Международный институт генеалогических исследований
Карта сайта Записывайтесь на курсы по генеалогии
Программа «Российские Династии»

Зовут меня Медведь

21.04.2014

Реконструктор из Белгорода рассуждает, вернутся ли в обиход древние славянские имена

Наверное, сейчас кому-то я открою большую тайну: не любое русское имя – славянское, и не любое славянское имя – русское. Вот моё имя – Мария – русское, но не славянское. Оно у меня древнееврейского происхождения, и в наш язык пришло из византийской культуры. Может быть, кто-то удивится, узнав, что из двоих персонажей русской народной сказки «Маша и Медведь» славянское имя носит только один – сам медведь.

Наследство Византии

Исконных, славянских русских имён до наших дней дошло совсем немного. В современном обиходе из них популярны единицы, это, как правило, мужские имена: Богдан, Станислав, Всеволод, Вадим (от «вадить» – спорить) – по пальцам пересчитать можно. Женщин в нынешней России славянскими именами называют ещё реже: Людмила, Бажена (означает – «желанное дитя») – вот, пожалуй, и всё.

Привычные нам Иван, Василий, Пётр, Анастасия, Катерина и Татьяна совсем не славянского происхождения, а древнееврейского, древнеримского и древнегреческого: они пришли к нам вместе с христианством, через греческое посредство. Большая часть русских имён так или иначе заимствована из западной культуры. Привычные для нашего уха имена Игорь, Олег и парное ему женское Ольга скандинавского происхождения (от Ингвара и Hélgi, что по-скандинавски – «святой»).

Ряд имён из славянских корней возник на славянской почве как калька греческих, которые «дословно» перевели на русский – например, Вера, Надежда, Любовь (Пистис, Элпис, Агапе), Лев (Леон). К славянским дохристианским они не относятся.

Между тем до христианства славянских имён на Руси было великое множество. Давайте их вспомним!

Мрак и Громобой

Значительную часть славянских имён составляли имена двухосновные. Именно такие из языческих, как правило, до сих пор пользуются спросом у россиян. А было их несметное количество: Доброжир, Тихомир, Ратибор, Гостомысл, Велимудр, Доброгнева, Любомила, Миролюб, Светозар, Милонег, Будигост, Громобой, Братислав, Красимир и Казимир.

Святославы, Ярополки, Всеволоды и прочие Ярославы – особый пласт имён, княжеских, которые употреблялись преимущественно в правящем роду. У наших предков на Руси был довольно обширный список популярных имён: Добрыня, Тишило, Ратиша, Путята, Веселин, Данко, Гордыня, Дарён, Мрак, Мстивой, Твердята.

Женскими именами, заканчивающимися на «-слава», тоже в основном называли княжон: Предслава, Болеслава, Всеслава, Верхуслава, Звенислава, Горислава. Отдельные их них звучали необычайно красиво и мелодично: Голуба, Любава, Милава, Богумила, Купава, Малуша, Томила, Мирослава, Малюта, Прекраса, Добродея, Цветава, Пламена, Забава, Гостята.

Раз нашлась, так и нечего смотреть

На Руси были в ходу и «отрицательные» имена. Нежданой или Найдой могли назвать девочку для того, чтобы «обмануть» возможную болезнь, чтобы хворь не пришла в дом. Раз дочка родилась «неожиданно», «нашлась», то вроде как и нечего болезни на неё глядеть: пройдёт стороной.

Были популярны и Немилки, и Погонейки, и Досады. Имена создавались из причастий – Ждан, Неждан, Хотен, по порядку рождения – Первуша, Вторак, Третьяк, Девятко, из животного и растительного мира – Жаворонок, Медведь, Орёл, Орех, Щука, Заяц и Волк.

Как рассказала руководитель белгородского клуба исторической реконструкции «Хранители»  Инесса Максимова, все славянские имена никакой религиозной нагрузки не несли, а отражали либо черту характера, либо предрекали судьбу, а ещё с их помощью выражалось отношение коллектива (семьи) к человеку – Храбр, Блуд, Искрен.

С XIII века князей на Руси, как правило, нарекали лишь христианскими именами, а бояр, посадских и крестьян часто называли двумя: одним для мирской жизни, другим – при крещении.

Извините, как вас по матчеству?

Интересно, что с XV века древнеславянские имена (многие из них теперь совсем непривычны нашему современному слуху – Валуй, Твердило, Доброгост) стали переходить в разряд прозвищ, превращаясь в фамилии, а с XIII века на Руси у высших слоёв общества начинают появляться отчества (на юго-западе Руси, кстати, их употребляли очень редко). Иногда встречались отчества, образованные и от женских имён, как, например, Семён Катеринич, Олег Настьич. Возможно, если бы этот элемент древней культуры сохранился, то, помимо отчества, мы имели бы и «матчество». Любопытно, что в XIV–XV веках отчества стали часто употребляться в качестве имени – Никитич, например, Ярославна или Брячеславна.

Православное имя, которым крестили ребёнка, долгое время считалось тайным оберегом, чтобы злые силы не знали о нём, да и нынче многим нашим соотечественникам при крещении дают второе имя. По словам историка Инессы Максимовой, женщина в Древней Руси за свою жизнь могла менять имя несколько раз: одно получала при рождении, по желанию могла выбрать другое при совершеннолетии. А потом, выйдя замуж, снова могла поменять имя, если мужу оно было не по нраву.

«Меняли имя и вдовы, уходящие в монастырь, покидающие мирскую жизнь, – рассказывает Инесса Максимова. – Именно поэтому по летописям и разным документам даже специалистам бывает непросто понять, кто из женщин на Руси, грубо говоря, кем являлся».

Кстати, русское имя Светлана – единственное в своём роде, возникшее в русской литературе и получившее широкое распространение в качестве настоящего личного имени. Изначально специалисты по ономастике – науке, изучающей имена собственные, – предполагали, что имя имеет древнеславянское или древнерусское происхождение, но эти гипотезы не подтвердились. Имя было придумано и впервые использовано Александром Востоковым в романсе «Светлана и Мстислав» (1802), а широкую известность приобрело после публикации баллады «Светлана» в 1813 году, созданной поэтом-романтиком Василием Жуковским.

Они возвращаются

Невероятно много красивых древнерусских имён исчезло из обихода, постепенно было вытеснено христианской культурой, хотя сохранялись они довольно долго. В других славянских государствах – Польше, Чехии, Сербии, Черногории, Украине, к примеру, – исконных собственно славянских имён в употреблении сохранилось гораздо больше, чем у нас. Почему так?

По мнению Инессы Максимовой, этому есть свои объяснения. Маленькие народы, такие как сербы или черногорцы, всегда были окружены враждебно настроенными соседями, которые постоянно совершали набеги и грабили население. Потому они оставались в культурном смысле более консервативными и были озабочены сохранением исконных черт. Русский же народ, как и американцы, более открыт, любопытен, ему всё интересно. При этом, как государствообразующий, всегда был вынужден стоять на позициях дипломата, эдакого плавильного котла наций, который перемешивал в себе множество различных культурных традиций. Именно поэтому наша культура всегда легко принимала заимствования. Тем не менее в последнее время, говорит Инесса Максимова, славянские имена стали возвращаться в Россию.

Мария Литвинова

Источник: http://www.belpressa.ru/news/news/zovut-menya-medved/