Международный институт генеалогических исследований
Записывайтесь на курсы по генеалогии
Программа «Российские Династии»

Как принцессы императрицами становятся

15.10.2013

Екатерина II никогда не была в Вятке. Но Вятское наместничество учредила, Хлынов в Вятку переименовала, да и новая ветка Сибирского тракта, от Санкт-Петербурга в глубь России прораставшая екатерининскими березами, через Вятскую губернию проходила...

Так что выставка “Екатерина II. Путь к трону” из Государственного исторического музея вполне логично оказалась в Вятском художественном музее в год 250-летия восшествия императрицы на российский престол...

Орден Белого орла, портрет с арапчонком, андреевский сервиз, наперсный крест императрицы, коронационные медали и трубившие восшествию на трон горны - глаза разбегаются от обилия экспонатов (более двухсот!), представленных на выставке “Екатерина II. Путь к трону” в Вятском художественном музее. А автор ее, сотрудник Государственного исторического музея Елена Горохова, советует вернуться к началу экс­позиции - там впервые представлен оригинал жалованной грамоты участнику дворцового переворота, в результате которого на российский трон взошла Елизавета I. Так ведь и в завершающей части экспозиции аналогичный документ, в который уже рукой Екатерины II вписан Григорий Орлов, в 1762 году в одночасье ставший графом офицер лейб-гвардии Семеновского полка, поучаствовавшего в возведении на трон Екатерины Алексеевны. 
И все-таки выставка эта не иллюстрация к истории переворотов, а скорее свидетельство поступательного движения во власть 14-летней принцессы Софьи Фредерики Августы Анхальт-Цербстской. В Россию ее в 1744 году пригласила Елизавета Петровна, о правлении которой напоминают огромная карта Санкт-Петербурга времен царствования дочери Петра Великого, оригинальный портрет государыни и та самая жалованная грамота. Ни разу не экспонировавшиеся и специально для вятской выставки экспонатов из Государственного исторического музея отреставрированные портреты великого князя Петра Федоровича и великой княгини Екатерины Алексеевны не случайно в центре экспозиции. Тут-то и завязывается узел: немецкую принцессу Софью приглашали в Россию не просто так, а с тем, чтобы она партию наследнику русского престола Петру Федоровичу составила. Потому и, не откладывая дела в долгий ящик, крестили ее по православному обычаю под именем Екатерины Алексеевны, потому и спешно обвенчали в 1745 году с Петром Федоровичем, будущим императором Петром III. Удовлетворить любопытство тех, кто мало знает о Петре III, всего-то полгода на престоле побывшем, призваны в экспозиции несколько государевых портретов, штоф с его инициалами, указ “Божией милостью мы, Петр III, самодержец всероссийский и прочая, прочая, прочая...”, личные вещи, портрет фаворитки Елизаветы Воронцовой.

Это мало объясняет, почему внук Петра I так мало поцарствовал, а имя его после наступившей по невыясненным причинам смерти присваивали себе предводители различных крестьянских восстаний (до сорока пяти лже-Петров III насчитывалось в ту пору, и самым известным из них был Емельян Пугачев). Зато и не отвлекает от главной героини сюжета выставки. По портретам Екатерины II видно, как она возрастала, набираясь государственной мудрости у таких мастеров дворцовых интриг, как Бестужев-Рюмин, Разумовский, - их портреты тоже представлены на выставке. Государственные мужи при орденах полны высоких раздумий о судьбах Отечества - стоит ли удивляться, что под их руководством невеста наследника русского престола, а потом и жена императора быстрее и лучше его научилась русским реалиям. Да и другие учителя у нее были не промах - молва приписывает ей романы с гвардейским офицером С. Салтыковым, польским дипломатом С. Понятковским (впоследствии король Польши Станислав Август), тем же Г. Орловым, от связи с которым родился сын Алексей, получивший фамилию Бобринский...  
Впрочем, оставим это для романов и фильмов. У такой художественно-исторической выставки, как “Екатерина II. Путь к трону”, другие задачи. Работая на них, портрет Алексея Бобринского, гравюры с видами Зимнего дворца, Троице-Сергиевой лавры и Эрмитажа в саду ее императорского величества дворца в Царском Селе конца ХVIII века, свиток “Слоги добродетели” и графические листы, запечатлевшие миропомазание Екатерины II в Успенском соборе, торжественный обед в Грановитой палате и фейерверк в честь ее восшествия на трон создают портрет эпохи, подлинность которого подтверждают и подлинные экспонаты из Государственного исторического музея. Любила императрица охоту - вот вам охотничьи ружья той поры. Приняла православие - есть место в витринах и для дорогого наперсного креста, украшенного драгоценными камнями. Умела быть благодарной - жалованная грамота на имя Григория Орлова, ставшего графом офицера Семеновского полка, подтверждает это. А смачные подробности - в романе Пикуля “Фаворит”, а романтичный ореол - в фильмах про гардемаринов...

Вятский художественный музей связывают с Государственным историческим музеем долгие годы творческой дружбы. Из недавних совместных проектов вспоминается выставка “Великосветский портрет” - она гостила в Кирове в 2011 году и только нынче достигла Екатеринбурга. 
И для нынешней экспозиции, посвященной 250-летию восшествия на трон Екатерины II, Киров только третий город. Представляете, насколько мы впереди большинства российских музеев? Так что творческая дружба - великое дело...
Николай ПЕРЕСТОРОНИН, "Вятский край"

Источник: http://www.vk-smi.ru/archiv/2013/oktyabr/155/kak-princzessyi-imperatriczami-stanovyatsya.htm