Международный институт генеалогических исследований
Записывайтесь на курсы по генеалогии
Программа «Российские Династии»

Алтайские «венгры»

14.07.2014

Наверное, не многие знают, кто такие эрзя и мокша? А это две ветви, два субэтноса известной всем народности мордва. 

 

 

Они любят красное

Об этом по дороге в село Борисово со знанием дела рассказывал нам его бывший глава, а ныне руководитель сельсовета райцентра Залесово Александр Пластеев. Он был одним из организаторов создания там музея мордовской культуры.

Борисовцы говорят на своём языке. В отличие от русского у них нет своего алфавита, только фонетика – устная речь. А вот в сёлах Малый Калтай, Большой Калтай проживают мокша. Языки двух ветвей мордвы похожи, как русский и белорусский. Например, эрзя приветствуют друг друга: «Шумбра чи!» («добрый день!»), а мокша говорят: «Шумбра тада!» «Хлеб» звучит одинаково – «кши». А вообще, язык мордвы относится к финно-угорской группе и больше созвучен венгерскому.

Некоторое различие наблюдается и в национальных нарядах. Эрзя носят яркие красно-белые костюмы. Отличительная деталь – «пулай» – фартук, сотканный из толстой нити, который надевается не впереди, а сзади. В зимнее время он согревает, в летнее – охлаждает. Такого больше нет ни у одной народности, даже у родственной мокши. У них в национальных нарядах тоже сочетание двух цветов, только красного и зелёного. В Малом Калтае сохранился мокшанский костюм, которому 125 лет. Исконно мордва были язычниками, а потом приняли христианство. Поэтому культурные традиции и бытовой уклад схожи со славянскими, начиная от кладки дома до различной утвари и посуды в нём, встречи праздников и проводов в последний путь. Правда, на поминках обходятся без спиртного. Да невест раньше отдавали замуж по своим обычаям, но сейчас редко об этом вспоминают. Блюда они готовят те же самые, что и русские: первое, второе, салаты. Вот только блины предпочитают печь из гречневой муки.

Идея создания музея родилась два года назад, когда алтайская делегация побывала в столице республики Саранске на праздновании 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства. Там прошёл большой межнациональный фестиваль «Все мы – Россия», в котором принял участие фольклорный ансамбль из села Борисово «Умарина» («Яблоня»). Помимо концертной программы наша делегация побывала на нескольких экскурсиях, в кафедральном соборе Святого воина Феодора Ушакова, полюбовалась уголками города Саранска, заметно преобразившегося за последние годы. А когда солистки ансамбля попали в мордовскую усадьбу с огромным двором, домом, банькой, хлевом, то решили у себя в селе воссоздать такую же.

– Наши бабушки до сих пор вспоминают эту поездку. Туда они ехали со своими подарками, а в родное село привезли мордовскую землю и сувениры, – говорит Александр Пластеев.

Село Борисово образовалось в 1792 году, а сразу после отмены крепостного права в 1861 году сюда из Центральной России прибыла первая волна переселенцев. Вторая совпала со Столыпинской реформой (1905 г.). Выходцы из Саранска – это чистая мордва-эрзя, поэтому село практически мононациональное.

Потолок – пихтовый, пол – берёзовый

Всё это успел рассказать Александр Пластеев, пока добирались из Залесово в Борисово. На въезде установлен приветственный плакат «Шумбра чи, ялгат!» – «добрый день, друзья!». Следом ещё один, красочный: «Шумбрат, Мордовия!» – «здравствуй, Мордовия!». Александр обратил наше внимание на оригинальные мордовские качели: две высоченные треноги метров по пять-шесть, вверху перекладина, откуда спускаются длинные верёвки. Нигде таких не видела. Вот и национальная усадьба: плетень, калитка, дорожка с деревянным настилом, ведущая к просторному бревенчатому дому и примыкающим к нему постройкам. Во дворе, как и полагается, целый огород с грядками и клумбами, под навесом – колодец с воротом. Нас встречают члены ансамбля «Умарина» и совсем юные «эрзяночки». От их красно-белых, очень ярких нарядов с геометрическим рисунком глаз не отвести, они затмевают даже цветы. Недаром говорят, что мордва любит всё красное, красивое, чтобы смотрелось весело. Ещё местные женщины по традиции вышивают свадебных петухов и солнышко с золотыми лучами. В доме сразу становится светлее и праздничнее.

В октябре 2012 года в усадьбе был открыт музей мордовской культуры. Его создание совпало с 75-летием Алтайского края и 1000-летием единения мордовского народа с народами Российского государства. Постарались сельские активисты. Два года подряд выигрывали губернаторские гранты в сфере деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций.

В 2011-м на эти средства ездили по району с этнографической экспедицией, собирали предметы культуры и быта мордовского народа, старинные вещи, художественные поделки, записывали фольклор, рассказы о традициях. Людям самим было интересно окунуться в старину. Второй грант (400 тысяч рублей) в 2012 году позволил участникам ансамбля «Умарина» реализовать проект года «Любимая Русь и мордва». Заложили мордовскую избу, сделали плакаты, провели масштабный районный фестиваль «Шумбрат, Мордовия». Были организованы дегустация национальных блюд, выставка предметов народных промыслов – вязаных изделий, вышивки, деревянных поделок. Зрители смогли познакомиться с обычаями и культурой этого народа.

Об истории создания музея рассказывает библиотекарь села Борисово Татьяна Авдошкина:

– Усадьбу мы заложили на въезде в село, на месте мусорной кучи. Сами его вывозили, расчищали территорию, проводили её благоустройство. ООО «Борисовское» построило колодец. Его бессменный руководитель Раиса Гридунова сама загорелась желанием заиметь в селе мордовскую усадьбу. Перед этим в село приезжал губернатор Александр Карлин. Он поддержал идею создания самобытного национального уголка и попросил помочь нам директора КЖБИ-2 Владимира Отмашкина. Тот приехал, обсудил чертежи всех построек, завез лес и другие нужные материалы и помог быстро их возвести. Селяне до сих пор благодарны Владимиру Николаевичу.

Эрзянский дом всегда строился из трех пород дерева: пол – березовый, стены – сосновые, потолок – пихтовый. Крыли его тёсом, солому не использовали. В Борисово старинные дома сохранились вдоль речки, они все с резными наличниками. А вообще, мордва – народ рукодельный, владеет ремеслом по дереву, занимается ковкой и прочим. Вы знаете, что представителями мордовского народа были дед нашего земляка Василия Шукшина, поэт Сергей Есенин, патриарх Никон. 90 процентов населения Борисово – мордва-эрзя. Наши старожилы носят фамилии Водясовы, Кротовы, Лаповы, Емельяновы, Гордяскины, Чулдушкины, Макрушкины, Зорькины, Почанкины, Надежкины и так далее. Если окончание фамилии на «ин» – стопроцентная мордва. К ней мы причисляем и Владимира Николаевича Отмашкина.

Экспонаты приносили сами

По словам Татьяны Авдошкиной, экспонаты для будущего музея собирали около десяти лет. Началось с того, что одна из читательниц сельской библиотеки Анастасия Понятайкина, баба Настя, обсуждая как-то с Татьяной старинные вещи, заявила, что у неё есть ткацкий станок, доставшийся от мамы, который она согласна отдать. Библиотека большая, освободили одну из комнат, привезли станок, отмыли его, собрали. Люди заинтересовались таким экспонатом. Некоторые стали приходить: «У меня есть старый кувшин, выкинуть его жалко. А в современном интерьере он не смотрится». Постепенно экспонатов прибавлялось, получилась небольшая музейная экспозиция. А когда мордовский дом достроили, каждый экспонат нашёл там своё место.

Авдошкина вспоминает, что на открытие музея, несмотря на дождливый день, собралось много народу из разных мест. Приехали гости из нескольких населенных пунктов Кемеровской области, где тоже много переселенцев из Мордовии. Праздник удался. Борисовская «Умарина» и её детская вокальная группа «Эрзяночка» продемонстрировали свои лучшие номера. Мокшу представляли ансамбль «Журавушки» (с. Большой Калтай) и фольклорная группа «Красивые бабушки» (с. Малый Калтай). Борисовцы встречали всех на ура и до сих пор вспоминают тот грандиозный праздник.

Теперь селяне с удовольствием собираются в музее на свои посиделки. Не так давно устроили вкусное мероприятие – «Праздник мордовского пирога». На крыльце гостей встречают «старожилы»: дедушка в клетчатой рубашке и лаптях, опирающийся на костыль, и прислонившаяся к нему бабушка в традиционных кофте с юбкой и вязаных мордовских чулках.

Людмила ЕРМОЛИНА

Источник: http://www.ap22.ru/paper/paper_12675.html