centergen.ru/index.php?t=1524