Telegram-чат

Бесплатная
консультация

Международный институт
генеалогических исследований Программа «Российские Династии»
+7 903 509-52-16
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2
Цены на услуги
Заказать исследование
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2

Родовые корни династии Швецовых

22.01.2014

В преддверии 70-летнего юбилея Тюменской области наша газета начинает цикл публикаций о людях, связавших свою жизнь с освоением крупнейшего в мире Западно-Сибирского топливно-энергетического комплекса, без которого невозможно представить современную Россию. Предлагаем вниманию читателей рассказ Людмилы Евгеньевны Швецовой, который записала её внучка Дарья Молочкова, продолжательница династии Швецовых. Она окончила институт геологии и геоинформатики Тюменского государственного нефтегазового университета и работает по специальности.

Энергия памяти

Тюменские родоведы выделяют в западно-сибирской региональной генеалогии емкий сюжет. Край считается энергетическим сердцем России. Нельзя не заметить параллели: профессиональная энергетика в коллективах газовиков и нефтяников столь высока, что породила особую энергию памяти.

Должна признаться, наш семейно-родовой клан давно пропитан этой энергетикой. И начало положено моими предками в 30-е годы прошлого столетия. Моего прадеда Евгения Ивановича Швецова (1915-1975 гг.) помнят старейшие нефтяники Татарии и Оренбуржья.

Евгений Иванович родился 18 января 1915 года в небольшом уральском городке Красноуфимске. Он почти не помнил своего отца, участника Первой мировой и гражданской войн, погибшего в Иркутске. Растила Женю, его младшего брата Виктора и племянника Мария Швецова, вдова 28-ми лет. Трудное было детство.

Тяга к образованию привела Евгения Ивановича в 1930 году в Уральский геологоразведочный техникум в Свердловске. На курсе было всего две девушки. Одна из них — отличница Нина Моторина, веселая, крепкая, спортивная, сразу привлекла его внимание.

Любовь и буровая

Родилась она тоже на Урале, в городе Невьянске, 1 января 1913 года. Отец ее работал кузнецом на знаменитом Демидовском заводе, в семье воспитывалось четверо детей.

Нина Матвеевна вспоминала: жили впроголодь, в неотапливаемых дачах. Вода в чайнике к утру замерзала. А затем — новое общежитие, постоянное "чувство пустого желудка", веселое, молодое существование, занятия спортом и практика на установке канатно-ударного бурения в Чусовских городках и на американских буровых "Сюлливэн". В эти годы и завязалась у Нины и Евгения сначала дружба, а потом и любовь на многие годы.

После окончания техникума их направили на работу в город Ишимбай Башкирской АССР в контору бурения. Нину назначили на одну буровую, Евгения — на другую. Нина работала наравне с мужчинами: сначала трудилась рабочим, а потом бурильщиком. Работа нелегкая даже для сильного пола, но девушка отличалась стойким и упрямым характером. Женщина-бурильщик — это и трудно, и почетно.

Кочевая жизнь

Нефтяники всегда кочевники. Был в семье Швецовых сызранский период, сахалинский, была нефтяная Татария и Оренбург.

В Сызрани родилась первая дочь Эльза, а через год Евгения Швецова призвали в ряды Красной армии. Нина ожидала второго ребенка и вынужденно уехала к свекрови в Красноуфимск. Здесь родилась Ариадна. Обе девочки умерли от воспаления легких в раннем возрасте. В те годы детская смертность была велика.

Евгения Ивановича после службы в армии назначили сначала буровым мастером, потом начальником участка бурения треста "Сызраньнефть". А в 25 лет он уже стал директором конторы капитального ремонта скважин.

Нина Матвеевна трудилась в конторе бурения начальником комсомольско-молодежной буровой. Авторитет зарабатывался нелегко, так как вокруг мужчины с опытом работы. Но характера молодому технику хватало, и уже скоро ее уважительно стали называть по имени и отчеству.

Нефть и война

В январе 1940 года появилась на свет Людмила, а через год мужа перебросили директором конторы бурения "Прикамнефть". В Приуралье искали нефть, чтобы подтвердить предсказания Губкина о наличии месторождений между Волгой и Уралом.

Летом 1941 года в семье Евгения и Нины уже в Краснокамске родился сын Владимир. Шла война. По решению Госкомитета обороны из Баку перебазируется в Краснокамск экспериментальная контора турбинного бурения Наркомнефти. Директором этой конторы назначили 28-летнего Швецова, главным инженером — С.И. Аликина, техническими руководителями на первых порах остались при конторе М.Т. Гусман и Я.А. Гельфгат.

Инженер-нефтяник Гельфгат позже в сборнике воспоминаний отмечал: внедрение метода кустового разбуривания Краснокамского месторождения оказалось мощным средством увеличения производительности труда и позволило уже в 1943 году повысить цикловые скорости строительства скважин, объемы проходки, темп роста нефтедобычи и другие показатели.

Работа конторы бурения в те годы несколько раз была отмечена присвоением Знамени Государственного Комитета Обороны. Евгений Иванович получил свой первый орден — "Знак Почета". Хочется вспомнить родного брата Евгения Швецова — Виктора Ивановича. С детства очень одаренный музыкальный мальчик, но обучать его игре на музыкальных инструментах у вдовы не было возможности. Тяга к музыке была столь сильна, что Виктор сам научился нотной грамоте, прекрасно играл на скрипке, мандолине, балалайке, баяне. Он создал молодежный оркестр, и они выступали в клубах и на танцевальных площадках.

Однако судьба распорядилась иначе. Война поломала немало человеческих судеб. Виктор Швецов получил тяжелое ранение в левое предплечье. Со скрипкой пришлось проститься. Устроиться на работу помог старший брат. Так в семье Швецовых появился еще один нефтяник и тоже буровик. По контракту он трудился в Австрии и Индии, во ВНИИ буровой техники, затем референтом заместителя министра нефтяной промышленности В.И. Мищевича. Награжден боевыми и трудовыми наградами, медалью "За доблестный труд в Великую Отечественную войну" и другими.

Горючее — фронту

В 1944 году Евгения Швецова назначили управляющим трестом "Сахалиннефть". Его бросают за десять тысяч километров на восток — на Сахалин. И семья засобиралась в дорогу. Нина Матвеевна с детьми выехала вперед, Евгений Иванович в Москве получал назначение. Их поезда пересеклись на станции "Зима". Дорога оказалась длинная. Нина Матвеевна вспоминала, что ехали семь семей в теплушке, в середине вагона — нары и печка. В Хабаровск прибыли почти через месяц.

Местные власти противились назначению нового руководства, и только по звонку из наркомата обороны Швецовых отправили в город Оху. Тогда генерал Петренко со спецконтингентом — заключенными — закончил строительство нефтепровода под Татарским проливом.

Трубы были заполнены нефтью лишь на половину проектной мощности. Шесть месяцев дали Швецову, чтобы наполнить трубопровод: на материке нефть ждали составы с цистернами. Швецов ходил по острию ножа над пропастью. Всем известно, что следовало за невыполнение указания Государственного Комитета Обороны СССР.

В канун Нового 1945 года на "материк" застучали по рельсам составы с цистернами в сторону фронта. В Новый год, а это и день рождения Нины Матвеевны, Швецов снял стресс за домашним праздничным столом, осушив несколько вместительных рюмок с коньяком...

Самая дорогая награда

Жизнь налаживалась, в семье родилась младшая дочь, и назвали ее Виктория. Тогда о сахалинских нефтяниках шла добрая молва, награждали орденами, двое стали Героями Труда. Евгению Ивановичу вручили орден Трудового Красного Знамени. Он считал его самым дорогим в жизни. Еще бы! Ведь он эквивалентен самой жизни.

Сахалин увеличивал объемы добычи: нефть требовалась для восстановления народного хозяйства. Швецову поручают создать объединение "Дальнефть" с пропиской в городе Охе на Сахалине. Понятно, как трудно класть первый камень. А еще добиваться ассигнований, создания материальной базы. Евгений Иванович дневал и ночевал на промыслах. Он хотел все узнать сам, чтоб не водили за нос. Труд одержимого руководителя снова был отмечен вторым орденом Трудового Красного Знамени. Всякий раз испытываешь потрясающее ощущение масштабности деяний прадеда и его единомышленников: каждая страница семейной саги — это шаги большой истории.

Не волнуйся, мы горим!

Обстановка на острове была неспокойная. В семье помнят такой случай. Глубокая летняя ночь. Семья давно спит, а Евгений Иванович работает в кабинете. Стук в окно: "Евгений Иванович, у вас пожар на чердаке". Муж будит жену: "Нина, не волнуйся, мы горим". Как не волнуйся?! В доме трое маленьких детей. У пожарных не оказалось ни капли воды. Успели вывести детей и вынести кое-какие вещи. Дом старой японской постройки полностью сгорел за 40 минут.

Швецова (в обход областного начальства) определили на Высшие инженерные курсы Министерства нефтяной промышленности СССР. Москва. Наверное, это самый счастливый год в жизни Евгения Ивановича и Нины Матвеевны: они, наконец, вкусили аромат нормальной жизни: без авралов, сводок, вызовов на ковер. Детей согласилась взять на это время в Красноуфимск Мария Евлампиевна.

Рисунок для дочки

Новый этап в развитии нефтяной отрасли — Татария. Грандиозные перспективы по добыче нефти. Швецову предстояло создать буровой трест "Татбурнефть", равного которому еще не было. Объединив под одно начало три конторы бурения и вышкомонтажную контору, трест стал прототипом для других нефтяных районов.

Евгений Швецов был человеком, горячо увлеченным делом. Он всячески поощрял внедрение изобретений, принимал участие в их разработке. Схемы, наброски чертежей, черновики пояснительных записок обсуждались с подрастающими детьми. Это приобщало к профессии и служило самопроверкой: доступно, понятно и грамотно ли изложены мысли. Первые решения перевозки вышек без предварительной разборки на гусеничном ходу с помощью тракторов и специальных тележек, блочные конструкции обсуждались в семейном кругу в рисунках и схемах.

Швецов совместно с такими известными нефтяниками как В.Д. Шашин, А.О. Асан-Нури, А.Т. Шмарев, Б.А. Рагинский участвовал во внедрении индустриального метода строительства буровых за счет монтажа оборудования на крупных блоках и перевозки их на лафетах. Признание трудового вклада Евгения Ивановича в эти годы отмечено вручением ему ордена Ленина. Дважды избирался он депутатом в Верховный Совет Татарской АССР.

Охота на уток и… книги!

Евгений Иванович с молодых лет охотился на уток и сыну Владимиру передал свое увлечение. Не было случая, чтобы они приехали без добычи. В доме почти всегда держали породистых охотничьих собак. А в рыбной ловле не было равных Нине Матвеевне. А еще у Швецовых царил культ чтения. Собирали большую домашнюю библиотеку, читали запоем. Евгений Иванович любил стихи Есенина, Блока, уральского поэта Николая Куштума и выразительно читал их на память. Любил пошутить. Приезжая на обед, обращался к своей маме: "Мамочка, тебе привет от Фенимора Куперовича!" — "Спасибо, Женечка, но что-то я не припомню такого?" Гостей в доме бывало много, не мудрено было ей, старенькой, и не "упомнить" всех.

1964 год — важный для семьи. Евгения Ивановича назначили начальником объединения "Оренбургнефть", и они с женой уехали из Татарии. Разъехались уже повзрослевшие дети: старшая Людмила — в Западную Сибирь с первыми отрядами геофизиков в Усть-Балык (сейчас всем известный город Нефтеюганск), через год туда же приехал его сын Владимир, младшая Виктория поехала учиться в Москву.

Евгений Швецов продолжал трудиться в Оренбурге. В этот период он получил второй орден Ленина и звание "Почетный нефтяник СССР".

К сожалению, здоровье стало сдавать — сказались беспокойная работа, длительное нервное напряжение, груз ответственности. Болезнь вынудила уйти на пенсию. Но он по-прежнему жил новостями и достижениями отрасли.

В Западной Сибири шло бурное освоение нового нефтяного региона — третьего Баку. И теперь уже дети семьи Швецовых помогали его становлению, делали свои биографии. Подрастали внуки.

Дети — продолжатели дела

Евгений Швецов рано ушел из жизни, в 60 с половиной лет (ровно столько же, день в день, было суждено прожить и его сыну Владимиру). А Нина Матвеевна прожила 88 с половиной лет, как и ее мать. Она всегда оставалась деятельной, отличной хозяйкой, заботливой мамой и бабушкой, активно интересующейся жизнью, литературой, историей, политикой, словно наверстывая всё, на что не хватало времени в трудной молодости. О ее славном труде написал К.Б. Хакимов в книге "Славные буровички Татнефти" (2005 г., Казань).

Всегда рядом с ней была младшая дочь Виктория Евгеньевна. Она окончила Московский институт имени И.М. Губкина (инженер-механик), с 1973 года работала в Министерстве нефтяной промышленности СССР, а затем в ОАО "НК "Роснефть".

Более двадцати лет отдал тюменской нефти сын Владимир Евгеньевич, геофизик, награжденный орденами Трудовой Славы III степени и медалями. Он умер через полгода после Нины Матвеевны.

Дочь Швецовых, Людмила Евгеньевна (моя бабушка), геофизик, в 1961 году окончила МИНХиГП им. Губкина. Она связала свою судьбу с Западной Сибирью, где познакомилась с Виктором Молочковым (будущим мужем), тоже геофизиком.

Дети пошли по стопам родителей, старались всегда быть достойными их. Пример тихого семейного патриотизма — верность делу отцов.

Часто общаясь с бабушкой Людмилой Евгеньевной и дедом Виктором Ивановичем, я слышала, как они рассказывали о временах нефтяников-первопроходцев, какие это были люди. Смелые, уверенные в победе романтики, умные, добрые, веселые.

К ним приходили старые друзья — геологи, геофизики, засиживались за разговорами, воспоминаниями допоздна. Бабушка унаследовала от Нины Матвеевны гостеприимство и незаурядные кулинарные способности. Я восхищенно смотрела на них и думала: как, наверное, здорово иметь столько друзей, и не просто друзей, а единомышленников, фанатов своей профессии. И я задумала: может, и я стану похожей на них, стану продолжателем славного рода нефтяников, геологов, геофизиков. Мне бы очень этого хотелось. Что из этого получится — покажет время.

Источник: http://www.mngz.ru/ugra/276708-rodovye-korni-dinastii-shvecovyh.html
Все новости

Наши услуги, которые могут быть Вам интересны