Telegram-чат

Бесплатная
консультация

Международный институт
генеалогических исследований Программа «Российские Династии»
+7 903 509-52-16
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2
Цены на услуги
Заказать исследование
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2

Первая мировая. Накануне

24.04.2014

Константин Бухонов


 

 

За неделю до убийства в Сараево австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда группа воронежских туристов отправилась в поездку по Европе. Конечно, это были не самые лучшие времена для турне: мир стоял на самом пороге Первой мировой войны, но люди, в том числе и наши туристы, надеялись – авось, пронесёт… 

Возглавлял эту группу Сергей Александрович Веретенников (1877-1942), младший сын богатого первогильдийского купца, потомственного почетного гражданина А.К.Веретенникова (18291903), проживавшего в купленном в 1870 году у Тулинова доме №30 по большой Дворянской.

 

 
Семён Александрович Веретенников.

С раннего детства Сергея обучали французскому и немецкому языкам. В 1894 году он окончил Воронежское реальное училище, затем - выпускник Петербургского технологического института (1903г.). Преподавал математику, теоретическую механику и строительное искусство в различных учебных заведениях Воронежа. Был гласным городской думы в 1903-1909гг.; с 1907 года являлся лектором Воронежского общества народных университетов – был одним из его учредителей; проводил работу по устройству литературно-музыкальных вечеров для жителей города. 

Его жена Ольга Владимировна (1882-1968), девичья фамилия Овсянникова - из дворянского рода.

 

 
Ольга Владимировна Веретенникова (Овсянникова).

Остальные члены туристической группы также были весьма образованными людьми, не раз бывавшими за границей. Сергей Александрович, например, интересовался европейской живописью, архитектурой, музыкой. И остальные ему под стать. 

Отправились пароходом из Одессы до Неаполя, расположенного у подножия Везувия. Затем поездом – в Рим, «вечный город». Далее – север Италии: Болонья, Венеция… Однако как раз в это время был убит Франц Фердинанд, а вскоре и предъявлен ультиматум Сербии, союзнику России. Положение осложнялось час от часу. 

«Война ещё не объявлена, - пишет Сергей Александрович в своем очерке «За рубежом», - но уже сделалось известно об ультиматуме, поставленном Германией России». 

Мир к этом времени неотвратимо скатывался в кровавую пучину. 

И далее в очерке Сергея Веретенникова читаем: «Мы расстаемся с Италией, не только богатой памятниками прошлого и величайшими произведениями искусства, не только очаровывающей своими пейзажами, - с Италией, куда, как правоверный в Мекку, стремится душой и телом каждый поэт, художник, археолог, но и – с простой, милой, гостеприимной Италией». 

Они решили возвращаться на Родину через Вену. Но стало ясно, что из столицы союзницы Германии наших туристов могут не выпустить. 

Поэтому пришлось поездом, через перевал Бреннер, ехать до Инсбрука – там можно было сделать пересадку до нейтральной Швейцарии. 

Все воронежцы – двое мужчин и пять женщин – находились в нервном напряжении. Далее их путь лежал в столицу Берн. О посещении музеев и выставок можно было забыть: обстановка в Европе накалялась с каждым днем, и все понимали, какие трудности могут их ожидать в случае начала военных действий, которые, собственно, и начались через пару недель. 

Из Берна – Париж, Лондон и, наконец, норвежский Берген – родина Эдварда Грига, который «заставляет звучать лучшие струны вашей души», – как напишет Веретенников. Далее – Стокгольм и Финляндия, которая тогда входила в состав Российской империи. Наконец-то дома! Заметим, что Сергей Александрович Веретенников на войне не был (на фронт его не мобилизовали по зрению), но он занимался устройством литературных вечеров и чтением лекций в лазаретах Воронежа, скрашивая, пусть и в малой степени, досуг раненых на фронтах бойцов. 

Если бы ведали эти интеллигенты, что ожидало их в дальнейшем: мировая война – с газовыми атаками (от них погибло около 100 тысяч человек), огромные жертвы (в сводке от 26 февраля 1917 года общее число убитых и умерших от ран в России оставило 598764 солдат и офицеров, в Германии – 1,05 миллиона, во Франции – 850 тысяч); две революции, Гражданская война унесли 17 миллионов жизней, раскулачивание, репрессии и террор. 

19 октября 1917 года «Воронежский телеграф» опубликовал стихотворение Веретенникова: 

Листья осенние падают, падают!.. 
По небу тянутся тучи жемчужные… 
Сердце усталое счастье не радует, 
Позднее счастье, ненужное!.. 
Полно! Не верь в это счастье прекрасное, 
Полное муки конца недалекого, 
Полное темного, вечно бесстрастного, 
Осени мрака глубокого!..

Этот декадентский стих оказался в какой-то мере пророческим. Интеллигенция как будто понимала, что в будущем её ожидает «глубокий мрак», самое тяжелое для неё было ещё впереди… Но это уже, однако, отдельная тема.

Источник: http://www.communa.ru/news/detail.php?ID=82818
Все новости

Наши услуги, которые могут быть Вам интересны