От них пошел род цирковой. Рассказ о некоторых династиях
Бабка Матрена Юдовна, окончательно перебравшаяся из деревни Жаловка Симбирской губернии к дочери в город, строго наказывала зятю-французу: «Не учи детей по-басурмански балакать. На русской земле родились — русские, стало быть, они!..»
Русскими и росли под бабкиным призором все девятеро детей Альфонса Маниона, уроженца Льежа, без малого сто лет назад — в 1871 году — приехавшего в Россию вместе с труппой бродячего французского цирка.
Артисты семейства МАНИОН пользовались в 30-е годы большой популярностью.
Здесь, в России, молодой наездник стал настоящим мастером конного дела, признанным авторитетом в дрессировке лошадей, постановщиком батальных пантомим. Здесь он обзавелся и семьей, женившись на дочери бывшего крепостного солдата — Евдокии Ивановне Шпеньковой, впоследствии отличной гротеск-наезднице.
Детей сызмальства, как было принято, учили акробатике, музыке и танцу. С группового музыкально-эксцентрического номера и началась их артистическая жизнь. Из-за малинового форганга гуськом, мал мала меньше, появлялась пятерка юных Манионов — Михаил, Виктор, Елена, Евгения и карапуз Бориска — голосисто выдувая на тирольских рожках военный марш. В финале пятилетний Бориска снимал с плеча огромный, больше себя, барабан и так лихо под звонкие гитары и окарины отплясывал камаринскую, что цирк прямо-таки раскалывался от аплодисментов. Немного позднее барабан вместе с камаринской перешли к шестилетнему Саше, а от него — к Георгию.
В тяжелом 1918 году Манионы похоронили родителей. Главой семьи стал Виктор — вдумчивый воспитатель, большой знаток цирковых жанров, проявивший себя в дальнейшем и как изобретательный режиссер, поставивший несколько пантомим революционного содержания.
В самом начале 20-х годов одними из первых в нашем цирке Манионы подготовили семьей крупный акробатический номер с подкидными досками. На «бис» братья исполняли придуманную ими сложную пирамиду — «живая арка». А через несколько лет Манионы предстали перед зрителями и как полетчики, продемонстрировав великолепную гимнастическую форму. Успеху их нового номера в значительной мере способствовали комические трюки Бориса. Комизм был наиболее сильной стороной этого богато одаренного артиста. Выступая в амплуа рыжего, он умел, как мало кто другой, насытить старинные буффонадные антре, исполняемые им вместе с братьями (Виктор — белый клоун, Александр — инспектор манежа), уморительно смешными фортелями и акробатическими выкрутасами, часто сымпровизированными тут же, на манеже. И, право, афишное анонсирование этого прекрасно сыгранного комического ансамбля «Братья Альфонсо — профессора смеха» — вовсе не было рекламным преувеличением.
Разносторонние артисты, неутомимые в творческих поисках, профессионалы в самом высоком смысле этого слова, Манионы более семидесяти лет достойно служили русскому и советскому циркам. И лишь война разметала эту спаянную актерскую семью.
Цирк от самого своего зарождения был семейным. Из рода в род здесь бережно передавались секреты мастерства. Сила цирковых династий — в преемственности традиций. Потомственные артисты, как правило, были искусней, разносторонней и артистичней «пришлых». Они гордились своим цирковым происхождением и редко изменяли делу отцов. Актерские династии были истыми хранителями лучших устоев арены — влюбленности в свою профессию, творческих дерзаний, товарищеской взаимоподдержки, огромной работоспособности — и оказывали большое воспитательное влияние на молодежь. Я помню, какой притягательностью обладала дружная семья Манионов, всегда жизнерадостных, энергичных. В годы становления советского цирка его творческой опорой были такие старинные ветвистые семьи, как Сосины, Ольховиковы, Александровы-Серж, Безкоровайные и другие.
Цирковые династии — предмет моей особой заинтересованности. «Откуда есть пошла» та или иная фамилия, какова ее родословная, кто кому и кем приходится — эти вопросы вели в глубь истории нашего цирка. Из выцветших программок, из афиш, фотографий, а главным образом из бесед и переписки с ветеранами цирка факт за фактом, кирпич к кирпичу выстраивалась генеалогия цирковых родов. Основателями одних были иностранцы, для которых Россия, как для Альфонса Маниока, стала второй родиной. Это семейства итальянцев Чинизелли, Феррони, Безано, Демаш, франко-итальянцев Труцци, французов Фабри, немцев Суров, чехов Жеймо, негров Кук — все они нашли в русских городах главное: работу и щедрое привечание. Другие династии — исконно русские. Бурно развивавшийся в 80 - 90-е годы цирк активно пополнялся смельчаками и удальцами из русского народа, который никогда не был скуден талантами. Дуровы, Никитины, Лавровы, Альперовы, Сычевы, Красильниковы, Орловы решительно определили самобытное лицо нашей арены и вросли в нее глубокими корнями. Имеет свои славные династии и национальный цирк — Ташкенбаевы, Ходжаевы, Голядзе...
Пять лет назад, на 88-м году жизни, умер замечательный мастер грузинского цирка Вано Голядзе. Я любил слушать его увлекательные рассказы о прошлом. Мальчишкой Вано попал в небольшой провинциальный цирк Феодосия Павловича Соколовского, где получил без обычных в то время оплеух и затрещин разностороннюю цирковую выучку. «Я проработал, пожалуй, во всех жанрах, — рассказывал Иван Гаврилович. — Был турнистом, акробатом-прыгуном, наездником: ездил вольтиж, джигитовку, работал «воздух», шел за рыжего в антре..,».
А дальше последовал, можно сказать, классический вариант, неоднократно использованный романистами: женитьба на приемной дочери хозяина цирка — Дарье, танцовщице на проволоке. С этого времени тугая проволока сделалась основным номером четы Голядзе. Когда Дарья ждала ребенка, Иван Гаврилович выступал один, натягивая проволоку чуть ли не под самый купол, и там в костюме обезьяны ловко и бесстрашно проделывал трюки гимнастики и баланса. В 1913 году сыну Николаю исполнилось три года и отец ввел его в номер — ездил по проволоке на велосипеде с мальчонкой на плечах. А в девятнадцатом Ивану Гавриловичу пришлось взять в руки винтовку. Он рассказывал мне, как воевал на колчаковском фронте.
После войны Иван Гаврилович снова вернулся к любимому делу и вместе с семьей стал выступать еще и как гимнаст на различных воздушных снарядах. В начале 30-х годов для сына и дочери Вероники он создал первоклассный номер — «Эквилибр на вольностоящих лестницах», поразивший даже цирковых знатоков.
Сейчас на манеже выступает третье поколение династии Голядзе — дети Николая Ивановича, эквилибристы и акробаты: сын Багратион и три дочери — Рафаэла, Тамара и Светлана (последняя недавно удостоена высокого звания заслуженной артистки Грузинской ССР).
Передо мной лежит большой лист бумаги, испещренный треугольниками, кружками, квадратами. Это схема родословной Феррони, их, так сказать, генеалогическое древо. Пять поколений сменилось с той поры, когда сын бродячего канатоходца-итальянца Джиованни, тоже канатоходец Дионисий Феррони, бывший гарибальдиец, о чем я прочитал в истершемся от времени документе, перебрался из Турции в Россию. Своих пятерых сыновей супруги Феррони вырастили великолепными универсальными артистами — молодец к молодцу. Номеров и пантомим, которые исполняли сыновья, невестки и внуки Дионисия, с лихвой хватало на целое представление — «Большой итальянский цирк братьев Феррони» процветал на юге России.
Еще более прославило фамилию Феррони третье артистическое колено. Выдающийся музыкальный клоун, сатирик, пантомимист, талантливый режиссер, чей богатейший опыт еще ждет своего исследования, Леон Константинович Таити вместе со своим братом Константином Константиновичем стояли в ряду зачинателей советского цирка, были смелыми новаторами в области разговорного жанра и политической сатиры. Сын Америко — Виктор Феррони, пройдя едва ли не через все цирковые жанры, сделал себе в 20-х годах громкое имя — жонглер на лошади. Отличной эквилибристкой на проволоке в те же годы была Сусанна Феррони, живая, темпераментная — вся порыв и вдохновение. Сусанна и ее сестры— Клеопатра и Елизавета — были редкостно музыкальны, играли на многих инструментах и задушевно пели под аккомпанемент гитары и мандолин; слаженным пением трио сестер заслушивались. Отец девушек — Натали, младший из пяти братьев Феррони, был всесторонне одаренным артистом, талантливым постановщиком пантомим.
Революционные события тех лет и гражданская война застали семью Натали в Средней Азии. Сусанна Натальевна рассказывала, как однажды в девятнадцатом году к ним за кулисы пришли двое — мужчина в военной форме и молодая женщина в кожаной тужурке и красной косынке — представители ревкома и попросили дать в цирке представление для красноармейцев, уходящих на фронт. В тот памятный день сестры Феррони после своих обычных номеров задорно запели революционную песню «Красное знамя», и зал в едином порыве подхватил пламенный мотив.
В сегодняшнем цирке выступают представители пятого и шестого поколений династии Феррони. Сын Сусанны — Геннадий — эквилибрист, инспектор манежа; дети талантливого музыкального клоуна Энрико, только недавно оставившего манеж, — Виктор — клоун-прыгун, Вирджиния — музыкальный эксцентрик, Джульетта — жонглер и ее двое детей — Владислав и Майя — акробаты. Дочь наездницы Бианки Феррони — Ванда — за высокое мастерство эквилибра на перше была удостоена вместе со своим партнером Валентом Ивановым почетного звания лауреата Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве.
В 1963 году Ванда и Валент Ивановы создали крупный номер с дрессированными шимпанзе, о котором уже рассказывалось в печати. А вот о том, что Валент тоже потомственный артист, полагаю, известно не многим. Его дед Гордей Осипович Иванов в шестилетнем возрасте был продан бедствующими родителями балаганщику Боцве. Нелегко досталось ему положение премьера русского цирка, одного из лучших исполнителей номера «Икарийские игры». Иванов, к слову заметить, упорно не желал поступиться национальной гордостью и вопреки требованиям антрепренеров избрать себе «эффектный» иностранный псевдоним ставил на афише свою простую русскую фамилию. Только однажды, да и то с курьезным последствием, Гордей Осипович сдался, когда подписывал контракт со Стокгольмским цирком, хозяин которого категорически заявил: «Рекламировать вас буду как французов, поэтому на манеже не произносить ни звука.
БАГРИ КУК — родоначальник династии обрусевших негров. Сейчас на нашем манеже выступают внуки Кука, унаследовавшие его имя и профессию.
Если ваши дети в городе или даже на конюшне хоть слово пикнут по-русски — тут же получите расчет!..» Контракт нарушил младший из сыновей — Леонид, и семейству Ивановых срочно пришлось предлагать свои услуги другим директорам.
Уже будучи, как утверждала реклама, королем иллюзии, обладателем перворазрядной аппаратуры, купленной у Карла Бильмана, владея тремя большими балаганами — «Народными театрами» в Нижнем-Новгороде, Иваново-Вознесенске и в Орехово-Зуеве, Гордей Иванов оставался неграмотным, как, впрочем, и большинство артистов старого цирка. Оба сына Гордея тоже стали видными мастерами арены, и оба уже в советское время, взрослыми получили образование. Сменив несколько жанров, братья в конце концов сделали твердый выбор: старший Федор — отец Вален- та — стал иллюзионистом, а Леонид создал крупный номер с дрессированными животными. Стройный, голубоглазый, он был очень хорош в русском костюме. Помнится, с каким увлечением Леонид Гордеевич ставил научные опыты по акклиматизации обезьян. К глубочайшему сожалению, трагический случай на манеже ленинградского цирка оборвал его жизнь в самом расцвете.
В нашем цирке встречаешь немало династий, родоначальники которых вынуждены были в свое время принять иностранные псевдонимы. Вот, скажем, известный дрессировщик лошадей Павел Афанасьевич Шевченко значился неким итальянцем Манжелли. Эта же фамилия вместе с профессией перешла и к его потомкам — сыну Борису и внуку Валерию. Иван Абрамович Легалов, антиподист, балансер и тоже дрессировщик лошадей, пожизненно стал Лерри. Я дружил с его сыном Кенсарином Лерри, коверным клоуном, выступавшем в маске Чарли Чаплина (в цирке его звали Геннадием). Талант из талантов, он профессионально владел многими жанрами, играл на музыкальных инструментах, танцевал (балету обучался у самого Нижинского), был легок, пластичен, свободно импровизировал.
Основоположник рода МАНЖЕЛЛИ — ПАВЕЛ АФАНАСЬЕВИЧ МАНЖЕЛЛИ
Внучка Ивана Абрамовича и его ученица Валентина Кенсариновна Лерри, — пожалуй, единственная у нас женщина, овладевшая трудной, почти исчезнувшей профессией сальто-морталиста на лошади. Валентина Лерри — безусловно выдающаяся наездница, и очень жаль, что ее рекордное мастерство давно уже не видели зрители столичного цирка.
Основоположник другой династии Александр Васильевич Королев избрал себе псевдоним, звучащий на греческий манер — Лапиадо. Он начинал свою карьеру как атлет в балаганах. Вскоре, однако, Лапиадо, обладавший фигурой античного героя, был замечен и приглашен на арену крупнейших цирков; он появлялся на манеже в римском костюме с золотым венцом на голове и мастерски работал с гирями, а в финале, приняв положение «мост», держал на себе платформу с оркестром. Впоследствии Александр Васильевич перешел на дрессировку лошадей и верблюдов и в этом качестве выделялся изобретательностью и безукоризненной подготовкой животных. Нынешний зритель любуется мастерством его сыновей и внуков, среди которых особенно теплый прием встречает одиннадцатилетняя Галочка, одаренная наездница. У Галочки три фамилии — Лапиадо, Королева и Соболевская. Объясняется это просто: бабушка ее со стороны отца из рода знаменитых Соболевских.
Впрочем, переплетение двух, трех, а то и более династий — обычное явление в цирковом мире. Восхищающий нас чудо-жонглер Александр Кисс ныне представляет три династии. Его дед Александр Генрихович Киссо — сначала талантливый клоун с животными, а затем корифей конной дрессировки — породнился со старинным цирковым семейством Нельдихен, а отец Николай Александрович Кисс, еще совсем недавно выступавший в маске рыжего клоуна, женат на младшей дочери Александра Чинизелли — Эмме, наезднице и танцовщице.
Мальчишкой попал в нашу страну чех АЛЕКСАНДР ГЕНРИХОВИЧ КИСС. По воле антрепренера он стал Киссо. С него начинается цирковой род КИССОВ.
В последней программе Московского цирка «Беспокойные сердца» можно видеть потомков трех цирковых династий. Молодой комик Дмитрий Альперов — внук выдающегося клоуна-сатирика Сергея Альперова. Дрессировщик и прыгун Виталий Тихонов — сын дрессировщика хищников Виктора Петровича Тихонова, начинавшего свой путь в балаганах на ярмарках Иваново-Вознесенска вместе со своим отцом Петром Тихоновым, атлетом и гимнастом на кольцах. Грациозные сестры Авдеевы, эквилибристки на «Семафоре-гиганте», — внучки известного в дореволюционной России борца-тяжело- веса, арбитра и популярного киноартиста Всеволода Николаевича Авдеева. Думается, что стоит сказать хотя бы коротко об этой колоритнейшей фигуре старого цирка. Его знали под именем Дяди Пуда. (Авдеев, по уверению рекламных проспектов, весил 12 пудов 31 фунт.) На ковре он боролся в амплуа комика. Оборотистые кинопромышленники, увидев, сколько смеха вызывает потешная неповоротливость толстяка, сделали Авдеева героем кинокомедии. Успех превзошел ожидания, и тогда последовала целая серия комических лент с Дядей Пудом в главной роли. Бабушка сестер Авдеевых, жена Дяди Пуда, происходила из старинного циркового рода Океанос, исколесившего все дороги Европы. Деловито хлопочущая у тросов при установке «Семафора-гиганта» женщина в строгом сером костюме — мать сестер Авдеевых, Екатерина Всеволодовна, в прошлом хорошая пластическая акробатка, ступившая на манеж с детских лет...
Передача профессий детям — добрая и крепкая традиция, и есть все основания полагать, что со временем на нашей арене прочно укоренятся династии Волжанских, Беляковых, Денисовых-Сидоркиных, Шевченко, Боровиковых и многих, многих других, которые и дальше с честью понесут эстафету советского циркового искусства.
Р. СЛАВСКИЙ
Специалисты нашей компании могут создать фамильный герб вашей семьи. Это полезно и нужно.
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги