Международный институт генеалогических исследований
Записывайтесь на курсы по генеалогии
Программа «Российские Династии»

Николай Уколов: Государственная символика должна воспитывать гражданственность и патриотизм

23.12.2013

На вопросы ИА REX отвечает президент АНО «Балмедиагруп», заслуженный художник России, военный герольдмейстер, член рабочей группы Геральдического совета при Президенте Российской Федерации Николай Иванович Уколов.

Уважаемый Николай Иванович, пользуясь случаем, мы хотим поговорить с вами о значении символики вообще и, в частности, государственной. Тем более, что сегодня активно идет поиск символов, которые могли бы отражать самобытность, уникальность России не только как государства, но и как общественно-исторического образования.

Сразу отмечу, что государственная символика России установлена законом. Это - герб, флаг и гимн. 25 декабря 2000 года принят Федеральный конституционный закон «О Государственном гербе Российской Федерации», утвердивший его описание и порядок официального использования. Тогда же был принят Федеральный конституционный закон «О Государственном флаге Российской Федерации» (с более поздними уточнениями). Он определяет правовое положение и правила использования флага России. Есть и Федеральный конституционный закон «О Государственном гимне Российской Федерации». Первое официальное исполнение Государственного Гимна Российской Федерации состоялось 30 декабря 2000 года на Государственном приеме в Большом Кремлевском дворце. Есть и такие символы, как Штандарт [флаг] Президента Российской Федерации - главный символ президентской власти , Знак Президента РФ, который возлагается на Президента России как главу государства на период его полномочий Председателем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. После принесения присяги Президентом России Знак Президента России хранится в резиденции Президента в Московском Кремле. Использование Знака Президента России определяется нормами Государственного протокола.

По моим личным наблюдениям, в России все сильнее проявляется потребность более широкого использования в повседневной жизни государственной символики, чем это предусмотрено законом. Так цвета Государственного флага стали использоваться даже в качестве дизайна детской, молодежной и спортивной одежды. Да и вообще у россиян растет потребность в выражении своего патриотизма, чувства гордости за свою страну, что, в частности, выражается и в стремлении к использованию государственной символики.

За каждым государственным символом стоит своя история, но в целом они выражают государственный суверенитет. Изучение истории государственной символики, её эволюции помогает всесторонне представить ход исторического процесса, приблизиться к пониманию мировоззрения людей прошедших веков, подойти к изучению социальной психологии российского общества.

Практически все современные символы Российской Федерации были официально установлены сравнительно недавно - в течение последних двух десятилетий. До этого существовала символика Советского Союза, составной частью которого была наша страна, он имел собственные государственные символы, свою отличающуюся от теперешней идеологию. Новой России потребовались новые символы, которые бы в полной мере отразили изменения, произошедшие в стране.

В то же время существуют и неофициальные, но узнаваемые символы той или иной страны. Кремль - это Москва, Эйфелева башня - Париж, Тауэрский мост - Лондон и т.д. Только что завершился телевизионный конкурс «Россия 10», в котором россияне выбрали 10 наиболее примечательных географических мест или исторических памятников. Но использование таких символов, скажем, в России не кодифицировано. Поэтому за поисками новых неофициальных символов страны часто просматриваются попытки извлечения коммерческой прибыли, а не поиски дополнительных духовных скрепов нации. Национальные символы страны вряд ли возможно определять путем голосования. Это в равной степени относится, кстати, и к геральдическим знакам как составной части тех символов, которые существуют на протяжении длительного исторического периода, приобретая при этом определённую функцию, определённое назначение.

Бросается в глаза тенденция: различные компании - будь то государственные, или коммерческие - стремятся обзавестись собственной символикой. Своя символика присутствует в различных службах, к ней стали тянуться отдельные личности и даже целые семьи. Что за всем этим стоит, попытки дистанцироваться от какой-то общности - профессиональной, сословной, личной,- или стремление через прошлое прорваться в новое настоящее?

Начну ответ со второй части вопроса. На мой взгляд, это определенный исторический и психологический феномен. Изучение причин и условий возникновения этого фактора может помочь приблизиться к пониманию нынешней социальной психологии общества, его менталитета - вопросам недостаточно изученным и актуальным. Тем более, что большой интерес к национальной символике проявляют и представители самых широких слоев общества. Правда, пока этот интерес обозначен контурно, но тенденция к неким «тотемным» знакам, которые различают одного от другого, одну группу или компанию от другой, действительно налицо. Так создаются новые или возрождаются старые символы и геральдические знаки.

Сегодня, когда в стране появляются новые социальные слои и группы населения, стала расти потребность и в знаковом обозначении их новых статусов, новой социальности. В последние годы в России стали популярны так называемые фамильные гербы. На сей счет сейчас ведутся серьезные дискуссии. В основе интереса россиян к личным гербам сегодня лежит, как чувство собственного гражданского достоинства, символическое отражение самостоятельности, стремление возродить отечественную традицию и органично ввести страну в сообщество геральдически цивилизованных держав. Появились специальные организации, которые берутся за воссоздание семейной родословной. Но официальной регистрации личных гербов в России пока не существует. С официальным восстановлением исторических символов России новые поколения все чаще пытаются обращаться к истории давно забытых, когда-то низвергнутых эмблем и символов.

Развивается и ведомственная геральдика. Сегодня почти у всех ведомств есть свои геральдические знаки-эмблемы и флаги. В разработке геральдических знаков для большинства из них я лично принимал участие. Все государственные, ведомственные и территориальные символы перед утверждением в обязательном порядке проходят экспертизу в Геральдическом совете. Отмечу, что это очень непростая процедура. Не всем удается пройти ее с первого раза.

Вы, насколько нам известно, являетесь автором известной медали «За любовь и верность», которая вручается самым крепким супружеским парам. Как рождался этот проект?

Да, я сделал эскиз этой медали, которая вручается один раз в год 8 июля, в День памяти покровителей российских семей – святых Петра и Февроньи. Медаль является общественной наградой, учрежденной организационным комитетом «День семьи, любви и верности в Российской Федерации». Эмблемой праздника является цветок ромашка символ семейного счастья, благополучия, единства, верности и любви. Два лепестка покрыты красной и синей эмалями и образуют цвета Государственного флага. Медалью награждаются граждане России – супруги, создавшие семью не менее 25 лет назад, получившие известность среди сограждан крепостью семенных устоев, основанных на взаимной любви и верности, добившиеся благополучия, обеспеченного совместным трудом, воспитавшие своих детей достойными членами обществами. Награждение медалью производится один раз в год 8 июля. Хочу специально отметить, что осуществление этого проекта стало во многом возможным благодаря поддержке и содействию Светланы Владимировны Медведевой, супруги экс-президента, а ныне главы правительства России Дмитрия Анатольевича Медведева.

В современном российском обществе проблемы семьи очевидны: пьянство, наркомания, агрессивность и жестокость всё более вторгаются в пространство семьи, разлагают её изнутри, поражая общественными недугами. Это прямое следствие кризиса института семьи. Продвижение здоровых семейных ценностей: любви, верности, ответственности и, особенно, массовой многодетности, как важнейшей составляющей и цели семейной политики, становится одной из важнейших задач всего российского общества, задач его выживания. Наша задача - вернуть идеалы супружеской верности и чадолюбия, культуру многодетной семьи.

Известно, что при Вашем активном участии в России происходит возрождение бальной культуры. 9 ноября прошла бальная церемония, посвященная 400-летнему юбилею Дома Романовых. В прошлом году при самом активном содействии Фонда Дягилева и компании «Деллос Кейтеринг» состоялся бал, посвященный юбилею победы в Отечественной войне в 1812 года. Сейчас балы проходят в различных учреждениях, институтах, школах, в столицах субъектов Российской федерации. Что стоит за всем этим?

За этим стоит стремление к прекрасному у россиян на уровне генетической памяти и дань исторической традиции, а также, на мой взгляд, желание противостоять опошлению и обезкультуриванию досуговой сферы большой части населения. Да, в России начался процесс возрождения традиций русских балов. Часто они сейчас «привязываются» к определенным историческим эпохам. Это - балы-ассамблеи Петра Первого, маскарады-метамарфозы Елизаветы Петровны, балы Екатерины Великой, знаменитые балы начала 20 века. Но есть примеры и другого рода, когда наряду с историческими танцами практикуются современные – латино, европейские, народные и иные. Я и мои единомышленники создали Центр церемониальной бальной культуры «Балмедиагруп» Мы ставим задачу возрождения историко-культурной традиции церемониальных балов. Ключевое слово –«церемониальных». Церемонии чествования, представления, награждения, благотворительных акций, танцевальных церемониальных шествий и пр.

Мы учредили национальную премию «Созвездие Феникса», которая уже вручается людям и организациям, активно возрождающим отечественную бальную культуру. Знак премии представляет собой статуэтку, отлитую из желтого металла: мифологическая птица Феникс, возникающая на мерлоне Кремлевской стены.

Нынешние балы максимально приближены к существовавшим традициям этикета и всех формальностей, которые царили на балах ушедшей эпохи. Мы хотим, чтобы бал стал той площадкой, на которой совершенствуется и оттачивается культура поведения, культура общения, чистота русского языка, где проходит процесс духовно-нравственного становления личности, укрепления патриотических чувств.

Но это только видимая часть проблемы. Невидимой для многих является масштабная работа по изучению исторических документов в области бальной культуры и бального этикета. В такой работе принимают участие самые лучшие преподаватели, хореографы, специалисты в области культурологи и педагогики. Так рождаются интересные и насыщенные программы, отбирается лучшая музыка, которую исполняют лучшие духовые и симфонические оркестры

Со временем, как я полагаю, балы станут важным структурным элементом российского быта и общественного сознания с самого детства. Во всяком случае в последние время наметилась тенденция создания при гимназиях, лицеях, колледжах, кадетских корпусах» школах студий бальных танцев. Потому, что бал обладал и обладает огромным потенциалом для развития гармоничной личности: бальная хореография придает уверенность в движениях, свободу и непринужденность в постановке фигуры, что положительным образом влияет на психический строй человека, и повышает его самооценку. Кроме того, бальный танец формирует у личности более высокий уровень культуры во внешнем поведении, в отношениях с другими людьми, а также и уровень творческого восприятия музыки и танца, театрального искусства и проблемы собственной реализации в мире людей, как творческой, так и личностной и духовной.

Беседовали Модест Колеров, Станислав Тарасов

Источник: http://www.iarex.ru/interviews/44022.html