Страницы прошлого. Род, прославивший Россию
Отшумели два года назад торжества, отдавшие дань памяти героям Отечественной войны 1812 года. Но интерес к тем далёким событиям и героям тех битв не иссякает. Недавно в Воронежской областной юношеской библиотеке имени В.Кубанёва состоялся литературно-музыкальный вечер, посвящённый знаменитому дворянскому роду Раевских. Этот вечер продолжил цикл под общим названием: «Знаменитые воронежские династии в культуре России 19-20-х веков». Вечера, организованные библиотекой, проводятся в рамках Года культуры в России.
Слушатели мысленно перенеслись в атмосферу XIX века. Этому способствовало и великолепное исполнение романсов русских композиторов, исполненных Заслуженной артисткой РФ Любовью Концовой, и прекрасно оформленная книжная выставка, посвященная роду Раевских.
О первом, Николае Николаевиче, с увлечением рассказал воронежский краевед Валерий Кононов. Кажется, все наслышаны о боевых подвигах Раевского, а вот как образ Николая Николаевича запечатлен в скульптуре, слушатели узнали, по всей видимости, впервые.
О сыне Николая Николаевича Раевского, тоже Николае, и его жене Анне Михайловне Бороздиной поведал слушателям автор этих строк.
Фамилия Раевских имеет непосредственную связь с воронежской землей. Когда-то имение в деревне Успенской Землянского уезда Воронежской губернии принадлежало Николаю Николаевичу Раевскому-старшему.
После его смерти по духовному завещанию оно отошло дочери, Марии Волконской. Когда имение было приобретено Раевским неизвестно, но известно, что здесь числилось «крестьян 266 душ и дворовых людей 15». Возможно, у семьи Раевских был свой дом и в Воронеже. Под Воронежем часто проходили военные маневры. 30 сентября 1823 года их проводила 2-я армия, в которой состоял 4-й корпус Н.Н.Раевского-старшего.
В это время и открылось в нашем городе военно-приютское училище. Адъютант Раевского Петр Муханов читал в училище лекции по географии, тактике, истории. Николай Николаевич предоставил ему свою обширную библиотеку. И часть денег Раевский передал на содержание училища. По окончании маневров Николай Николаевич с семьей и адъютантами уехал в Одессу.
После смерти генерала Раевского в 1829 году по просьбе его вдовы, Софьи Алексеевны, Александр Сергеевич Пушкин хлопотал перед Бенкендорфом об увеличении ей пенсии: «...Уже то, что она обратилась ко мне, - писал он, - свидетельствует, до какой степени у нее мало друзей, надежд и путей. Половина семьи - в ссылке, другая - накануне разорения. Доходов едва хватает на уплату процентов громадного долга...»
О каком же долге идет речь? Оказывается, в свое время генерал Раевский получил в Заемном банке и государственном казначействе около миллиона рублей с рассрочкой выплаты на 25 лет. После его кончины долг лег на плечи наследников.
В Воронежском архиве сохранился документ: «...1838 года марта 8 дня воронежской палатой гражданского суда резолюциею заключено: ...за другими наследниками в написании по здешней губернии ничего не осталось, а потому палата полагает требуемое Киевскою казенною палатою запрещение, за долг покойного генерала от кавалерии Раевского, наложить на одно только имение Волконской».
Анна Михайловна Бороздина родилась в слободе Красной Новохоперского уезда Воронежской губернии. Только вот записи о ее рождении в метрической книге Архангельской церкви не оказалось. Пришлось вести чуть ли не следствие, которое показало: «…по сему предмету открыто, что действительно от них господ Бороздиных дочь Анна рождена тысяча восемьсот девятнадцатого года декабря двадцать девятого дня». В семнадцать лет, после смерти родителей, Анна становится богатейшей помещицей.
Только в слободе Красной за Анной Бороздиной числилось 2056 ревизских душ, да в соседней слободе Подосиновке - 486 душ с принадлежащими к ним землями и всем движимым и недвижимым имуществом. В слободе Красной стоял господский дом: «О 32-х комнатах, крытый железом, десять деревянных флигелей, крытых камышом, две конюшни о 75 стойлах и манеж, крытые камышом».
Анна Михайловна Бороздина вышла замуж за Николая Николаевича Раевского-младшего в январе 1839 года. Он в это время служил в Керчи начальником отделения Черноморской береговой линии. К концу 1840 года у Николая Николаевича обострились отношения с начальством до такой степени, что он пришел к убеждению о невозможности дальнейшей успешной работы. В 1841 году Раевский в чине генерал-лейтенанта вышел в отставку и решил посвятить себя заботам по управлению и приведению в порядок своих крымских имений и воронежских поместий.
В 1842 году Николай собирался отвезти семью в Италию, чтобы познакомить их с матерью и двумя сестрами. Но эта поездка не состоялась. В следующем году 2 июня он отправился из своего крымского имения Карасан, собираясь посетить в Москве брата Александра. А 16 июня Николай приехал в имение жены - слободу Красную, а через месяц с небольшим, 24 июля 1843 года, скончался.
После смерти Николая Николаевича Раевского-младшего был направлен запрос архиепископу Воронежскому и Задонскому Антонию о месте похорон генерала. Предполагалось захоронение в склепе самой церкви или возле неё с тем, чтобы тело можно было в любой момент перевезти и перезахоронить. Но родственников на похоронах не оказалось, и никто не пожелал перевозить тело. Поэтому последним пристанищем Николаю Раевскому стал склеп в местной церкви.
Николай Раевский во время своей болезни запретил домашним писать жене о состоянии здоровья. Анна Михайловна, находясь в крымском имении, была в неведении, где находится муж и что с ним. О его смерти она узнала только 28 июля и сразу выехала на его могилу, оттуда съездила в Москву, а в начале сентября вернулась в Крым, где ее ждали дети. Старшему сыну Николаю в это время было около четырех лет, а младшему, Михаилу, всего полтора годика.
Много сил и средств Анна Раевская потратила на то, чтобы вывести сыновей в люди. Старший, Николай, окончил Московский университет, но выбрал военную стезю. Добровольно поехал в Сербию и погиб там в 1876 году. Младший, Михаил, долгое время прожил в слободе Красной и был приписан к воронежскому дворянству. В свое время его книга «Садоводство и плодоводство» была очень популярной.
Анна Михайловна скончалась в Петербурге в декабре 1883 года, но, по завещанию, была похоронена рядом с мужем.
В 1927 году деревянная церковь, где стоял склеп, сгорела дотла. И только в 1981 году на том месте, где находилась церковь, был обнаружен склеп. Теперь на высоком берегу Савалы, в селе Красном, возвышается памятник Николаю Раевскому. Установлен он по инициативе новохоперской общественности и на средства Фонда культуры РФ.
На гранитной глыбе – текст: «Установлен в память генерал-лейтенанта Раевского Н.Н. (младшего) друга Пушкина А.С. и декабристов, основателя г. Новороссийска, почетного гражданина г.Новохоперска 14.IX/1801-24.VII.1843 г.».
Евгений Куликов
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги