Международный институт генеалогических исследований
Записывайтесь на курсы по генеалогии
Программа «Российские Династии»

Если подходить с душой…

07.03.2014

В любом городе, здании, камне можно найти что-то интересное и тем самым обогатить свой внутренний мир.

Когда общаешься с Изабеллой Лысцевой, кажется, что время замедляется, ты погружаешься в атмосферу спокойствия, современные проблемы меркнут и уходят в прошлое, а прошлое, наоборот, становится интересным и волнующим. За плечами этой хрупкой женщины множество региональных, государственных и международных наград, целую статью можно посвятить только перечню ее заслуг. Несмотря на всеобщее признание, она продолжает заниматься научной деятельностью. На сей раз ее взор обращен к истории Северного Кавказа. Но тема русской усадьбы, которая всегда была центральной в творчестве Изабеллы Вениаминовны, до сих пор не исчерпана, и она в своих нынешних работах по-прежнему воспевает дух этого культурно-исторического феномена.

- Расскажите о проекте, которым вы сейчас занимаетесь на телерадиокомпании «Ника».

- Сейчас я веду рубрику «Прогулки по русским усадьбам», которая является частью программы «Пригласительный билет». Но я не рассказываю о туристических возможностях, я приглашаю зрителей вместе со мной совершить видеопрогулку, погрузиться в атмосферу русской усадьбы. Можно сказать, что это проект длиной в двадцать два года. Менялась форма, менялось название, но интерес к этой теме, любовь к ней сохранились до сих пор. Задача у меня сложная, потому что как таковых усадеб уже нет, осталась только память, и сделать так, чтобы усадьбы не ушли в забвение – моя цель.

Сейчас я делаю программы, посвященные Серебряному веку. Это понятие очень многогранное: здесь и целая плеяда художников и поэтов, это и мода, и дизайн, кроме того, в усадьбах возникали школы, также было развито сельское хозяйство, животноводство, да что там говорить, один только быт заслуживает особого внимания. Существовали даже специальные бытописатели. Журнал «Столица и усадьба», который просуществовал вплоть до 1917 года, был посвящен светской жизни и особенно жизни русской усадьбы. Я часто обращаюсь к этому изданию как источнику информации, а авторы, такие как Врангель, Лернер, являются моими вдохновителями.

Дело в том, что усадебная культура очень замкнута, ее дух состоит из мельчайших деталей, которые сложно собрать, но легко разрушить. Кстати, поэтому я не люблю посещать усадьбы в праздники, во время ярмарок или концертов, когда русский романс в исполнении артистов Большого театра перемешивается с запахом шашлыков… Получается, это уже не усадьба, это что-то другое.

- Что обычному человеку может дать знакомство с русской усадьбой?

- У нас в любом городе, пусть даже самом маленьком, есть место, где сохранились элементы того времени. Вот приезжаем в Козельск, там прекрасная усадьба, в которой находится краеведческий музей, здание в хорошем состоянии, и у него такая интересная история! Приезжаем в Тарусу – то же самое, и все это не просто здания, колонны, прежде всего усадьба – это домочадцы, а домочадцы – это судьбы, а они связаны не только с историей края, но и с историей России.

Сейчас у нас мало кто помнит, как звали прабабушку, а ведь это история рода и того места, где ты родился, того поселка, города, губернии, страны в целом. Я считаю себя богатым человеком, потому что знаю много родословных. А как иначе? Ты нищий, голый, без истории – ты вообще никто.

- Какой образовательный минимум, по вашему мнению, должен иметь каждый человек, чтобы хоть как-то «стоять на ногах»?

- Первое, что должен сделать калужанин, который хочет как-то прикоснуться к истории, - это сходить в краеведческий музей, усадьбу Золотарева. Но не просто пройти по залам и прочитать этикетки, а посмотреть архитектуру, паркет, росписи. А какой там потолок! Если долго смотреть, то воображение унесет вас в небо. Квадратики на потолке составлены специальным образом, и кажется, что высота его около пяти метров, а на самом деле - всего лишь метр.

Также обязательно нужно посетить художественный музей, это тоже усадьба, последние владельцы - Чистоклетовы. Там в одной из печей нашли клад, купчиха запрятала… В каждой усадьбе столько тайн! Просто сходите на экскурсию – не пожалеете. Вот эти две усадьбы – это то, с чего надо начать.

- Существует много способов заинтересовать зрителя. Как вы своего привлекаете?

- Я редко прибегаю к постановочным сценам, я не ввожу никакой мистики, не провожу расследование, не зову экстрасенсов – я использую только исторические данные. Я переношу зрителей в атмосферу того места и периода, о котором идет речь.

Как вы думаете, почему у меня такая прическа? Потому что стрижка в дворцовых интерьерах разрушит гармонию. Джинсы, куртка – все это будет мешать восприятию, я же всегда в костюме. Если в программе принимает участие еще кто-то, я также стараюсь, чтобы они слились с музейной обстановкой, чтобы мы не диссонировали, даже если от усадьбы остались только руины.

Но важен не только внешний облик, большое значение имеет речь – она у меня плавная, напевная. Я всегда подбираю соответствующую музыку, в основном моего любимого XIX века. Другими словами, я использую все средства, чтобы создать артефакт, который будет воздействовать эмоционально, и даже если человек не знает, что такое анфилада, что такое бельведер или аттик, я все равно уведу его в мир русской усадьбы, чтобы зритель смог отдохнуть душой.

- «Прогулки по русским усадьбам» – это все-таки прогулки в прошлое, а в современном городе вас ничего не привлекает?

- Одна из последних программ была посвящена ночной Калуге, я гуляла у «шарика», возле фонтана, разговаривала со скульптурой Ученого кота… И я вдруг поняла, что в такой обвязке современный город мне тоже интересен.

Мне кажется, если подходить с душой, если быть внимательным, всматриваться, если пытаться узнать хоть что-то о том, что тебя окружает, то в любом городе, здании, камне можно найти что-то интересное и тем самым обогатить свой внутренний мир.

Надежда ЛУТОШКИНА.

Источник: http://www.vest-news.ru/article.php?id=58163