Telegram-чат

Бесплатная
консультация

Международный институт
генеалогических исследований Программа «Российские Династии»
+7 903 509-52-16
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2
Цены на услуги
Заказать исследование
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2

Самая умная царевна

30.09.2007
Ровно 350 лет назад в семье московского царя Алексея Михайловича родилась дочь, которую крестили Софьей...

Самая умная царевна
http://www.tverlife.ru/_content.php?Id=1.2.63&artid=1051&parts=issue_ps
В последние десятилетия даже вполне традиционно настроенные ученые понемногу отказываются от тезиса «история не знает сослагательного наклонения». Гораздо продуктивнее и, что еще более важно, поучительнее воспринимать историю как многовариантный процесс.

Вот, к примеру: если бы все в свое время пошло по-другому, вчера мы с вами праздновали бы значительный государственный юбилей. Ровно 350 лет назад в семье московского царя Алексея Михайловича родилась дочь, которую крестили Софьей.

В русской историографии царевну Софью Алексеевну традиционно относят к сугубо отрицательным персонажам. К этому приложил руку и великий Репин, написавший «грубую и властную женщину, разъяренную, как тигрица, запертая в клетку» – это определение, разбавленное другими подчеркнуто нелестными дополнениями, кочует из одного текста в другой. Но Репин-то тем и велик, что искал правду. Ну да, не юная сказочная царевна, и далеко не красавица, хотя, если посмотреть внимательно, Репин писал выразительное, скульптурно вылепленное лицо, в другом эмоциональном состоянии явно исполненное аристократической соразмерности. Здесь же героиня, по выражению одной моей юной коллеги, «пребывает в злобстве», и странно, если было бы иначе, ведь полное название этой картины – «Царевна Софья в Новодевичьем монастыре в 1698 году». Репин писал царственную особу, имевшую множество политических амбиций – и проигравшую в борьбе за власть.

Принято считать, что московские боярышни того времени, и в особенности царские дочери, жили затворницами, были изолированы от какой-либо общественной жизни и выходили только в церковь. В той или иной мере так оно и было – в зависимости от воли главы семьи. Дочери набожного Алексея Михайловича вели практически монашеский образ жизни, который, впрочем, был забыт сразу же после смерти папеньки. Вторая жена Алексея Михайловича, мать будущего императора Петра, была практически ровесницей царевен, к тому же они на дух не переносили представительницу враждебного боярского клана; один брат был сильно болен, второй слабоумен, третий еще совсем мал. В общем, шесть сестер получили полную свободу, перечить им не смел никто. Пять царевен с удовольствием занялись модными польскими нарядами и галантными польскими же ухажерами. Шестая же…

«Софья более своих сестер приблизилась к Федору и почти не отходила от него, когда он страдал своими недугами, – пишет историк Николай Костомаров, – таким образом она приучила бояр к своему присутствию, сама привыкла прислушиваться к разговорам о государственных делах и, вероятно, до известной степени уже участвовала в них при своем передовом уме». После смерти Федора и очередного стрелецкого бунта Софья была провозглашена правительницей при «великих государях» Иване и Петре. Царевна получила пусть не абсолютную, но власть. «Царевна Софья была особой весьма энергичной, напоминавшей по характеру своего прадеда, патриарха Филарета», – пишет Лев Гумилев. Напомним, именно Филарет возвел на трон династию Романовых.

Как известно, короля делает свита. Ум дамы-правительницы проявляется еще и в способности приблизить к себе по-настоящему подходящих людей. И прежде, и потом, уже в ХVIII веке, царские фавориты были не просто «интимными друзьями» – они трудились на благо государства. Софья Алексеевна приблизила к себе весьма любопытного человека – Василия Голицына, именовавшегося с тех пор «царственные большие печати и государей великих посольских дел оберегателем», что соответствовало европейскому статусу государственного канцлера.

Если сместивший Софью Петр рубил окно в Европу, то Василий Голицын открывал его неторопливо и аккуратно. Именно он учредил в Москве Славяно-греко-латинскую академию и посылал боярских детей за границу «для изучения военного искусства в иностранных государствах, так как… задался целью учредить порядочное войско вместо полчищ из крестьян»; ему приписывали проекты освобождения крестьян от частной зависимости; было смягчено законодательство о несостоятельных должниках, ослаблены некоторые уголовные кары, отменена варварская казнь посредством закапывания в землю. Он вводил в царском окружении европейские порядки, приглашал иностранных специалистов, занимался судостроением. Собственно, многие приписываемые Петру реформы были начаты Василием Голицыным, но проводились они куда более гуманными способами. «…Он хотел заселить пустыни, обогатить нищих, из дикарей сделать людей, превратить трусов в добрых солдат, хижины в чертоги… Все эти предприятия погибли в Московии с его падением», – писал французский посол де ла Невилль. Любопытно, что его первым в России прозвали Великим, что само по себе уникально – Василий Голицын не был официальной царствующей особой.

Царем был все-таки Петр. Поэтому в 1689 году князь Голицын отправился в ссылку в Архангельский край, а через девять лет, после попытки узурпировать власть, в Новодевичий монастырь удалилась (естественно, не по доброй воле – как тут не стать похожей «на разъяренную тигрицу»?!) и Софья – именно этот переломный момент и писал Репин. Начиналась совсем другая история.


Наталья ЗИМИНА
Рубрики: Генеалогия
Источник: http://news.centergen.ru/index.php?t=1454
Все новости

Наши услуги, которые могут быть Вам интересны