Telegram-чат

Бесплатная
консультация

Международный институт
генеалогических исследований Программа «Российские Династии»
+7 903 509-52-16
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2
Цены на услуги
Заказать исследование
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2

Генерал Яша воевал с немцами и защищал Крым от большевиков

01.08.2014

Среди героев той войны, история которой у нас на протяжении многих лет фактически замалчивалась, был кавалер ордена Георгия 4-й степени, а также Георгиевского оружия генерал Яков Слащев. В советское время мы очень мало знали об этом военачальнике - человеке с трудной, трагической судьбой. Принято считать, что Слащев является прообразом генерала Романа Хлудова - одного из героев знаменитого романа Михаила Булгакова «Бег». Хотя с этим согласны далеко не все историки.

КАВАЛЕР ШЕСТИ ОРДЕНОВ

Яков Слащев был коренным петербуржцем. Он родился в офицерской семье. В 1903 году окончил одно из самых элитных учебных заведений - Павловское военное училище - и  вышел в лейб-гвардии Финляндский полк.

Служба в гвардии была почетной, но весьма скучной для деятельного человека. Поэтому в 1909-м Слащев поступил в престижную Николаевскую военную академию. Как это ни странно, но будущий блестящий полководец закончил академию с весьма низким средним баллом, а потому не смог стать офицером Генерального штаба.

До начала Первой мировой, или, как ее раньше называли, Великой войны, Слащев преподавал тактику в Пажеском корпусе. Но как только загрохотали пушки, вернулся в родной Финляндский полк. С ним он отправился на фронт в Галицию.

Слащев воевал исключительно храбро. Был пять раз ранен, дважды контужен. Награжден шестью орденами. Уже тогда он отличился своим фирменным стилем - активной обороной. Обе георгиевские награды Слащев получил за организацию контратак, которые смогли переломить обстановку на поле боя.

После прихода к власти большевиков вступил в Добровольческую армию и вскоре получил от командующего Антона Деникина нестандартное задание. Необходимо было ехать на Кавказ - собирать антибольшевистские партизанские отряды. Яков Александрович успешно справился с поручением.

Но белым это не помогло. В конце 1919 года разгромленные формирования Деникина начали отступать на Кубань. Слащев вместе с деморализованными остатками воинских частей отошел в Крым.

СЛАЩЕВ-КРЫМСКИЙ

Белые не возлагали на Слащева особых надежд. Полуостров уже «списали в расход». Продержится генерал, сколько сможет, - и ладно.

«Крым был наводнен шайками людей, которые жили за счет населения, грабили его. Учета не было никакого, паника была полная. Каждый мечтал только о том, чтобы побольше награбить, а затем сесть на судно или раствориться», - писал впоследствии Яков Слащев.

Неожиданно для всех генерал сумел переломить ситуацию на фронте. Слащев не стал укрепляться на Перекопе (город на Перекопском перешейке, образующем сухопутную связь между Крымским полуостровом и материком. - Прим. ред.). Этот военачальник был убежденным сторонником так называемой активной обороны. Он пропустил красных вглубь полуострова, а потом их внезапно атаковал. Большевики отступили.

Пока шел бой, губернатор Крыма Тимашев едва ли не каждые пять минут телеграфировал Слащеву - пытался выяснить обстановку. Когда все было кончено, генерал бросил своему адъютанту: «Передай в Симферополь, что тыловая сволочь может слезать с чемоданов». Исполнительный адъютант передал все дословно. Скандал вспыхнул нешуточный...

Архив
Пять ранений, две контузии - Яков Александрович сражался, не жалея себя.
Фото: Архив

НЕВЗЛЮБИЛИ

Выиграв бой, Яков Александрович прекрасно понимал: красные на этом не успокоятся. А тут еще залив Сиваш, который из-за повышенной солености воды обычно не замерзает, в начале 1920 года покрылся льдом.

Чтобы проверить, сможет ли противник наступать с артиллерией, Слащев по ночам выезжал на лед Сиваша на сцепленной паре саней, груженных камнями. Общий вес - 45 пудов (738 килограммов), примерно столько же весила артиллерийская упряжка. Так он исследовал прочность льда. Недруги в тылу отреагировали оперативно.

«Это мое действие моими «друзьями» всех степеней было освещено так: «После случайной победы Слащев допивается в своем штабе до того, что заставляет катать себя ночью по Сивашу в телегах, не давая спать солдатам», - вспоминал генерал.

Отметим, что Слащев и впрямь любил выпить, но ясности ума никогда не терял.

Почему же у Якова Александровича было столько недоброжелателей? Причин несколько. Скажем, в Крыму в полной мере проявлялась особенность белых армий: толпы солдат и офицеров болтались без дела в тылу. Генерал твердой рукой отправлял их на фронт.

Другой пример. Слащев узнал, что еще до Первой мировой войны в Крыму проводили изыскательские работы для возведения железной дороги на Перекоп. Генерал решил ее построить, чтобы улучшить снабжение войск. Он озадачил этим инженеров, которые заявили, что задача невыполнима. Военачальник отреагировал в присущей ему манере. «Не хотите строить дорогу? Что ж, тогда возьмете винтовочки и пойдете на Перекоп защищать Крым от красных...» - заявил он. Вскоре дорога была готова.

ВЕШАТЕЛЬ

Готовясь к обороне Крыма, генерал «раскулачивал» вещевые склады, чтобы одеть бойцов в зимнее снаряжение. По словам Якова Александровича, «принцип Добровольческой армии - держать склады, чтобы оправдать наличие большого числа интендантов («завхоз» в армии. - Прим. ред.), а люди пускай мерзнут».

Недруги называли Слащева Вешателем. Он действительно был жестоким человеком. Однако на фоне других белогвардейских военачальников - генерала Шкуро, атаманов Анненкова и Семенова, выглядел сущим гуманистом. Во всяком случае, он не допускал бессудных расправ.

Имелось еще одно обстоятельство. Белые снисходительно относились к проступкам своих, например, к казнокрадству, которое порой принимало характер эпидемии. А вот Слащев за это вешал без колебаний.

Кстати, среди солдат он носил другие прозвища, нежели Вешатель. А именно - генерал Яша или дядя Яша.

Генералу Яше не удалось отстоять «остров Крым» - этот кусочек небольшевистской России. Но он сделал для этого все, что было в его силах. Да и в ноябре 1920 года, когда решалась судьба Крыма, генерал был уже не при делах.

После того как красные взяли полуостров, Слащев оказался в Константинополе, где, не стесняясь в выражениях, высказывался о стратегических и политических талантах фактического правителя Крыма барона Врангеля. Конфликт между ними возник еще в России. Яков Александрович не одобрял позицию врангелевцев, которые ориентировались на иностранцев. В итоге в августе 1920-го его выпроводили в почетную отставку, прибавив к фамилии слово «Крымский».

КРОВЬ ЗА КРОВЬ

В эмиграции у генерала Яши не было друзей и единомышленников, он прозябал в нищете. И когда в годовщину взятия Крыма ВЦИК РСФСР объявил амнистию участникам Белого движения, Слащев вернулся в Россию. И призвал последовать его примеру солдат и офицеров Белой армии.

В Москве генерал работал преподавателем школы комсостава «Выстрел», будущей академии Генерального штаба, читал лекции своим противникам на фронтах Гражданской войны.

11 января 1929 года Слащева в собственной квартире убил некий Лазарь Коленберг. После он скажет, что убил за брата, которого казнил Слащев. Коленберга признали невменяемым. Поговаривали, что преступление - дело рук сотрудников органов госбезопасности, однако эта версия не нашла подтверждения.

ДОСЛОВНО

Под огнем германской гвардии

«За то, что 22.07.1915 в бою у деревни Верещин, командуя батальоном и лично находясь на позиции под сильнейшим огнем противника, видя отход соседней части, по собственному почину бросился во главе своего батальона в атаку и обратил противника в бегство, чем восстановил положение и предотвратил возможность потери позиции»

«За то, что 20.07.1915, командуя ротой в бою у деревни Кулик, оценив быстро и верно обстановку, по собственному почину бросился во главе роты вперед, несмотря на убийственный огонь противника, обратил части германской гвардии в бегство и овладел высотой, имевшей столь важное значение, без которой удержание всей позиции было бы невозможно».

(Из представлений Слащева на георгиевские награды.)

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ

В 1941 году под Москвой воины 316-й стрелковой дивизии под командованием Панфилова на Волоколамском шоссе активно применяли ту самую активную оборону, которую много лет пропагандировал Яков Слащев.

Источник: http://www.kp.ru/daily/26263/3141835/
Все новости

Наши услуги, которые могут быть Вам интересны