Telegram-чат

Бесплатная
консультация

Международный институт
генеалогических исследований Программа «Российские Династии»
+7 903 509-52-16
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2
Цены на услуги
Заказать исследование
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2

Кукла для наследника

17.10.2013

Балетная судьба Матильды Кшесинской соткана из множества сюжетов. Каждый из них она сумела довести до кульминации, до абсолюта

Среди поклонников балерин всегда были сильные мира сего. На выпускном экзамене императорского училища 1890 года, как обычно, присутствовала вся царская семья. В ходе завершавшего традиционную выпускную церемонию торжественного обеда Александр III посадил рядом с собой отличницу Кшесинскую. По другую сторону — наследника. Государь, улыбнувшись, произнес: «Смотрите, только не флиртуйте слишком». Роман балерины и цесаревича длился более трех лет. Матильда под покровительством двора раскладывала пасьянсы театральных интриг и легко решала вопросы казенных субсидий. Молодой и амбициозный Сергей Дягилев испытал это на собственной шкуре, он «по-видимому, убедился, что ему гораздо лучше и выгоднее помириться со мной, нежели ссориться», — пометила в дневниках Матильда.

Едва ли можно отыскать директора театра, чья голова не болела бы из-за выходок прим. Но далеко не все при этом теряли должность. Директор императорских театров князь Сергей Волконский вынужденно отправился в отставку по той простой причине, что опрометчиво подписал указ о наложении на Кшесинскую штрафа за самовольство в выборе сценического костюма. Через несколько дней распоряжение министра двора отменило штраф, а в театре появился новый директор — Теляковский, с ходу уяснивший, что Матильда Кшесинская и есть «истинная директриса Мариинского театра».

В нее были влюблены, и не без взаимности, два великих князя: Андрей Владимирович стал отцом ее ребенка, а позже, в эмиграции — мужем, и Сергей Михайлович — большой любитель театра — другом и покровителем. За преданность балерине он поплатился жизнью: в 1918 году задержался в России, чтобы спасти имущество Кшесинской, был схвачен большевиками, выслан в Вятку, потом перевезен в Екатеринбург и расстрелян. В его руке был зажат медальон с портретом Матильды...

Сегодня Кшесинскую все чаще вспоминают не как балерину, а как фаворитку царской фамилии. Но это несправедливо. Она ступила на петербургскую сцену, когда на подмостках блистали итальянские виртуозки, поражавшие невиданным трюком — фуэте. Все как одна примы императорской сцены ломали ноги и головы, разгадывая секрет невиданного стремительного вращения вокруг собственной оси. Получилось только у Кшесинской. Она не только первой из русских танцовщиц безукоризненно выполнила 32 фуэте, но и превзошла итальянок в премудростях «стального носка». Блистательную технику приправила лукавым обаянием и эмоциональной открытостью. В том, чтобы «перетанцевать» приглашенных техничек, она видела историческую миссию и выполнила ее с лихвой.

Искусство Кшесинской олицетворяло парадную эпоху императорского балета Мариуса Петипа. В «крахмальный» академизм Петербурга, в кристальную чистоту классики она добавила дыхание земных страстей, женский шарм и нежность. Аким Волынский называл ее «черноглазой дьяволицей балета», «могучим и капризным гением сцены». Танец Кшесинской всегда выглядел ярким и жизнеутверждающим, но азарт максимализма и безудержный темперамент она строго ограничивала, когда танцевала лирику. Походило на бурные воды Невы, скованные гранитом петербургских набережных. По окончании «Спящей красавицы» Чайковский подошел к молодой Кшесинской, выразил восторг и пообещал написать специально для нее новый балет, но не успел.

Одна из лучших ролей Кшесинской — Эсмеральда, ее она вела без дублеров и не отдавала никому. Петипа, назвавший ее «первой звездой русского балета», поначалу сомневался, справится ли благополучная в жизни красотка с танцем-плачем несчастной цыганки, и удручал артистку вопросами: «А ты любиль? А ты страдаль?» Страдания пришли позже. А тогда, в особняке, построенном по ее заказу, она была счастлива. Парадные залы, дорогие интерьеры, зимний сад с удивительными растениями — четко отлаженное хозяйство Матильда Феликсовна вела сама. Во дворе содержали домашнюю птицу, а козочка — партнерша по «Эсмеральде» — запросто разгуливала по дому.

Сцену Кшесинская официально покинула на тринадцатом году службы. Ее не увлекли опыты новых балетных форм, оставили равнодушной и бунтарские искания балетного революционера Михаила Фокина. Кшесинская решила пуститься в одиночное плавание: сама формировала индивидуальные сезоны, выступала с поздней осени до Великого поста, ездила по Европе.

От природы ей достались уникальная физическая выносливость и крепкое здоровье. При нерегулярности занятий она всегда сохраняла отличную профессиональную форму и даже после нескольких месяцев без балетных экзерсисов сражала публику искрометной техникой, восстановленной за пару недель до спектакля. Бурная жизнь — Кшесинская могла ночи напролет играть в карты, устраивала приемы для изысканного петербургского общества, готовила домашние спектакли, импровизированные концерты, литературные и балетные вечера — не отражалась на ее внешности.

Безоблачное время закончилось внезапно. В марте 1917-го в особняк Кшесинской на Кронверкском проспекте переехал ЦК РСДРП(б). Потребовалось мужество, чтобы пережить мародерство, чинимое большевиками. Балерина с сыном скиталась по родственникам и друзьям, судилась с большевиками и формально даже выиграла процесс, но дом назад так и не получила. Годы Гражданской войны Матильда Феликсовна прожила на юге, а в феврале 1920 года на пароходе «Семирамида» навсегда покинула Россию.

В Париже Кшесинская открыла собственную балетную студию. В последний раз танцевала в возрасте 64 лет на сцене Ковент-Гарден, где исполнила любимый номер «Русская».

Известно, что балерины живут долго, но Кшесинская и в этом перещеголяла многих. Наталья Макарова в интервью нашей газете рассказывала о встрече с Матильдой Феликсовной в ее доме в парижском предместье. Ей шел 96-й год. «Нас встретила великолепная, элегантная, очень миниатюрная женщина. Сели за роскошно сервированный стол: Матильда Феликсовна опрокидывала рюмочки и в конце вечера была немножко навеселе, оставаясь бесконечно обаятельной и очень жизнерадостной». До своего столетия Кшесинская не дожила несколько месяцев, не переставала давать уроки, оставалась в ясном уме и часто вспоминала заснеженную Россию, где была так счастлива.

Елена Федоренко

Источник: http://culture.ru/press-centre/articles/10152/
Все новости

Наши услуги, которые могут быть Вам интересны