Международный институт генеалогических исследований
Карта сайта Записывайтесь на курсы по генеалогии
Программа «Российские Династии»

История одного рода

29.07.2014
История семьи Ярмишко–Скорик

Судьба второго и третьего поколения амурских переселенцев, наверное, самая трагическая. Детство и молодость наших героинь из рода Ярмишко пришлись на годы голода, репрессий и страшной нищеты. О том, как переживали всё это, как выживали, любили и создавали свои семьи, они рассказывали нам в своём небольшом домике в селе Козьмодемьяновка Тамбовка района.

История рода Ярмишко на Амуре началась в конце 19 века с приезда из Черниговской области деда Наума Никифоровича.

«Вот они ехали сюда. Это были старые-старые времена. У них был земский. Собрал он деньги, мой дедушка, ходил по соседям, собрал – отнёс своему начальничку, который по их сёлам был ответственный. Собрались и поехали. Собрались, в общем. Бочку с капустой ставили, чугунки, сало – все припасы везли с собой. Потому что как там жили, дед рассказывал – очень бедно. Хуже некуда. Вот и поехали. И эта дорога была такая тяжёлая! Многие в пути умирали. И у моего дедушки в семье ребёнок умер», – рассказывает Надежда Ивановна Линёва, внучка Наума Никифоровича.

Семья Ярмишко приехали в Тамбовский район. Вначале их село называлось заимкой Кутейниково, но в 1891 году переименовано в Козьмодемьяновку. Иван Наумович Ярмишко – отец Надежды и Веры, их братьев и сестер – родился уже здесь, как они говорят, «в Кузьме».

«И приехали мы сюда, – рассказывают сёстры, – уже была первая улица, заселённая переселенцами. А потом им место здесь не нашлось, и поселили их «на Сахалин» – рядом с Бубновкой. Там жили чуваши, украинцы, татары, латыши. И начали строить дома – саманы. Это назём с глиной, и солому наталкивают, и строят такие домики».

Примерно в это же время, только с Украины, с Полтавы в Амурскую область приехал Кузьма Скорик. С большой семьей.

«Ехали три года, – говорит Вера Ивановна Будник, – и на плотах добирались, маме было в то время 11 лет. У него было шесть сыновей и три дочери, у деда Скорика. Приехали в Благовещенск, он в то время был как большая деревня, а потом они приехали сюда в Кузьму. Давай дом строить, семья большая. Землю ему распределили. Тогда Кутеевка была. Там он себе заимку сделал, и там эти шестеро братьев работали. А потом он хозяйство нажил, и все называли кулак».

Братья женились, отделялись потихоньку. Дочь Федосья вышла замуж. Жених – зажиточный крестьянин Семенцов. Но прожили они недолго, муж умер, и через несколько лет Федосья вышла замуж за Ивана Ярмишко. Он был небогат, но работал бригадиром. Когда в семье было уже 4 детей, Ярмишко заставили переехать в Успеновку – работать в колхозе имени Ежова, в то время – наркома внутренних дел. Сотрудники этого наркомата в 1930 году и арестовали Ивана Ярмишко.

«В камере – там ужас, что было, – рассказывает Надежда Ивановна Линёва, – потом его вынесли на брезенте, и он такие муки принял, за что? Враги народа! Приехали на поле НКВДшники и всех забрали – да это где же совесть у них?!»

Приговорили к 3 годам концлагерей. В 1938 году – повторный арест и расстрел. Младшей дочери Вере было в то время 4 года, Надежда только должна была родиться.

«9 человек забрали их в тот день, – говорят сёстры, – на него пистолет направили, и сказали – называй, кого выслать. Говорили, если не скажешь, тебя самого застрелим. Он даже ложился под плуг – отец говорил, что всё равно заберут. Всех тогда сажали, вот даже Жуков войну выиграл, а его арестовать хотели. Даже он боялся, что его заберут».

В деревне семью «врагов народа» многие стали притеснять, били в их доме стёкла, корове ногу сломали, а мама говорила: «Никому не жалуйтесь. Уже репрессия пришла, отца забрали, и мы теперь дети врага народа». Семье грозила голодная смерть. Немного помогали соседи. Позже девочки пошли в няньки в чужие дома. Там и стирали, и варили. Работали за еду. Старшая сестра Ольга в 14 лет встала на комбайн штурвальной. За работу давали по 10 килограммов муки. Позже, когда Ольга уже будет комсомолкой, ей предложат отречься от отца – врага народа. Но она категорически отказалась, и всегда говорила потом, что свой жизненный путь она прошла достойно. 

А Вера в сороковые годы попала на лесозаготовки. Надежда жила много лет у старшего брата  в Хабаровске. Так и выросли все – в постоянном труде, в заботе друг о друге. Работали и разнорабочими, и поварихами, и почтальонами, и воспитателями в детском саду. Трудились всю свою жизнь. Сейчас они живут заботами детей и внуков. Переживают, чтобы не забылось страшное прошлое, чтобы память о предках не ушла в небытие, а жила в каждом доме, в каждой семье. 

Сёстры Надежда, Вера, Ольга, которой уже нет, жили в Успеновке, а потом в родной Козьмодемьяновке много лет. И хоть не уходит из сердца обида за судьбу отца, за тяготы матери, за то, что не было у них ни счастливого детства, ни романтической юности, всё же не потеряли они ни оптимизма, ни чувства юмора. Доброта и гостеприимство – всё при них.

А если вы хотите стать героями нашей программы, звоните: 222- 733. И мы расскажем историю вашего рода.

Источник: http://video.amur.info/rod/34588.html