Первопечатник-дьякон служил в Кремле, а работал на Никольской
Самый простой способ увидеть первую напечатанную в Москве книгу «Апостол» — пойти в Музей книги, что в Российской государственной библиотеке, где хранятся несколько экземпляров книги. А оттуда, с Моховой, всего несколько минут пешком до тех мест Москвы, где жил и работал сам легендарный первопечатник.
Краков — Кремль
О детстве и родословной Федорова (то, что мы читаем сейчас как фамилию, на самом деле отчество) мы не знаем практически ничего — лишь можно утверждать, что родом мастер из нынешней Белоруссии или Литвы. Учился же он около 1530 года в знаменитом, одном из старейших в Европе, Ягеллонском университете в Кракове.
В знаменитом — но, по тогдашним политическим раскладам, вражеском. А оттуда попал в Москву как один из ученых-ассистентов просвещенного митрополита Макария, духовного наставника Ивана Грозного.
Службу Федорову определили прямо в Кремле, в церкви Николы Гостунского. Сейчас на ее месте одно из крыльев Большого Кремлевского дворца, построенного автором храма Христа Спасителя Константином Тоном, а престол церкви — в нижнем ярусе колокольни Ивана Великого. Церковь, помнившую Ивана Федорова, снесли в 1830-е годы по личному указанию Николая I — причем силами московского воинского гарнизона — ровно за одну ночь, чтобы избежать народных волнений.
Кремль — Никольская — Польша
Затем наступил черед Большого Проекта, то есть печатной палаты Федорова, где был изготовлен первый тираж «Апостола», «Триоди постной» и еще нескольких книг. Она была рядом с Николо-Греческим монастырем, в квартале, где сейчас размещается Историко-архивный институт РГГУ (Никольская улица, 9–13).
Каменная палата простояла, впрочем, недолго: ее сожгли вместе со всем оборудованием. Поговаривают, постарались конкуренты — переписчики книг, благо они размещались по соседству. Федоров и его помощники поняли намек — тем более что тучи царского гнева сгущались и обострялась ситуация на Западе — и «отъехали» в польскую усадьбу Заблудов, где гетман Ходкевич выступил для них «инвестором». Печатные работы продолжились.
Но и Никольская улица в Москве осталась «книжной», наверное, уже навсегда. Здесь в XVII столетии разместили Синодальную типографию, рядом процветала букинистическая торговля (одна из лучших открыток серии «Русские типы» начала ХХ века — это книжники Никольской).
А в советское время — и посейчас — здесь учатся архивисты, которые, наверное, последними в нашем мире забудут о бумаге.
Вновь в Москве
Умер российский первопечатник во Львове, тогда польском, но через три века вернулся в Москву уже в виде памятника. В 1909 году скульптуру Сергея Волнухина установили перед зданием Синодальной типографии (на ней в память о Федорове декор из XVI века — лев и единорог с первой Печатной палаты).
Потом, расширяя Никольскую улицу, памятник перенесли — на то место, где он и стоит сейчас: угол Театрального и Третьяковского проездов.
А еще именем Ивана Федорова назван Полиграфический институт (ныне — Университет печати), здания которого находятся на Сухаревке (еще одном букинистическом районе) и в Петровско-Разумовском. Здесь давно не учат «высокой» и «глубокой» печати (разве что в историческом курсе) — студентам куда нужнее и интереснее книжный и виртуальный дизайн. Но само дело Ивана Федорова — упаковывать контент в максимально качественную «обертку» при минимальных затратах — продолжается, как встарь.
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги