Международный институт генеалогических исследований
Карта сайта Записывайтесь на курсы по генеалогии
Программа «Российские Династии»

Оазис Ахматовой в Липецке

13.11.2013

«А я один на свете город знаю...» – эта фраза из стихотворения Анны Ахматовой о Петербурге дала название выставке, которая экспонируется уже несколько недель в Липецком областном художественном музее. Таким образом, на географической карте Анны Андреевны стало одной точкой больше. Подлинные вещи и фотографии Ахматовой – в Липецке

Анна Ахматова и её современники на фоне Санкт-Петербурга – Петрограда – Ленинграда» – это лейтмотив экспозиции, которая приехала к нам из музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме в Северной столице. 

Составить целостное представление об экспозиции культурному десанту «Итогов недели» помогла Светлана Грушевская – хранитель фонда изобразительного искусства литературно-мемориального Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме (Санкт-Петербург).

– Светлана, представьте, пожалуйста, ваш музей.

– Фонтанный дом занимает в Санкт-Петербурге очень почётную нишу. В отличие от других литературных музеев, мы ещё и музей искусства, культуры – целой эпохи. Экспозиционная деятельность буквально кипит: помимо собственных мы постоянно принимаем выставки из-за рубежа, из разных городов России. Проводим музыкальные, поэтические вечера, фестивали – чтобы несколько расширить традиционное представление о музее. Более того, недавно у нас даже появился свой маленький театр, который показывает спектакли как для детей, так и для взрослых. Что касается основного экспозиционного фонда, то стараемся с каждой новой выставкой преподнести наследие Ахматовой с необычного ракурса, не даём нашему хранилищу застаиваться. В общем – Фонтанный дом открыт для самой разной публики, мы стараемся быть интересными для всех. 

– Судьба дома на набережной реки Фонтанки в Северной Пальмире чрезвычайно любопытна. Насколько я осведомлён, и до, и после революции там жили целые династии прославленных фамилий. Поведайте, пожалуйста, когда и в каком качестве знаменитая постройка обрела статус музея?

– Фонтанный дом – это другое название Шереметевского дворца, которое даровала ему в своих стихах именно Ахматова. Как известно, Анна Андреевна жила в одном из флигелей с середины 1924 до 1952 года. Здесь в 1989 году в честь столетия поэта открылся её музей. Бывшая усадьба графов Шереметевых – уникальный историко-культурный памятник и редкий для Петербурга образец застройки усадебного типа. Участок земли по реке Фонтанке был пожалован Петром I фельдмаршалу, графу Шереметеву в 1712 году. Двухэтажный каменный дворец, существующий ныне, был построен в 1750 году. До 1917 года Шереметевский дворец и усадьба принадлежали пяти поколениям старшей ветви русского рода Шереметевых. После революции Шереметевский дворец был музеефицирован, и как музей дворянского быта продержался до 1931 года. В основу его фондов было положено формировавшееся в течение 200 лет частное собрание Шереметевых. В советское время во дворце находился Арктический и Антарктический научно-исследовательский институты. С 1990 года здесь располагался филиал музея театрального и музыкального искусства. В 1999 году после реставрации во дворце был открыт Белый концертный зал, где проводятся концерты классической музыки. Шереметевский дворец «привык» быть музеем. Последний из графов Шереметевых был историком, он собрал обширную коллекцию западноевропейского, древнерусского, русского искусства. Он же написал историю рода Шереметевых. Во время революционной разрухи граф понял: единственный способ сохранить уникальную коллекцию от разграбления – передать усадьбу советской власти со всеми богатствами.

– Собрание вашего музея – уникально. В Липецк вы привезли готовую экспозицию или подбирали что-то специально для поездки в наш город?

– Вся наша музейная работа посвящена не только ахматовскому наследию, её личности и семье, но и исследованию культурно-исторического пласта, эпохи, на которую пришлись годы жизни Анны Андреевны. Есть отдельный стенд об Иосифе Бродском, его американский кабинет, переданный вдовой поэта. Мы рассказываем и о Гумилёвых, Николае и Льве, и о Осипе Мандельштаме, и о Михаиле Кузьмине. Автографы, фотографии, графика, живопись, личные вещи этих персон и памятные предметы – всё нашло отражение в экспозиции. Когда делаешь выездную выставку, всегда хочется показать предметы, представляющие глобальную ценность. Например, знаменитая ахматовская шаль, с которой человеческое восприятие неизменно ассоциирует образ поэта. Это, конечно, не та шаль, которую когда-то подарил Гумилёв, воспел Блок, написал на портрете Альтман. Но, тем не менее, шаль из экспозиции тоже принадлежала Анне Андреевне, мы можем видеть это на некоторых фотографиях 50-х годов. Примечателен и ряд портретов Ахматовой разных лет. Очень ценная вещь – шарж «Альтман, пишущий Ахматову» 1914 года. Более 70-ти графических листов показывают зрителю Петербург начала прошлого века вплоть до 1960-х. Представлен достаточно широкий ряд портретов современников Ахматовой и дружественных ей людей, героев её поэтических произведений. Я думаю, выставка получилась познавательной и яркой. 

– Какие виды работы в современном музее наиболее эффективны с точки зрения привлечения публики? Ведь Санкт-Петербург – признанная музейная столица, и конкуренция за посетителя здесь велика.

– Вы правы, работать приходится очень изобретательно. У нас действует масса игровых, интерактивных, образовательных программ. Например, очень занятной мне представляется программа «Сундук Шереметевского чердака». Эта игра забавляет и первоклашек, и людей вполне взрослых. Мы собрали в один сундук совершенно разные вещи: самодельные ёлочные игрушки 30-х годов прошлого века, газету «Правда» за 1956 год, подсвечник от венчальной свечи… Участник достаёт предмет и придумывает его историю, легенду. Потом всё это органично соединяется со стихотворениями Ахматовой, с отрывками из воспоминаний поэта и её друзей – о поколении, о времени. Таким образом, в экспозиции выстраивается живой вещевой ряд, и через современное к нему отношение мы приходим к поэтическим отсылкам, реминисценциям. Экспозиция открывается для человека посредством его собственных представлений, рассуждений, мыслей. Этот вариант работы с посетителями мне кажется очень увлекательным в силу своей игровой формы. Что наша жизнь? Игра! Элемент игры есть и в наших театральных постановках для детей. Представление начинается с литературной викторины в контексте выставки или антуража Фонтанного дома. Погружаясь в материал через игру, ребята лучше понимают спектакль, поскольку он является некой частью выставки. Мы стараемся моделировать пребывание человека в музее так, чтобы он втягивался буквально с первого шага, открывая для себя новое пространство – и каждый раз по-новому. Поэтому люди к нам возвращаются. По многу-многу раз. 

– С другими музеями дружите?

– Безусловно! С некоторых пор очень полюбили выездные выставки. Для нас это важная и захватывающая часть работы. Каждый раз музей показывает часть своих фондов в непривычном контексте. Каждый раз на экспонаты смотрят глаза совершенно разных зрителей. Нам в свою очередь чрезвычайно интересно наблюдать за реакцией, за откликом.

– Ну, что ж, уверен, что реакция будет однозначно благожелательная! Спасибо за экскурсию!

Источник: http://www.lpgzt.ru/aticle/34802.htm