Международный институт генеалогических исследований
Записывайтесь на курсы по генеалогии
Программа «Российские Династии»

Грузинский дворянин, отстроивший Рязань

28.10.2013

Будущий губернский архитектор Рязани Иван Сулакадзев родился в Москве. Год его рождения до сих пор точно не установлен (1741 или 1746). Он являлся потомком грузинских дворян (по данным его сына А. И. Сулакадзева — князей), прибывших в Россию при Петре I.

В 1755 г. Иван поступил в только что открывшуюся гимназию при Московском университете, куда принимались отроки, обнаружившие хорошие знания и продемонстрировавшие экзаменаторам склонность к наукам. Организаторы гимназии предполагали, что ее выпускники продолжат учебу в университете.

Иван Сулакадзев учился довольно успешно, из всех гимназических дисциплин отдавая предпочтение архитектуре. После благополучного окончания гимназии он остался в Москве — вначале служил подключником в дворцовой канцелярии, затем некоторое время стряпчим, и только через пять лет ему удалось занять скромную должность помощника архитектора.

В 1771 г. Сулакадзев женился на рязанке Екатерине Стефановне Боголеповой — дочери рязанского полицмейстера и помещика Стефана Михайловича Боголепова. В родном городе служебная карьера у Ивана Григорьевича складывалась не очень удачно: он все еще числился помощником архитектора, в то время как его однокашники достигли видных должностей, а некоторые даже всероссийской славы; поэтому в 1772 г. он оставил Москву, чтобы навсегда обосноваться в Рязани. В 1776 г. его жена умерла, оставив ему сына Александра, который потом воспитывался в имении деда в селе Пехлец Ряжского уезда Рязанской губернии. Видимо, благодаря влиянию тестя И.Г. Сулакадзев стал рязанским губернским архитектором, когда эта должность была введена в 1780 г. На долю губернского архитектора приходилось возведение разного рода общественных зданий. Фамилия Сулакадзева встречается на чертежах с конца XVIII в. до 1825 г.

Гостиный двор
Согласно новому генеральному плану Рязани конца XVIII в. на площади Старого базара строились торговые корпуса. В соответствии с планом 1780 г. площадь рассматривалась как одна из главных в городе. По внешней стороне гостиного двора, обращенной в сторону городских улиц и проездов, помещались крытые галереи с колоннами или пилонами. Внутренняя же часть гостиного двора служила для складского хозяйства и соединялась с улицами при помощи проездов. Такая композиция имела глубокую традицию, уходившую своими истоками в зодчество Древней Руси.


Архитектор отметил ее периметр, указав, что она должна быть окружена домами купцов. Торговые ряды — комплекс из четырех двухэтажных зданий — оказались поставлены один против другого. Они были очень просты по своей архитектуре. Зато расположенные при въезде на площадь со стороны Астраханской дороги пропилеи — два портика дорических колонн — были решены в лучших традициях классицизма, в строгом тосканском ордере.

Строительство началось в 1784 г. Вкладывали деньги в проект сами купцы, будущие хозяева торговых площадей. Застройка этой местности капитальными зданиями началась лишь в начале XIX в., когда город стал расширяться, приближаясь к своей южной границе. На стенах корпусов, расположенных за ними, размещены такие же скромные, не бросающиеся в глаза детали классической обработки. Все постройки были выдержаны в едином архитектурном и композиционном стиле, который существенно отличался от современного облика задний.

Строительство успели закончить всего за год. В 1810 г. была проведена первая масштабная реконструкция северо-восточного корпуса (с 1991 г. — Зал камерной музыки Рязанской областной филармонии). Центральная часть корпуса была надстроена вторым этажом, а само здание с колоннадой получило новый облик. Как со стороны улицы, так и со стороны площади оно увенчано могучим фронтоном, под которым размещен портик из дорических полуколонн. Автор создал сильное, запоминающееся произведение столичного типа.

Со временем Гостиный двор перестал вмещать желающих купить или продать какой-либо товар и постепенно утратил свое значение главного городского торгового центра. В 30-х гг. XIX в. Старый базар на Астраханской сгорел, а ул. Старобазарная превратилась в главную торговую улицу Рязани с хозяйственными, обувными и галантерейными магазинчиками, булочными и кондитерскими, а также лавками готового платья, чайными и трактирами.

Торговые ряды
Нельзя отрицать красоту и изящество спроектированных Иваном Сулакадзевым Торговых рядов, ныне украшающих центральную площадь Рязани. Ранее она была известна под названиями Хлебной и Новобазарной и не считалась центром города. Торговые площади — тогда еще деревянные лавки и навесы—– начали появляться здесь только в XVIII в. И, как следует из названия, на Хлебной площади торговали хлебом и мукой. К концу XVIII в. роль этой площади в экономике Рязани значительно увеличилась — Гостиный двор со своей задачей уже не справлялся. Но неопрятный рынок с деревянными временными постройками потребности купечества удовлетворять тоже не мог, и перед городом встала задача облагородить территорию. Так в 1794 г. увидел свет проект Сулакадзева, по которому и были отстроены каменные Городские торговые ряды.

По первоначальной задумке автора, архитектурный ансамбль должен был состоять из шести корпусов в стиле классицизма с элементами русского зодчества. Крытые галереи ограничивались круглыми башенками, украшенными парными полуколоннами. Постройки располагались по периметру площади, замыкая торговую зону в кольцо. Впрочем, их внешний облик на чертежах постоянно видоизменялся, а строительство изрядно затягивалось: так как строительные работы финансировали сами купцы, то каждый из них старался внести в проект свою лепту.

Иван Григорьевич спланировал ряды в стиле классицизма (колонны, портики), но здесь явно просматриваются и характерные традиции русского зодчества (башенки, шатровые крыши, арки, шпили). Торцы корпусов, выходивших к улицам, он завершил ротондами, обработанными полуколоннами тосканского ордера. Благодаря такому приему площадь органически связывалась с пространством улицы. Постановка ротонд в торцах корпусов была вызвана также желанием подчеркнуть цельность площади в архитектурно-пространственном отношении.

Напротив Торговых рядов купцы оперативно возвели двухэтажные каменные особняки, завершив, таким образом, архитектурный облик Краснорядской улицы и нынешней улицы Кольцова. Многие из купеческих домов XIX в. сохранились и передают атмосферу старой Рязани.

С приходом советской власти Торговые ряды пришли в упадок: в 20-х годах прошлого века здесь разместились складские помещения, а позже здания и вовсе стояли закрытыми. Сами сооружения порядком обветшали и большей частью были разрушены. На сегодняшний день сохранилось лишь два корпуса из шести. Они были отреставрированы в 1993-1997 гг. в ходе подготовки к 900-летию Рязани. Памятнику архитектуры XIX в. отчасти вернули его первоначальное назначение. Сначала ожили Торговые ряды на Краснорядской, а затем и Торговые ряды, выходящие на улицу Кольцова. Последние превращены в небольшой торговый центр с ресторанами и кафе, а также выставочным залом Рязанского союза фотохудожников. Тем временем корпус, выходящий на Краснорядскую, из-за арендных споров сегодня пустует и замусоривается.

Проекты и прожекты
Иваном Григорьевичем Сулакадзевым также были спроектированы каменные кордегардии при въезде в город, в настоящее время уже не существующие. Сохранился план от 1799 г., выполненный И. Г. Сулакадзевым, на котором имеется указание, что в месте соединения улицы Соборной с одноименной площадью, слева перед кремлем, должен был располагаться дом наместника (т. е. губернатора) с фасадом, выходящим в сторону кремля. Однако этот дворец здесь так и не был построен.

Дом № 77, стоящий на перекрестке улиц Свободы и Фрунзе, был построен в конце XVIII в. в традиционных для того времени формах эклектики с элементами классицизма и представлял собой единый комплекс с соседним Домом губернатора – нынешним Рязанским музеем истории молодежного движения. Он возведен на месте людского флигеля, находившегося на территории городской усадьбы статского советника Ионы Никитича Шипилова. По указу 1799 г. усадьба была куплена под квартиру вице-губернатора. Людской флигель был обозначен на карте, составленной Сулакадзевым после покупки.

Иван Сулакадзев верой и правдой трудился в нашем городе почти сорок лет, из них двадцать шесть — в должности губернского архитектора.

Скончался он 5 апреля 1821 года. В метрической книге Рязанского уезда в деле церкви Спаса на Яру имеется запись: «Умершие… коллежский асессор Иван Григорьевич Сулакадзев, 75 лет, погребен на Лазаревском кладбище Рязани…»

Источник: http://mediaryazan.ru/articles/detail/202643.html