Telegram-чат

Бесплатная
консультация

Международный институт
генеалогических исследований Программа «Российские Династии»
+7 903 509-52-16
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2
Цены на услуги
Заказать исследование
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2

Мост длиной 1800 километров

13.03.2014

30 ноября прошлого года в Серпейском сельском Доме культуры состоялся уникальный фотомост между мещовским Серпейском и селом Серпиевка, что находится в Катав-Ивановском районе Челябинской области. И дело здесь вовсе не в схожести названий, а в том, что серпеяне обрели целое село родственников (около 500 человек), с которыми расстались почти 200 лет назад.

Фотомост стал логическим продолжением многолетнего сотрудничества серпеян с калужским городским фотоклубом «Калуга», подготовившим ряд фотовыставок о жизни серпеян (работы находятся в Серпейске и украшают стены сельского Дома культуры, создавая оригинальную краеведческую фотоэкспозицию).

Идея фотомоста родилась в процессе общения с руководителем фольклорного ансамбля «Оберег» Натальей Ланковой из г. Миасс Челябинской области. Наталья Мавлетжановна рассказывает:

- Узнала из Интернета, что фотоклуб «Калуга» создал фотовыставку «Серпеяне». Меня она очень заинтересовала. Я с участниками своего фольклорного ансамбля занимаюсь исследованием музыкального фольклора села Серпиевка Челябинской области. Жители села - переселенцы из Калужской области: в конце XVIII века их привезли из Серпейского уезда на заводские работы. Потомки тех переселенцев бережно хранили культуру своего края, даже за невестами ездили в Калужскую губернию. Сейчас в селе совсем немного жителей, бабушки говорят на калужском диалекте, знают былички, частушки. Вот мы и решили провести фотомост двух родственных сел.

Сказано - сделано. И 30 ноября в домах культуры Серпейска и Серпиевки одновременно, в 11.00 по московскому времени, собралась многочисленная зрительская аудитория (около 200 человек).

Вначале участники фотомоста познакомились с фотовыставкой Лидии Пядышевой и Натальи Ролиной, рассказывающей о Серпиевке и удивительной природе, окружающей это село. Затем прослушали доклад Ольги Савкиной об истории Серпейского уезда. Кстати, уезд упразднен был в 1797 году, через четыре года после переселения местных староверов на Южный Урал для работы на Симском заводе. А в 1796 году город Серпейск в связи с малой численностью населения и отсутствием промышленности был выведен за штат и стал селом. В это время выходцы из Серпейского уезда на Урале основывают в память о покинутой родине село Ново-Серпиевка (так оно называлось около ста лет).

Из документального фильма, подготовленного областным телевидением Челябинской области, собравшиеся на фотомост узнали, что 30 семей переселенных староверов принадлежали помещику Бекетову (он якобы проиграл их в карты).

Выяснились и такие детали: мужчины-переселенцы носили одежду старинного покроя, длинные бороды и имели особую «кержацкую» стрижку; женщины, также вопреки всем веяниям моды, одевались в национальные русские костюмы. Консервативны они были до мелочей, сторонились всех, кто не принадлежал к их общине. К православным мирянам относились почти так же, как к «нехристям», и ни за что не могли пить-есть с ними из одной посуды.

Для проведения служб старообрядцы использовали пещеру Колокольную. А чтобы избежать репрессий, которых во все времена в отношении раскольников было очень много, они использовали условные сигналы: на входе висел специальный шнурок, дернуть его должен был каждый входящий. На перекладине в дальнем зале пещеры висел колокол - это и был тот самый условный сигнал: если колокол звонил, было понятно, что идет кто-то свой; если же слышались шаги, а колокол при этом молчал, становилось ясно - нужно срочно прятаться.

Службы в пещере Колокольной продолжались до 30-х годов XX века. Благодаря добровольной самоизоляции длиной в два века жителям Серпиевки удалось сохранить свою культуру и специфический говор: мягкий, похожий на украинский, язык они называют «ягунским», а себя «ягунами». В селе до наших дней сохранился старинный обычай проводов в солдаты: новобранца из дома выводят под частушки задом из ворот и потом проводят через всю деревню, не сажая в транспорт, пока не выйдет за околицу.

Еще одна традиция староверского села: придумывать друг другу прозвища. Поскольку все жители - потомки девяти основных фамилий, «различают» друг друга по тонко подмеченным особенностям внешности или характера.

Об этой традиции подробнее собравшиеся узнали из доклада Ивана Боровкова, старшеклассника Серпиевской средней школы, который стал в 2011 году лауреатом премии президента России в номинации «Исследователи» на всероссийском фестивале «Ковчег дарований».

- Я выяснил, почему иметь прозвище в нашем селе так же необходимо, как и имя, и почему без прозвища у нас можно просто затеряться. В настоящее время в селе проживают три Боровковых Ивана, две Боровковы Надежды, два Барановых Ивана, два Калининых Александра. Есть и другие люди, у которых совпадают имена и фамилии. Чтобы различать их, придумывали прозвища. Николай Егорович Трякшин так рассказал мне о происхождении своего прозвища: « Прозвище дала моя бабушка Симутина Анастасия Степановна. У меня ёсь дядя Симутин Николай Кузьмищ, но ён старше меня всехо на шесть лет. Мы росли вместе, щасто играли у бабушки. Кохда она нас кликала, мы не понимали, кохо. Однажды она позвала: «Миколай!» Мы спросили: «Каторай?» Она сказала: «А маленькай». Так и пошло, Коля Маленький».

Целая группа прозвищ произошла от качеств человека. Например, Бакирыч – скупой, жадный человек; Христик – человек очень правильный; Разливной – очень хорошо играет на гармошке разливную (частушки)… Есть и очень интересные прозвища. Например: Таня Москва – женщина, которая все знает; Морозиковы – в роду был человек жестокий, строгий и холодный, как мороз.

Наступил самый волнующий момент - сеанс одновременной связи: на больших экранах в залах домов культуры появилось изображение происходящего в режиме реального времени с живым звуком. Выступивший со словами приветствия к участникам фотомоста директор Серпейской школы Евгений Филонов поведал, что первые попытки установить связь с далекими земляками были еще в 90-е годы прошлого века.

- В 1995 году, - сказал Евгений Николаевич, - мы в школе получили письмо из Серпиевки с предложением об установлении связи и совместном изучении общей истории, однако, к сожалению, смутное перестроечное время помешало воплотить эту мечту-предложение… Наш сегодняшний фотомост, я надеюсь, станет началом и первой страницей новой истории в отношениях двух родственных сел…

Надо заметить, что выступления участников встречи неоднократно прерывались бурными аплодисментами в двух аудиториях, особенно когда звучало обращение: «родственники». У многих на глазах можно было заметить навернувшиеся слезы радости.

В ходе фотомоста прозвучали предложения об обменных фольклорных, краеведческих и фотографических экспедициях, об учреждении института побратимства между Серпейском и Серпиевкой и проведении научных изысканий об истории двух сел, которые разделяют 1800 километров.

Алексей НИКИТИН, председатель городского фотоклуба «Калуга».

Источник: http://www.vest-news.ru/article.php?id=58306
Все новости

Наши услуги, которые могут быть Вам интересны