Генетики нашли следы неандертальцев в ДНК одного из первых европейцев

28.06.2015

18:0122.06.2015 (обновлено: 14:03 23.06.2015)1135770

Палеогенетики прочитали ДНК одного из первых жителей Европы и обнаружили, что его генетический материал примерно на 10% состоит из генов, унаследованных от его неандертальского прапрадеда или прапрабабки, что говорит о факте контактов наших предков и неандертальцев не только на Ближнем Востоке, но и в Европе.

Челюсть из пещеры Оазе, где были найдены останки одного их первых жителей Европы

МОСКВА, 22 июн – РИА Новости. "Воскрешенная" ДНК, извлеченная из костей одного из первых жителей Европы, содержит в себе около 9% неандертальских генов, что является очень серьезным аргументом в пользу того, что наши предки и неандертальцы контактировали между собой, заявляют генетики в статье, опубликованной в журнале Nature.

"Это невероятная и очень неожиданная вещь. В последние годы мы нашли много свидетельств в пользу межвидового скрещивания между неандертальцами и современными людьми, однако мы не ожидали того, нам удастся найти кого-то, кто был бы почти современником этого события", — заявил Дэвид Рейч (David Reich) из Гарвардского университета (США).

Рейч и ряд других известных палеогенетиков, в том числе Сванте Паабо (Svante Paabo) из Института эволюционной антропологии в Лейпциге (Германия), уже несколько лет работают над воскрешением ДНК давно вымерших предков и родичей современных людей. В 2009 году они восстановили геном неандертальца, а в 2010 – открыли новый вид древних "кузенов" человека в Денисовой пещере на российском Алтае.

Результатом поисков стало открытие того, что неандертальцы не исчезли бесследно – они оставили примерно 2-4% своей ДНК в генах современных европейцев и азиатов. Небольшая доля неандертальской ДНК заставила ученых задуматься, когда происходили эти контакты и почему неандертальцы оставили так мало следов.

Часть палеогенетиков объясняла все эти странности очень просто – по их идее, контакты между нашими предками и неандертальцами проходили очень давно, 50-60 тысяч лет назад, еще на территории Ближнего Востока, до проникновения кроманьонцев в Европу. Это хорошо объясняло бы малую долю неандертальской ДНК в человеческом геноме.

Рейч, Паабо и их коллеги выяснили, что на самом деле все было не так, изучая обрывки ДНК, извлеченные из челюсти одного из первых жителей Европы, найденной в пещере Оазе в Румынии в 2002 году. Обладатель этой челюсти жил во время важного переходного периода в истории древней Европы, 42-37 тысяч лет назад, когда неандертальцы и кроманьонцы сосуществовали друг с другом.

Доисторический неандерталец. Реконструкция, архивное фото