Восемь поколений казачьего рода Надеиных - защитники Отечества
Старинный казачий род Надеиных из станицы Кужорской Майкопского района Республики Адыгея берет своё начало от донских казачьих фамилий.
На Верхнем Дону Надеины проживали в селе Семица и деревне Хардиково, что в Курской губернии. Казаки несли службу по охране южных рубежей Российского государства.
Надеины – потомки служилых людей, называемые казаками-однодворцами. Из числа казаков-однодворцев в 1730-1731гг. пополнился Хопёрский казачий полк, а в 1794 году в числе 1000 семей донцов семь братьев Надеиных переселились на Азово-Моздокскую линию, составив пограничное воинство на новых рубежах Российской империи. Надеины поселились в станицах Рождественской, Новомарьевской и Новотроицкой Ставропольской губернии. Правительство Российского государства при переселении давало казакам-однодворцам земельные участки, а так как казаки находились на военной службе, то семье выделялись крепостные крестьяне для обработки земли (один двор). Казакам-однодворцам предстояло и обрабатывать землю, и защищать ее. Казаки Надеины несли службу в Хоперском полку, 3-й его сотне на охране рубежей, карантинных заставах, караулах, почтовых станциях и меновых дворах.
Прошло 60 лет, теперь передовая оборонительная линия с Белореченским и Майкопским укреплениями проходила по реке Белой. Три семьи Надеиных – Стефана, Василия и Георгия в 1861 году снова переселились, теперь уже во вновь водворенную станицу Кужорскую. С 1862 по 1918 год в станице Кужорской проживало 30 семей Надеиных. За эти годы в семьях родилось 80 казаков и 67 казачек. В настоящее время семей с фамилией Надеины в Кужорской не имеется. Казаки этого рода принимали участие в охране кордонной линии Майкоп-Лабинск, в русско-турецких войнах, Русско-японской войне (1905-1906 гг.) и Первой мировой.
Во время Первой мировой войны казаки воевали с турками в Закавказье и на Западе - с немцами и австрийцами. С1873 по 1874 год атаманом станицы Кужорской избирался урядник Надеин Василий Федорович, один из трех братьев первопоселенцев. Надеины Ефим, Георгий и Василий сражались на фронтах Первой мировой войны. Надеин Василий Иванович в 1914 году был ранен. Приказный Надеин Георгий был награжден за личное мужество Георгиевским крестом IV степени №160093 в 1915 году, через пять месяцев после начала Великой войны. Ефим Надеин пропал без вести. В Кужорской до сих пор есть шесть домов, построенных казаками Надеиными , и есть именная Надеинская балка, названная в честь предков. Все казаки Надеины были трудолюбивыми: растили хлеб, разводили живность, имели лошадей. Казачки хорошо шили, вязали, ткали. На старинных фотографиях они одеты красиво и богато.
Революцию 1917 года Надеины, как и многие казаки, не приняли. За эмиграцию вместе с белыми, за уход в леса к «зеленым», за религиозные убеждения и просто за то, что они – казаки, 17 казаков и казачек с 1920 по 1933 год подверглись жестоким репрессиям. Шестеро казаков были расстреляны как кулаки 1й категории, другие – лишены избирательных прав, третьи – выселены с семьями из своих домов, сосланы на Урал и в Северный Казахстан. Так участник Первой мировой войны, раненный в 1914 году, Надеин Василий Иванович с четырьмя детьми в 1930 году был выслан на Урал, где они и погибли. Георгиевский кавалер Надеин Георгий Яковлевич был репрессирован, в его семье осталось пятеро детей. Лишь Иван Петрович Надеин, ставший конармейцем у Семёна Буденного, прошедший польский фронт и Гражданскую войну, остался жить в станице. Но в 30-е годы и его семью выслали в Северный Казахстан. Ненадолго, но здоровье семьи, подворье и имущество было утеряно безвозвратно. Семья Ивана Петровича Надеина в станицу Кужорскую не вернулась, обосновалась на Кармир-Астхе, затем в Майкопе.
В августе 1941 года в Адыгее был сформирован 184-й Гиагинский кавалерийский и 29-й Адыгейский кавалерийский полк.
«…Над станицей Гиагинской плыл сплошной людской гул – провожали казаков на войну. С разных сторон доносился женский плач. Новобранцы и провожающие сбились в тени акаций, разделившись на группы – от своих станиц и хуторов…
…Пожилой казак в черкеске и лохматой папахе из белой овчины напутствовал молоденького призывника: «Ваня, дорогой мой, ты – казак. Где бы ты ни был, не забывай это, держи высоко нашу казацкую честь, не посрами ее. Мы на тебя надеемся. Бей врага нещадного! Немец не должен пройти. Если будет туго, напиши, приеду на подмогу, ты меня знаешь. Возвращайся с Победой!... Прозвучала команда: «Стройся! По вагонам! Подали сигнал. Поезд очень медленно тронулся»… (Из книги Мурата Беджанова)
Впереди были четыре года войны, одной из кровопролитнейших войн на земле. Эти воспоминания о проводах не относятся к Ивану Надеину, так как его некому было провожать, его предки подверглись репрессиям. Надеин Иван Петрович служил помощником командира взвода в кавалерийском корпусе генерала Льва Доватора. Ночные рейды кавалеристов по тылам немцев, атаки там, где не проходили танки, «казачьи лавы» в снегах под Москвой, многокилометровые фронтовые дороги и бои, бои… Конный корпус генерала Льва Михайловича Доватора в первые месяцы войны спас 50 тысяч военнопленных, незаметно пробравшись в тыл к немцам, преодолевая до 100 километров в сутки. Орден Боевого Красного Знамени, медали «За отвагу», «За боевые заслуги», «За битву под Москвой», «За взятие Будапешта», «За победу над Германией» и четырнадцать грамот от Верховного Главнокомандующего РСФСР – это награды казака Ивана Надеина в Великой Отечественной войне.
Внук Ивана Петровича, подхорунжий, продолжил казачий род Надеиных, только фамилия у него другая – Никонов Николай. Это другой казачий род по его отцу из станицы Пшехской. Так же, как и его предки, отслужил срочную службу, потом сверхсрочную и так 26 лет находился на защите своей Родины. Он родился и рос в казачьей семье, а теперь с казачьим упрямством хранит и развивает культуру, обычаи, традиции своих предков – казаков. Никонов старается передать эти казачьи ценности и своему сыну.
Приближается значимая дата в жизни России – 100-летие начала Первой мировой войны. К этой дате в станице Кужорской установлена гранитная плита с именами Георгиевских кавалеров, казаков – участников Первой мировой войны. На плите есть имя прадеда Николая Никонова – Георгия Яковлевича Надеина. Такая же плита установлена в Свято-Михайло-Афонской Закубанской общежительной пустыни – мужском монастыре, настоятелем которого является игумен Герасим (Буняев). Обе плиты изготовлены и установлены при участии вахмистра М. Гончарова, подхорунжего Н.Никонова, младшего урядника Г.Романовой.
Потомки Надеиных есть и на Ставрополье. Они служат в Терском казачьем войске – это Валерий, Михаил, Андрей Надеины. Валерий является заместителем атамана г.Ставрополя по вопросам организации казачьих дружин.
Связь казаков Надеиных из Терского казачьего войска и Никоновым из Кубанского казачьего войска прочная, хотя их предки расстались 153 года тому назад. Надеины из ТКВ и Никонов Н. из ККВ встречаются на Престольные праздники в той станице на Ставрополье, откуда родом их предки. Все восемь поколений казачьего рода Надеиных – это воины, считавшие превыше всего защиту своей Родины и своего народа.
Галина Романова, Майкопский отдел Кубанского казачьего войска
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги