Международный институт генеалогических исследований
Карта сайта Записывайтесь на курсы по генеалогии
Программа «Российские Династии»

По следам тверских масонов

04.05.2014

Тайные общества – это всегда загадка и интрига, мифы и слухи, стереотипы и домыслы увлекательного детектива.

А когда дело касается всемирно известных организаций, вроде ордена Тамплиеров или последователей саентологии, то избежать исторических преувеличений и вольностей весьма сложно. Толстый налет вымысла осел и на масонах – организации, до сих пор причисляющейся к конструкторам нашего общества. Как оказалось, некоторые сиятельные особы из масонства, надежно вплетенные в историю России, происходят из Тверской губернии…

Пирамиды палладианца

Десять лет назад 13 июня на знаменитой «открыточной» набережной Торжка был установлен памятник Николаю Александровичу Львову – одному из самых ярких представителей русского Просвещения 2-й половины XVIII в. Известен всесторонне развитой поэт, изобретатель, архитектор, музыкант, общественный деятель, переводчик не только тем, что «перестроил» древний Торжок, как говорят местные историки, но и своими загадочными пирамидальными кладовыми в родовой усадьбе Никольское-Черенчицы. Сохранились два погреба-пирамиды – в селах Никольское и Митино под Торжком. В такой форме хранилища солений-варений нет ничего странного, если знать два момента. Во-первых, ранняя форма классицизма, выросшая из идей итальянского архитектора Андреа Палладио, которым увлекался Львов, в основе своей опирается на заимствование принципов классической храмовой архитектуры Древней Греции и Рима – строгое следование симметрии и учет перспективы. Во-вторых, автор собора Борисоглебского монастыря в Торжке и арочного валунного моста (Чертов мост) в усадьбе Василево, по некоторым сведениям, был еще и масоном…

Правда, достоверных данных нет, лишь косвенные. К примеру, в списках отечественных масонов XIX–XX вв. значатся потомки архитектора: правнуки Николай Николаевич (1867 – 1944) и Владимир Николаевич (1872 – 1930) Львовы, они же внуки Александра Николаевича Львова (1786 – 1849), второго сына тверского просветителя. Николай Николаевич, состоявший до 1914 г. в ложе «Малая Медведица», являлся членом масонского Межпарламентского союза (1910-е), депутатом I, II и IV Государственных Дум (ГД), председателем Саратовской губернской земской управы. Владимир Николаевич состоял во фракции Центра в III и IV ГД.

Косвенно принадлежность к масонству подтверждают и странные погреба. При включении известной степени фантазий. Пирамида – символ древний и строительный. Масоны такие любили: циркуль, мастерок, отвес, наугольник, уровень, молоток… На них построены их легендарные ритуалы вступления в братство и аллегорически выраженная система нравственно-этического учения. Ради которого официально «все мы здесь сегодня собрались».

«Исследователи», живущие на сенсациях и откровенном мистицизме, окрестили львовские пирамиды «тайными лабораториями». Прямо как в мультиках, встают внутри пирамиды люди, берутся за руки, а потом из наконечника улетает в небо «столб силы», который затем обрушивается на землю, и местные жители, скажем, начинают вытворять картины из экранизации романа Зюскинда «Парфюмер».
При должном воображении пирамида-погреб Львова смахивает на известный масонский символ, олицетворяющий божественное провидение – «Лучезарную дельту» или «Всевидящее Око» (треугольник, внутри которого изображается открытый глаз). Трактовать постройки можно и с позиции еще одного масонского символа – врат для посвящаемого, ограниченного «колоннами храма Иерусалимского» – северной и южной. С учетом того, что в погребах, по-видимому, хранились вино и закуски, для кого-то строения действительно могли нести ритуальную смысловую нагрузку…

Если яркий русский просвещенец Николай Львов и заложил что-то в свои пирамидальные погреба с подземным ходом-охладителем, то код его «масонской» архитектуры требует для расшифровки целого самостоятельного исследования. «Код Львова» – почему бы так не назвать наш ответ знаменитому ширпотребу по бестселлеру Дэна Брауна?

Тверской арьергард русского масонства

Подобная гипотеза о тайном знании применима и к теории заговора (вы разве не знали о теневом закулисье, правящем миром?), связанной помимо других организаций с «вольными каменщиками». Есть версия, что великие ложи масонов образуют нечто из серии мирового правительства, пронзив своими адептами государственные и бизнес-структуры.

Под этим соусом любопытно отметить, что видные тверские общественные и государственные деятели состояли в масонах. Это касается также известных военных, ведь масонов, особенно антисионисты, связывают как с мятежом декабристов 1825 г., так и с событиями Октябрьской революции 1917 г. Нина Берберова (1901 – 1993), эмигрировавшая в Европу в 1922 г. вместе с Ходасевичем – одним из крупнейших поэтов русского зарубежья, в своей последней книге «Люди и ложи», эдаком «путеводителе» по русскому масонству ХХ столетия, открыла нам некоторые имена тверских представителей знаменитого братства. Причем на основе документов, а не догадок – на архивных данных масонских лож в Париже и Калифорнии. Нина Николаевна причисляет «либеральное тверское земство к «арьергарду» русского масонства в последние годы царского режима».
Оказалось, что по крайней мере шесть видных тверских земцев были масонами.

Генерал от кавалерии Василий Иосифович Гурко (1864 – 1937) – второй из шестерых сыновей того самого генерал-фельдмаршала Иосифа Гурко, героя Русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг. (оборона Шипки и освобождение Софии), чья усадьба стала основой поселка Сахарово под Тверью, до которого в наши дни из-за туманов и убойных дорог не решаются порой ездить даже таксисты. Весной 1917 г. Василий Иосифович был командующим войсками Западного фронта русской армии, заменив легендарного генерала Алексеева. Член «Военной ложи», в которой состоял и один из главных участников отречения императора от престола генерал Николай Рузский, Василий Гурко вышел из масонства в 1917 г. вместе с распадом ложи (она располагалась вплоть до Февральской революции в петербургском особняке князя Алексея Орлова-Давыдова). Оставшись монархистом, генерал встретил кончину в Риме. Старшая дочь Василия Иосифовича скончалась в Касабланке три недели тому назад.

Выдающийся военный юрист Владимир Дмитриевич Кузьмин-Караваев (1859 – 1927) родился в селе Борисково Тверской губернии. В 1911 – 1916 гг. он был редактором отдела уголовного права и одним из авторов всем известной энциклопедии Брокгауза и Ефрона. Владимир Дмитриевич принимал участие в работе масонских лож «Заря Петербурга» (1909) и «Полярная Звезда» (1908 – 1909). После Октября эмигрировал в Париж. Интересно, что его сын Дмитрий принял католичество и стал в Ватикане кардиналом.

В эмиграции Владимир Дмитриевич не забросил масонство: в 1923 г. он стал членом достопочтенной ложи «Астрея» № 500 Великой ложи Франции, где через два года получил 18-ю степень посвящения, незадолго до кончины удостоившись звания «Первый страж» (второй по статусу человек ложи).

Весьегонская метка Октября

В тверской части «списка Берберовой» содержится несколько фамилий из Конституционно-демократической партии (Партия народной свободы) – левых кадетов, которые в I ГД 1905 года взяли 35% мест, а численность партийных рядов достигла 70 тыс. человек. Затем популярность партии начала падать – она пыталась оппонировать правительству чисто парламентскими методами, хотела спасти стремительно обрушавшуюся монархию (за мятежом генерала Корнилова видели «руку кадетов»). Одним из основателей партии был Владимир Набоков – отец знаменитого русско-американского писателя, автора «Лолиты» и «Других берегов».

Список тверских масонов из кадетов открывает Иван Ильич Петрункевич (1844 – 1928) – один из редакторов знаменитой газеты «Речь», главного печатного органа партии, председателем ЦК которой Петрункевич являлся в 1909 – 1915 гг. Как и многие из тогдашних либералов, он с приходом большевиков эмигрировал в Европу, найдя последний приют в Праге.

Тверским масоном оказался и Федор Измаилович Родичев (1856 – 1933), родившийся то ли в Петербурге, то ли в Весьегонском уезде Тверской губернии и нашедший последнее пристанище в швейцарской Лозанне. Вместе с Петрункевичем являлся лидером кадетов и признанным думским оратором. Именно ему принадлежит выражение «столыпинский галстук», брошенное 17 ноября 1907 г. на заседании ГД в связи с докладом председателя Совета министров А.П. Столыпина о продолжении жесткого пресечения революционного движения в России.

Еще один весьегонец Павел Павлович Гронский (1883 – 1937) – отец поэта «первой волны» эмиграции Николая Гронского, трагически погибшего в Парижском метро. Павел Павлович также входил в ЦК партии кадетов, затем бежал на юг к генералу Деникину. В декабре 1919 г. был командирован в США во главе Особой комиссии с официальной целью установить дружественные отношения между Россией и США.

В эмиграции был членом парижской масонской ложи «Северная звезда» Великого востока Франции (1928 – 1937) и ложи «Свободная Россия» (с 1931).

Вот уж в материале о масонах не обойтись без настоящей мистики! Еще один тверской земец-масон (судя по всему, самый близкий к теории заговора) Александр Михайлович Колюбакин (1868 – 1915) также родился в Весьегонском уезде, в селе Тюлькино, где, кстати, и был похоронен в родовом склепе (погиб на фронте в Первую мировую под Варшавой). Ныне это село Пятницкое. В 1907 г. член ЦК партии кадетов основал в Петербурге ложу «Полярная звезда», был членом ложи «Роз», объединявшей масонов – членов ГД.

Александр Михайлович видел в масонстве возможность для объединения усилий различных оппозиционных политических сил. В отличие от всех остальных тверских земцев, по которым увязать масонство и политическую деятельность нужно еще постараться, представитель древнего рода Колюбакиных являлся генсеком Верховного совета Великого востока народов России (ВВНР). А эта парамасонская организация, просуществовавшая до 1918 г., имела ярко выраженный политизированный характер – они упростили масонский обряд, брали в общество женщин, сохранив в основном жесткую внутреннюю дисциплину. Масоны считали ВВПР политическими кружками.
И что очень интересно – генсеком ВВНР в 1916 году был… Керенский. Да-да, тот самый Александр Федорович, которого газеты марта 1917 года называют «рыцарем революции» и «гением русской свободы». Летом того же года он становится министром-председателем Временного правительства, а затем начинает совмещать функции главнокомандующего. Как это обычно бывает с «героическими» фигурами периода коренных изменений в обществе, Керенский заканчивает ничем – умирает в возрасте 89 лет в Нью-Йорке. По сведению некоторых источников, местная Русская православная церковь отказалась отпевать его, сочтя виновником падения России…

СПРАВКА

Масонство
Целое движение, оформившееся из малопонятных источников в XVIII в. С точки зрения организационной структуры, представляет собой совокупность автономных «великих лож» (ложу иногда еще называют «Великий восток»), состоящих из малых лож. Идейное учение базируется на символах – инструментах средневековых каменщиков и легенде о строительстве Храма Соломона, которые служат аллегорической основой для системы морали. Учение имеет три общие степени посвящения (градусы): ученик, подмастерье, мастер. Высшим существом, творцом выступает «Великий Строитель (Архитектор) Вселенной». Официальные цели, по собственному определению масонов, эзотерического общества с тайной частью – благотворительность и нравственное совершенствование. Ныне в мире насчитывается около 6 млн масонов, треть из них – в США.

Придя в Россию, по одной из версий в 1730-х гг., вместе с иностранными офицерами, масонство несколько раз в нашей стране попадало под запреты. Первый запрет датируется 1822 годом. Спустя почти век под эгидой Великого востока Франции в начале ХХ века в России начинается второй расцвет масонства, который с приходом большевиков «переселяется» преимущественно во Францию. В новейшей истории масонство вернулось в Россию в 1991 году, после чего успело пережить здесь несколько расколов.

Источник: http://tverigrad.ru/publication/po-sledam-tverskikh-masonov-istoriya-volnykh-kamenshhikov-zhdet-svoego-issledovaniya