Международный институт генеалогических исследований
Карта сайта Записывайтесь на курсы по генеалогии
Программа «Российские Династии»

История одной фотографии: губернский парк для детей и взрослых

17.06.2014

Для обсуждения, уважаемые читатели, предлагаю фото середины 20 века. Это великолепные ворота входа в парк «Аполло». Свое название парк получил от имени греческого божества Аполлона. Это один из главных и древнейших греческих богов, первоначально считался охранителем стад, позже он стал богом света, покровителем переселенцев, а затем предсказателем будущего и богом поэзии, музыки и всех искусств.

Вот, кстати, обратная часть входных ворот с улицы в парк «Аполло» с остроактуальным агитационным плакатом тех времен, я думаю, что это вывеска начала 40-х годов, хотя могу и ошибаться.

Фото: investorkirov.ru

Перенесемся в конец 18 века. На месте парка «Аполло» был купеческий сад, который принадлежал семье Калининых и примыкал к их красивому каменному дому. Этот легендарный дом на ул. Спасской знают все кировчане. Сейчас в здании находится Областной суд. Но об этом позже. Спустя сто лет сад стал собственностью города и получил название Губернский.

А в 1894 году вятский меценат Александр Прозоров взял сад в аренду и благоустроил его для отдыха взрослых и детей, установив на его территории качели, беседки, веранды, летний театр и первый в городе кинематограф, которому было дано название «Аполло» в честь греческого бога Аполлона. И хотя парку давалось много названий: Губернский, Никитский, Прозоровский, Аполло, парк Василия Жуковского, однако до сих пор жители его продолжают называть «детским».

Парк «Аполло» скрывает много тайн. Кировчане и гости города замечали, что он расположен на неровной местности с большими перепадами ландшафта. Для центра города это не особенно характено, но типично для окраины древних городов. В этой теме хорошо разбирается Валерий Федяев, предприниматель, краевед и просто уважаемый мной человек. Вот что он пишет на своем сайте: «Те, кто проходил вдоль ограды детского парка Аполло по улице Володарского в последнее время, наверное уже заметил на ней исторический щит.

Все наслышаны о том, что на территории этого парка сохранился остаток крепостного вала, который мы беспрепятственно наблюдаем, а многие даже и не предполагают, катаясь с горки, что горка то имеет корни аж 17 века….

Наш известный краевед Владимир Любимов, в своей книге «Старая Вятка. Квартал за кварталом» даже сделал предположение, что на этом валу стояла Никитская башня.

На самом деле, если посмотреть на карту «Путеводителя по городу Хлынову», мы видим , что Никитская башня стояла намного ниже по спуску в районе дома 26 по улице Герцена, что и было подтверждено раскопками при строительстве этого дома. Жаль, что при переиздании своей книги Владимир Александрович не исправил свою ошибку.

На этом месте сохранившегося вала находился вывод для пищалей, второй на этом участке между Московской и Никитской башнями.

Именно об этом и гласит появившийся на данном месте информационный щит». Подробнее об этом, а также о других информационно-исторических щитак, установленных в нашем городе вы можете прочитать здесь.

Фото: gaspiko.ru 

Есть еще одна интересная фотография, сделанная около парка «Аполло» зимой. Обратите внимание, городская улица неочищена от снега. Горожане с трудом передвигаются на лощадях, впряженных в сани. А вот пешеходная зона достаточно вытоптана и ул. Володарского (ранее Никитская) очень узнаваема на фото. Я думаю, что это снимок начала 50-х годов 20 века.

Вернемся к усадьбе Калининых. На сайте vk-smi.ru сообщается: «Каменное строительство на Вятке начали купцы известных у нас фамилий - Машковцевы, Рязанцевы, Хохряковы, Калинины...

Сохранился дом Николая и Василия Калининых на Спасской (архитектор Ф.М. Росляков). Представительное здание с большими арочными окнами. В XIX веке здесь располагался дом губернатора.

Дом этот хоть и губернаторский, но литературный. Здесь бывали поэт Василий Жуковский (вместе с наследником, будущим царем Александром II он посетил Вятку), Н.Н. Ланская (Пушкина) почти полгода прожила в Вятке вместе с мужем - генералом П.П. Ланским, который прибыл сюда собирать ополчение в 1855 году).

Александр Герцен вспоминал этот дом в «Былом и думах». Позднее Салтыков-Щедрин описал его в «Губернских очерках». После перестроек флигель (канцелярия) был присоединен к дому и ныне находится с ним под одной крышей.

Чиновник по особым поручениям при губернаторе Михаил Салтыков совсем не похож на будущего «безжалостного сатирика, наводящего ужас своим убийственным пером».

Салтыкову 22 года, и он составляет первый годовой отчет о деятельности губернии. Организует в Вятке сельскохозяйственные выставки, отбирает для них экспонаты. В отчетах анализирует сырьевые ресурсы края, рынки сбыта, пути сообщения. Он изыскивает возможности пополнения городской казны и добивается того, чтобы расходные статьи были максимально гласными. Из Вятки пишет: «Я службу свою считаю далеко не бесполезною».

Уже до революции в здании располагается окружной суд. Со времен Салтыкова-Щедрина дом изменился: вобрал в себя соседние флигеля и обзавелся парадным крыльцом».

Кстати, именно потому, что в этом доме бывал Василий Жуковский, сад за домом какое-то время назывался садом Жуковского.

Мой любимый сайт archidesignfrom.ru как обычно углубляется в архитектурную тему: «Поклонник классицизма, Филимон Росляков и здесь (при постройке дома Калининых — прим. автора) руководствовался строгими правилами и при планировке усадьбы, и при проектировании жилых зданий. Его проект не был индивидуальным, но не был и типовым: Росляков не отступал от принципиальных решений, разработанных ранее при восстановлении города Твери после пожара и принятых на государственном уровне в качестве типовых, ни от тех шести проектов, которые комиссия о строении города препроводила во все губернские города с конфирмованными планами городов.

На плане города 1796 года (снятом с натуры) и главный дом, и восточный флигель показаны построенными, но в камне: деревянным был только угловой, западный флигель. Обратим внимание на то, что дом Калининых, как и другие два соседних родовых купеческих дома - Машковцевых на той же улице (улица Дрелевского, 12/74) и Хохряковых на Копанской (ул. Герцена, 50/96), - выстроенные в те же годы, по компановке усадеб и фасадам во многом друг друга повторяют. Но этому дому была уготовлена особая судьба: в первые же годы после постройки купцы вынуждены были сдавать его в аренду под жильё губернаторов, а в 1806 году - продать в казну".

С этого года дом считают губернаторским. Приспособления, ремонты, обновления идут почти непрерывно. В 1819-1820 годах деревянный угловой флигель сносят и по проекту Н. А. Андреевского строят каменный (для канцелярии губернатора). В 1855 году переехали в другой, арендованный дом. Началась капитальная перестройка здания по проекту «начальника искусственного стола» Ф. К. Яголковского. По разным причинам ремонт затянулся на многие годы, а в 1868 году дом и усадьбу передали губернскому земству - для окружного суда. С этого времени начинается новая перестройка по проекту петербургского архитектора Серебрякова. Обширный сад при доме, суду не нужный, переходит к городскому обществу и сдаётся в аренду частным лицам.

 

Я нашла еще несколько фото, предположительно сделанных в парке "Аполло".

 

 

 

Насчет последнего снимка есть сомнения, возможно, это было не в парке "Аполло", так как не могу понять, что за башня на заднем плане.

На этом сегодня прощаюсь. Жду с нетерпением ваших старых-новых фото и комментариев.

Автор статьи: Ольга Костылева 

Источник: http://kirovnet.ru/news/2014/06/15/istoriya-odnoy-fotogr