Международный институт генеалогических исследований
Записывайтесь на курсы по генеалогии Заказать исследование | Задать вопрос
Программа «Российские Династии»

История одного храма

28.11.2013

«…и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч…» (Нав.5:13-15)

21 ноября православные христиане отмечали Михайлов день. Вместе с тем стоит отметить 250-летие храма Михаила Архангела в селе Чертовицы (постановлением Совета Министров РСФСР от 1974 года и постановлением администрации Воронежской области от 1995 года эта церковь является объектом культурного наследия федерального значения).

Святой Архангел Михаил – главный архангел, являющийся одним из самых почитаемых архангелов в христианстве, иудаизме и исламе. В православии его называют архистратигом, что означает – глава святого воинства ангелов и архангелов. Имя Михаил в переводе с древнееврейского означает «Кто как БОГ?» или «Никто не равен БОГУ». Именно он, Михаил, возглавил когда-то воинство Божие и низверг сатану.

« И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр.12:7-9)

Сам воин и покровитель воинов, он стал символом русского казачества, и неслучайно, что в далеком уже ХVII веке, закладывая храм на Чертовицкой поляне, казаки выбрали именно это имя.

Справка МК: Чертовицы – старинное село на правом берегу реки Воронеж. В документах XVI века упоминается Чертовицкая поляна, которая могла быть на черте-границе государства Российского. В период между 1590-1600 гг. на поляне появилось село, получившее название Чертовицы. Архангельская церковь в старинном селе Чертовицком является одной из старейших в Воронежском крае. Первое упоминание о храме содержится в Дозорной книге и относится к 1615 году: «Село Чертовицкое на реке Воронеже за помещики, а в селе церковь во имя Михаила Архангела, теплая, с трапезою, древена, клетцки, а в церкви Божия Милосердия, образы и книги, и ризы, и сосуды церковные, и всякое церковное строенье мирского, да у тое ж церкви два колокола мирские, а у тое церкви во дворе поп Матвей Федотов, во дворе пономарь Архипко Иванов, пашни пахотные, церковные земли две четверти, да дикого поля 18 четвертей».

Все воронежские сельские церкви были в то время построены «клетцки». Обозначенное этим термином устройство церквей напоминает обыкновенное устройство деревянных домов, основной формой которых служила клеть, то есть четырехугольный бревенчатый сруб. Церковь в это время по своей форме была обыкновенным, только сравнительно высоким продолговатым домом с прирубленным к нему выступом с восточной стороны – алтарем. В 1763 году на месте прежней бывшей деревянной «тщанием прихожан» была построена каменная церковь с колокольней. В это время храм обретает свою современную форму: однонефный с одной апсидой и двумя приделами. Главный, западный фасад используется как колокольня.

За 250 лет своего существования этот храм повидал многих и многое. Здесь хранились копии с метрических книг, начиная с 1780 года, испо¬ведные росписи, опись имущества и приходно-расходные книги. Библиотека насчитывала 185 томов. По данным Клировых ведомостей церковным старостой в Архангельской церкви состоял граф Дмитрий Иванович Толстой, занимавший эту должность с 1902 года. В 1911 году храм Михаила Архангела, приход которого насчитывал около 2200 человек, имел 460 рублей кружечных сборов за год. А если учитывать, что стоимость одного «николаевского» рубля равняется 1045 нынешним, то почти полумиллионный доход от пожертвований поистине впечатляет.

Трагическое время для храма, как и для всей Православной Церкви наступило в году 1922, когда под предлогом помощи голодающим крестьянам Поволжья из церкви было изъято 24 фунта серебра, конфискована богослужебная литература. В начале 1930-х годов храм был закрыт, выбиты окна и двери, с колокольни сброшены колокола, а на улицу выброшены книги и иконы. Некоторые из них жители разобрали по домам. С 1932 по 1966 годы здесь был склад зерна. В Великую Отечественную войну село несколько раз подвергалось бомбардировке, однако церковь задета не была. Зимой 1942 года командующий 60-й армией Черняховский проводил в ней слет снайперов. Во время наступления 1943 года церковь хотели разобрать на кирпичи для возведения переправы советских войск, но по каким-то причинам этого не произошло. С 1966 по 1996 годы храм находился в бесхозном состоянии: частично разрушился фундамент, остатки крыши поросли растительностью.

Восстановление церкви началось в 1996 году. Инициатором его возрождения выступило воронежское казачество. Была восстановлена колокольня, на пожертвования приобретены колокола. На крыше обнаружили старинный крест. Его водрузили на положенное место в 1997 году в праздник Воздвижения. Самым важным событием для прихожан стало поднятие колоколов, привезенных из Москвы. Позднее в храме появились иконы семи архангелов. Они были освящены в Алексиево-Акатовом монастыре и крестным ходом доставлены из Воронежа в Чертовицы. А когда обрели свое место в храме – произошло чудо: образы стали мироточить. На сегодняшний день храм Михаила Архангела почти полностью восстановлен. Новые позолоченные купола и кресты в июне этого года освятил митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий. «Мы с вами должны любить этот храм, – сказал Владыка, – любить и ценить людей, благодаря которым он преображается, молиться за них, чтобы Господь всегда давал им возможность помогать людям и тем делам, которые служат на благо их земной жизни».

Место это, что называется, намоленное. На высоком, правом берегу реки Воронеж стоит одна из древнейших и красивейших церквей нашей губернии. Сразу за церковью – кладбище. Проходя между могил, замечаешь памятники, которым не одна сотня лет. Здесь упокоились потомки еще тех Тулиновых, Струковых, Михневых. Тех, кто в далеком 1763 году заложили этот храм для своих односельчан. Архистратиг Михаил сохранил его до наших дней, а нынешние прихожане умножают его славу.

материал: Александр Федоров

Источник: http://vrn.mk.ru/article/2013/11/27/951367-istoriya-odnogo-hrama.html