Telegram-чат

Бесплатная
консультация

Международный институт
генеалогических исследований Программа «Российские Династии»
+7 903 509-52-16
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2
Цены на услуги
Заказать исследование
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2

Англииские танки далеко не ушли из нашего города

05.06.2014

Сорок пять лет назад в нашем городе снимались эпизоды пятисерийного телефильма «Адъютант его превосходительства».
 
Военно-приключенческий фильм, снятый режиссером Евгением Ташковым, рассказывает о судьбе красного разведчика Павла Кольцова, который в 1919 году был направлен со специальным заданием в штаб деникинской армии, где стал адъютантом командующего.
Сами авторы сценария Игорь Болгарин и Георгий Северский считают, что главный герой, сыгранный Юрием Соломиным, – это собирательный образ. Однако сюжет фильма рассказывает о вполне реальных людях и событиях, происходивших во время Гражданской войны.
Существовали на самом деле и главарь банды «зеленых» атаман Ангел, и генерал Владимир Зенонович Ковалевский (настоящая фамилия Май-Маевский), и начальник контрразведки Добровольческой армии Щукин (настоящая фамилия Щучкин), и начальник Всеукраинской ЧК Мартин Лацис (роль которого сыграл режиссер фильма). Считается, что реальный прототип был и у адъютанта Кольцова – Павел Макаров.
Одна из главных сюжетных линий связана с Новороссийском, откуда командование Добровольческой армии ждет солидное подкрепление в виде танков, которое им предоставила Англия. К тому времени Первая мировая война уже завершилась, а у англичан осталось большое количество невостребованной достаточно грозной техники.
В сценарии фильма вопрос об этом на встрече с представителями Антанты поднимал генерал Ковалевский: «Мне были обещаны танки. Я неоднократно писал господину Черчиллю, почему мы им придаем такое значение. В Красной армии с танками не только не умеют бороться, но даже мало кто их видел… Скрытное и сконцентрированное появление танков на главном участке может одним своим внезапным появлением посеять панику в рядах красных и решительно предопределить исход битвы за Москву».
Присутствовавший на совещании в штабе бригадный генерал Брике заметил: «Господин Черчилль знал, что вы зададите этот вопрос. И решил ответить на него делом. В Новороссийском порту стоит несколько транспортов с танками. Прибыли и инструкторы. По личному распоряжению Черчилля все это предназначено вам».
В итоге в Новороссийске формируется эшелон с танками для отправки на фронт.
Согласно исследованию «Танки Гражданской войны» (Москва, 1999г.) поставка тяжелой техники для Белой армии из Англии началась в марте 1919 года. Тогда в Новороссийск на пароходе «Святой Михаил» поступила первая партия английских танков – шесть МК-V и шесть МК-А. В документах белых первые назывались тяжелыми или большими, а вторые – легкими или малыми. Вместе с танками прибыли и английские инструкторы, всего 29 человек.
По сохранившимся воспоминаниям британского персонала, готовившегося воевать исключительно в стране снега и льда, Новороссийск оказался солнечным и зеленым городом, а в южной России было гораздо теплее, чем в Англии.

После разгрузки и проверки материальной части, на что ушло семь дней, танки в Новороссийске стали демонстрировать свою боевую мощь. Эта пропагандистская акция проводилась по просьбе русского командования. Ежедневно в течение недели один из танков проезжал по набережной в сопровождении сотни казаков. А в выходной день один МК-V объехал вокруг всего города.
 
На передвижение танков по городу глазела масса народа. Один танк сломал небольшую кирпичную стену и взобрался на гору.
Вскоре в Новороссийский порт прибыл второй транспорт с танками. Однако с разгрузкой боевых машин дело обстояло не так просто. Танки привозили на крупных судах с обширными трюмами. Ввиду большой массы их грузили на самое дно трюма, а между ними укладывали остальной груз. В Новороссийске в то время был только один плавучий кран, который по грузоподъемности и вылету стрелы мог разгружать танки.
В архиве удалось обнаружить доклад коменданта военных пристаней Новороссийского порта, который ярко характеризует все проблемы выгрузки военной техники. «Легко удается поднять один танк, непосредственно стоящий под люком. Остальные приходится подводить непосредственно в трюме. Но так как не все танки приходят исправными, вытащить две с лишним тысячи пудов из какого-либо закоулка невозможно из-за отсутствия специальных средств в Новороссийске».
Общее количество танков, поставленных частям Вооруженных сил на юге России, по документам Новороссийской военной базы, составляло 73 машины. Прибывали они в следующем порядке:
22 марта – 12 танков на пароходе «Святой Михаил».
24 июля – 16 танков на пароходе «Ротенфельс».
6 сентября – 10 танков на пароходе «Бородино».
6 октября – 29 танков на пароходе «Фриенфельдс».
10 октября – 4 танка на пароходе «Амазис».
13 октября – 2 танка на пароходе «Костельяно».
Любопытно, что в октябре шесть танков были оставлены на волнорезе и даже не покинули территорию Новороссийского порта из-за отсутствия нужных железнодорожных платформ. Начавшийся вскоре сильный шторм смыл танки в море. Впрочем, их скоро подняли, но они простояли без ремонта вплоть до взятия Новороссийска красными 27 марта 1920 года. Всего же в руки красных при взятии города попало 18 машин.

В то время Новороссийск был настоящей Меккой для проходимцев и аферистов. Недаром именно здесь сосредоточились органы деникинской контрразведки. В октябре 1919 года представитель особого отделения генштаба Военного управления при Черноморском военном губернаторе полковник Мерлич докладывал начальству о том, что местный узел забит неотправленными по назначению вагонами. Военный комендант практически не заботился о поставках вооружения и боевой техники, а занимался коммерцией. За умеренную мзду перевозил мануфактуру, шелковые перчатки, чулки, парфюмерию. Достаточно было загрузить в такой эшелон один ящик со шрапнелью, чтобы получить статус литерного и иметь фактически безостановочный проезд. Впрочем, статус литерного имел и эшелон с танками, отправлявшимися из Новороссийска. 
Для того чтобы не допустить отправки танков на фронт, в Новороссийск была направлена группа подпольщиков с заданием пустить литерный поезд под откос.
Вот каким Новороссийск увидели прибывшие: «Кораблей в Новороссийске оказалось мало. Жестокие, ножевые ветры рвали на мачтах английские, американские и французские флаги, тоскливо свистели в крепко натянутых снастях.
На фоне судовых огней, четко вырисовывались часовые в черных шинелях. Часовыми были офицеры. Охрану пирса и прием танков у англичан вела офицерская рота дроздовцев».
Однако попытка подорвать поезд закончилась неудачей. Узнав об этом, Кольцов решился действовать самостоятельно и в итоге организовал лобовой удар товарного поезда с литерным, что и было показано в телесериале.

Павел Кольцов не погиб, схваченный контрразведкой. В последующих книгах об «адъютанте его превосходительста» рассказывается, что из-за болезни тифом военно-полевой суд над ним был отложен. Тем временем чекисты предприняли все возможное, чтобы сохранить жизнь своему товарищу.
Авторы использовали такой факт из истории Гражданской войны: у Дзержинского появились сведения, что в Петрограде под чужой фамилией скрывается не успевшая убежать из Советской России мать барона Врангеля. Ему-то  чекисты и предложили взаимовыгодный обмен – мать барона на двух плененных красных командиров, которые в книжной версии были заменены на Кольцова.
Что касается английских танков, оказавшихся в Новороссийске, то многие из них были отбиты у Добровольческой армии и уже в 1920 году положили начало новому роду войск Рабоче-Крестьянской Красной Армии – танковому. Английские танки были сняты с вооружения в 1930-х годах.

Источник: http://novorab.ru/ArticleSection/Details/12106
Все новости

Наши услуги, которые могут быть Вам интересны