Telegram-чат

Бесплатная
консультация

Международный институт
генеалогических исследований Программа «Российские Династии»
+7 903 509-52-16
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2
Цены на услуги
Заказать исследование
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2

Хранительница очага Полежаевых

12.09.2013

Евгения Полежаева собрала уникальные материалы для музея истории предпринимательства.

«Хоть что-нибудь да делай» - этот завет своих предков, известных в Боровске промышленников, Евгения Полежаева сохранила до сегодняшнего дня. Ее усердием создан Боровский музей истории предпринимательства. Располагается он в небольшой комнате на первом этаже старинного купеческого дома по улице Ленина, 18, известного в городе как дом Полежаевых.

Чтобы попасть в уютную комнату, воссоздающую обстановку быта XIX века, нужно, по образному выражению Евгении Полежаевой, как в «Божественной комедии» Данте, пройти «ад» и «чистилище». С улицы лестница вниз - как бы в подвал, вот и окошки первого этажа на уровне земли. Раньше первый этаж был обычным, но со временем грунт поднялся до самых окон.

Спускаемся по лестнице, проходим по общему коридору мимо дверей других жильцов, слева - общая кухня с вывернутым из стены умывальником-«ручником» и маленьким окошком под низким сводчатым потолком (когда-то этажом выше располагалась печка, такой потолок делал ее устойчивой). Коридор выкрашен в коричневые и темно-зеленые тона. Это «ад».

Затем «чистилище» - прихожая музея с печкой из бело-голубых изразцов, изготовленных в незапамятные времена в Боровске. Рядом стоит огромный чугунок. В печку его ставили «на катках» - округлых деревянных брусках, они лежат здесь же. Оригинально закрыта ниша в стене - картиной, на которой повар в белом колпаке держит поднос с запеченной рыбой. Когда-то из этой ниши подавались блюда - за ней была кухня. Печку сейчас не топят, в прихожую выходит лишь одна ее стена, остальные - в комнате другого хозяина, поэтому самодельная «заслонка», сделанная из картона, всего лишь украшение.

- Нарисованный очаг, как в комнате папы Карло, - шутит Евгения Алексеевна. -Очень нравится детям, ко мне часто приходят школьники.

Евгения Алексеевна показывает фотографии помещений музея в 2003 году: облупившиеся стены, старые обои, грязь - тогда «ад» был повсюду, и ей пришлось делать ремонт.

Наконец, мы вступаем в «рай» - единственную комнату музея. Приятно все же, что сюда, в отличие от библейского рая, пускают всех, а не только избранных. Евгения Полежаева не делает разницы между посетителями и с одинаковым удовольствием встречает и группы экскурсантов, и одного человека. В комнате все готово к приему гостей: сервированный стол, над ним люстра-абажур, вокруг стола старинные стулья. Рядом этажерка с книгами XIX века. Я открываю одну из них.

- «Отечественные записки» времен отмены крепостного права, - поясняет Евгения Полежаева. - Какая жажда перемен, свободы, сколько надежд - один к одному наше общество в перестройку!

На стенах - фотографии древних купеческих родов Боровска.

- Главная заслуга семьи Полежаевых - Петра Михайловича и его сыновей Ивана, Георгия, Николая и Пафнутия - перед городом в том, что они в 1887 году открыли ткацкую фабрику, которая действует до сих пор, - рассказывает Евгения Полежаева. - Первые, ткацкие станки размещались именно здесь, в помещениях на территории усадьбы.

Мы подходим к макету, который воссоздает усадьбу такой, какой она была в XIX веке. Во дворе - постройки: деревянный домик в глубине сада - «зона отдыха», здесь семья пила чай, рядом конюшни, служебные помещения, а также грядки, качели в саду. К сожалению, все эти деревянные строения сожгли в печах в гражданскую войну, сегодня почти весь участок зарос бурьяном.

Полежаевы не считались богатыми. Семья была среднего достатка, дети в ней не росли в роскоши и баловстве. Такое воспитание приносило свои плоды: молодежь получала отличное образование, продолжала дело отцов. Семьи у всех были большие, крепкие, удивительно, но в них не было разводов.

Революция подвела трагическую черту в истории рода: фабрика была национализирована, дом передан новым хозяевам, многие члены семьи подверглись репрессиям. Особенно трагична судьба Петра Ивановича. Он был оклеветан, отправлен в лагерь, где и погиб, могила его неизвестна. В память о нем Евгения Полежаева поставила крест на старообрядческом кладбище рядом с семейными захоронениями.

Музей мог бы расширяться - сегодня в нем выставлено более 1200 экспонатов, еще около 300 хранятся в служебных помещениях. Многие из экспонатов Евгении Полежаевой принесли знакомые или совсем чужие люди. Это посуда, одежда, мебель XVIII - XIX веков.

Несмотря на большое количество интереснейших вещей, основное предназначение музея - в сохранении памяти предков, истории не только одной семьи, а многих купеческих родов Боровска. Целая стена отдана старинным фотографиям Ждановых, Меренковых, Капыриных, Саниных, Рябушинских, Головтеевых, Проваторовых, Слемзиных, Гучковых и других.

Еще одно направление, которое представлено, пожалуй, только в этом музее, - современные предприниматели Боровска.

- Многие находят меня сами, - говорит Евгения Полежаева, - родственники прежних купеческих семей, а также современные бизнесмены. Приносят фотографии, просят включить историю их рода или предприятия в экспозицию.

Парадокс: дом, который был самым благоустроенным в городе в начале XIX века, - уже тогда здесь были водопровод, канализация, телефон, электричество, - сегодня лишился не только благ цивилизации, но и заботливой руки хозяина. Сейчас в доме нет ни воды, ни канализации. Его обитатели носят воду из колонки или собирают дождевую.

Когда улицу Ленина замостили плиткой, уровень тротуара стал выше земли участка, и уже два года вода после дождя уходит под дом.

- В комнате музея сгнили полы, - поясняет Евгения Полежаева.

Уже десять лет музей, который пользуется любовью горожан и гостей города, остается юридически неоформленным, не имеет статуса, не охраняется государством. А ведь сохранение именно этого дома в качестве памятника имеет огромное значение для города: семья Полежаевых внесла самый большой вклад в экономику Боровска на рубеже XIX-XX веков. В экспозиции есть уникальные предметы быта семьи, лучше всего они смотрятся именно в стенах дома. Восстановление городской усадьбы Полежаевых привлекло бы туристов, что дало бы средства для ее содержания. Подобного музея в Боровске нет, несмотря на то, что старинных домов в городе немало.

Комната, в которой сегодня открыт музей, принадлежит городу, другие квартиры -разным жильцам. Выкуп одной или нескольких квартир не решит общей проблемы, решение о судьбе музея должно приниматься на уровне городских властей.

Музей остро нуждается в их поддержке. Сегодня невероятно важно обустроить слив дождевой воды, чтобы дом не оседал и полы в нем не гнили. Кроме этого, необходимо сохранить информацию, собранную Евгенией Полежаевой, - фотоархив, истории боровских купеческих родов, а также предметы быта. Сейчас Евгения Полежаева - единственный экскурсовод своей экспозиции, если по каким-то причинам она не сможет заниматься музеем, то все это будет утрачено. Для Боровска это было бы невосполнимой потерей.

В образе жизни этой женщины есть какая-то загадка: она приехала в Боровск десять лет назад, за это время практически в одиночку обустроила аварийное помещение, собрала уникальную экспозицию, привлекла к музею интерес общественности. В 2008 году музей получил грант правительства области, телевидение сняло фильм о доме Полежаевых «Купеческая сказка». Неужели судьба музея, который за это время посетило несколько тысяч людей, безразлична городу? Неужели разрушение старинного дома станет памятником безразличия и бесхозяйственности наших современников?

Источник: http://www.vest-news.ru/article.php?id=53414
Все новости

Наши услуги, которые могут быть Вам интересны