Международный институт генеалогических исследований
Карта сайта Записывайтесь на курсы по генеалогии
Программа «Российские Династии»

Артист Давыдов, или О вкусах не спорят

05.06.2014

Просматривая архангельские газеты периода Гражданской войны и интервенции, я неоднократно встречал в них упоминания об артисте Владимире Давыдове. Причем как в рекламных объявлениях о предстоящих сольных выступлениях или участии в спектаклях, так и в заметках, сообщавших о поездках артиста на фронт — для поднятия боевого духа белого воинства. Естественно, эти факты побудили меня побольше узнать об этом человеке. И вот что удалось выяснить.

Владимир Николаевич Давыдов (настоящие имя, отчество и фамилия — Иван Николаевич Горелов) родился в украинском Новомиргороде 7 (19) 1849 года. Окончив в 1866 году гимназию, отправился в Москву, где он, со школьных лет поклонник Мельпомены, стал завсегдатаем спектаклей в блиставшем в те годы Малом театре. Причем увлекся театром настолько, что стал брать уроки у известного в ту пору актера Ивана Самарина.

Освоив азы актерского мастерства, Владимир Давыдов выступал на сценах провинциальных театров в Астрахани, Воронеже, Казани, Орле, Саратове и Тамбове. А в 1880 году был принят в труппу столичного Александринского театра, где популярность ему принесли роли в пьесах Островского и Чехова. Попробовал Владимир Николаевич себя и на новом поприще — в 1908 году в роли Расплюева снялся в кинофильме «Свадьба Кречинского». А еще ранее приступил к педагогической деятельности — его учениками, в частности, были известная актриса Вера Комиссаржевская и впоследствии четырежды лауреат Сталинских премий актер и режиссер театра и кино Константин Зубов.

События 1917–1918 годов сказались на жизненном пути артиста таким образом, что он очутился там, где, видимо, никогда не собирался бывать — в холодном Архангельске. А чем он в нем занимался, как раз и сообщалось в газетах той поры. Но не только в них, но и в рекламных афишах. Например, в одной из них извещалось о концерте под названием «Кабарэ», сбор от которого поступил «в распоряжение Общества Имени Генерала Пуль для вспомоществования добровольцам Славяно-Британского Легиона». Из нее явствует, что Владимир Николаевич выступал сразу в нескольких номерах концерта и даже пел в цыганском хоре. И кроме того, был конферансье.

Артистическая деятельность Владимира Давыдова в Архангельске и Северной области продолжалась вплоть до вступления в город в феврале 1920 года частей Красной Армии. Однако его сотрудничество с белыми властями и интервентами, агитация при сборе средств в пользу белого движения негативным образом не сказались на его судьбе. Напротив, он спокойно вернулся в Петроград и продолжил работу в Александринском театре. Более того, в придачу к званию заслуженного артиста императорских театров в 1922-м (за три года до кончины) одним из первых среди коллег по актерскому цеху получил звание народного артиста РСФСР.

Неожиданным дополнением к сказанному вполне может служить фотоснимок, сделанный в Архангельске зимой 1918–1919 года. Запечатленных на ней коз, видимо, следует считать заядлыми почитателями творчества Давыдова, но весьма своеобразными. Ибо их интересовало не содержание спектаклей, в которых, как сообщалось в театральных объявлениях, участвовал Владимир Николаевич, а вкус самих афиш. И, если судить по площади съеденной бумаги, спектакль «Цель жизни» показался им вкуснее спектакля «Царь иудейский». Что ж, как говорится, о вкусах не спорят…

Михаил ЛОЩИЛОВ.

Источник: http://pravdasevera.ru/newspaper/2014/91/former/artist-davydov-ili-o-vkusah-ne-sporyat/