Международный институт генеалогических исследований
Записывайтесь на курсы по генеалогии
Программа «Российские Династии»

Малоизвестные факты о гербе Москвы

23.12.2013

20 декабря 1781 года был официально утверждён всем известный герб города Москвы. К этой дате мы решили собрать 7 малоизвестных фактов об этом символе

Герб Москвы и герб России

Даже немосквичам известно, как выглядит герб Москвы, потому что он является частью и герба России. Кажется, что московский в точности повторяется на государственном гербе, и это вполне логично: герб столицы в сердце герба страны. В официальных документах можно увидеть, что в «Положении о гербе Москвы» прописано имя персонажа, изображённого на нём — Георгий Победоносец. Но это же изображение на государственном гербе описывается в документе «О Государственном гербе Российской Федерации» как безымянный всадник, и вот дословная цитата: «…на груди орла — всадник, поражающий копьём дракона». Никаких имён и отсылок к древним сюжетам здесь нет.
Безымянный всадник

С древних времён до сих пор идут споры о том, когда именно всадник, попирающий змея, был официально назван святым Георгием. Есть сведения, что до XVIII века многие москвичи называли изображённого на их гербе всадника по-разному. Например, они говорили, что это «царь, на коне победивший змия», или «великий государь наш на аргамаке», или «сам государь с копьём». А наименее просвещённые и вовсе не могли расшифровать символ и называли его просто: «человек на коне с копьём колет змея». Однако к этим сведениям отношение у историков неоднозначное: ведь могли простые люди расшифровать и более сложные символы на иконах — это было время, когда «одна икона заменяла десятки проповедей». И всё же, согласно документам, «Святым Егорием» называет московского всадника царь Пётр I только в XVIII веке.
Первый Георгий

Удивительно, но скульптура святого Георгия стояла на главной башне Кремля — Фроловской — уже в XV веке, в 1464 году. Об этом можно узнать из Ермолинской летописи. Хотя, это ещё не значит, что скульптура была прообразом герба, потому что через два года с внутренней стороны Фроловских ворот была поставлена статуя святого Дмитрия, что позволяет говорить об их охранительной роли.

Сама же традиция изображения святых или князей на печатях или монетах была воспринята Русью от Византии в конце Х столетия. Первое известное изображение святого Георгия было помещено на монеты и печати Ярослава Мудрого, чьё имя в крещении было Юрий, или Георгий. Вслед за ним на своих монетах святого Георгия печатали Юрий Долгорукий и его брат Мстислав, Александр Невский и Иван II, Дмитрий Донской и Василий II Тёмный.

Покровителем Москвы святой Георгий считается со времён Дмитрия Донского, а изображение всадника и побеждённого змея в качестве герба утвердилось при Иване III, когда русские земли объединились вокруг Москвы.
Икона и геральдика

С одной стороны, сюжет герба религиозный: на нём изображён важный для России святой в момент своего высочайшего и известнейшего подвига. С другой стороны, он запечатлён без нимба — вопреки всей русской иконописной традиции. Такое изображение Георгия Победоносца — в момент, когда он протыкает змея штыком, — традиционный иконописный сюжет с утвердившейся композицией и символическими цветами. Канон виден и на гербе Москвы. И всё же, если сравнить икону и герб, мы увидим различие: всадник повёрнут на них в разные стороны. Но так было не всегда: в 1856 году по указу Николая І герб Московской губернии был «подчинён» канонам западной геральдики. Согласно им, все живые существа должны быть повёрнуты в правую сторону. Изменилась и цветовая палитра: всадник сменил жёлтый плащ на синий, чёрный дракон превратился в золотого с зелёными крыльями, а белый конь стал серебряным. Белый и серебряный цвета — цвета рая, так что символический смысл коня остался прежним.
Международная известность

Георгий Победоносец, так любимый на Руси, любим не только у нас. Он — общехристианский святой, более того — известный исламским народам Африки и Ближнего Востока, где его зовут Джирджис и аль-Хадр. Святого Георгия считают своим покровителем Генуя, Венеция, Барселона, а также страны Португалия и Англия. Это значит, что у москвичей и жителей всех этих мест — общий хранитель. Великобританию, например, он взял под своё крыло ещё в X веке, то есть даже раньше, чем Москву: уже тогда там строили церкви, посвящённые святому Георгию, а в XIV веке он был официально признан небесным покровителем Англии.

Туристы из этих мест порой очень удивляются, видя своего святого на гербе столицы России. Может быть, он помогает им чувствовать себя у нас как дома — как, впрочем, и нам у них.
Разнообразие символики

Поединок святого Георгия со змеем трактуют по-разному, а значит, и герб Москвы имеет множество толкований. Существует два описания чуда Георгия: спасение дочери языческого царя от закланья и покорение змея молитвой. Подвиг этот обратил множество людей в христианство — и этот факт рифмуется с идеей Москвы как Третьего Рима и России как хранительницы православия. Москва, согласно своему гербу, — город-крепость, город-воин.

Само сказание часто понимают и так: спасённая царевна — это церковь, а змей — язычество. Но у змея есть и другое значение, ведь именно в него вошёл дьявол, искусивший Адама и Еву в райском саду. А значит, герб Москвы напоминает нам ещё и о том, что дьявола и грех возможно победить — как это сделал Георгий Победоносец.
Тройной праздник

Москва — единственный город России, празднующий день своего герба и флага. Празднование происходит 6 мая — в день, посвящённый святому великомученику и Победоносцу Георгию.

День этот и раньше был значимым — причём не только для москвичей, — так как большей частью населения России до отмены крепостного права были крестьяне. Юрьев день для них был единственным в году днём возможной перемены жизни, когда они могли уйти от угнетавшего их барина.

Источник: http://chelovek-online.ru/zakon/article/obshchestvo/maloizvestnye-fakty-o-gerbe-moskvy/