Telegram-чат

Бесплатная
консультация

Международный институт
генеалогических исследований Программа «Российские Династии»
+7 903 509-52-16
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2
Цены на услуги
Заказать исследование
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2

Знакомьтесь: Александр Черменский – востоковед, церковный историк, краевед и просто интересный человек

06.09.2013

Эта рубрика появляется в нашей газете нечасто, потому как редки и встречи с интересными людьми - гостями нашего края. Эту встречу подарило нам лето - в местный санаторий приехал отдохнуть и подлечиться Александр Евгеньевич Черменский. Как истовый краевед, он не упускает случая, чтобы не разузнать чего-нибудь новенького о крае, в котором его родословные корни, и не поделиться своими знаниями церковной истории с другими. Просиживал в нашей межпоселенческой библиотеке, посетил Инжавинский краеведческий музей, по благословению иерея Михаила (Дымскова) прочитал лекцию по церковной истории прихожанам храма во имя святой мученицы Параскевы. Заглянул и к нам в редакцию, заручившись о сотрудничестве, которому будем рады.
Александр Евгеньевич закончил МГИМО, защитил докторскую диссертацию, изучал вьетнамский и японский языки, а также английский и французский. После окончания вуза два года служил офицером в Северокавказском военном округе, был переводчиком в военном училище, где готовили летчиков из стран социализма (в том числе к полету в космос здесь готовился первый вьетнамский космонавт Фам Туан, стартовал на корабле «Союз-37» с космонавтом Виктором Горбатко в июне 1980 г). Потом был командирован в Индокитай, а будучи во Вьетнаме даже хотел открыть там православный храм. Побывал в командировках и в других странах, в том числе европейских.
Как он замечает, у него была интересная работа в МИДе, которой посвятил семнадцать лет, работал и в системе академии наук. Его увлекло церковное краеведение. Уже многие годы занимается исследованиями жизни первого священномученика Руси времен богоборчества начала ХХ века, уроженца земли Тамбовской, всероссийского архипастыря Владимира Богоявленского - является его правнучатым племянником. Как только Владимир Богоявленский был канонизирован Русской православной церковью (мученичество за Христа он принял будучи митрополитом Киевским и Галицким), решил, что знания о нем должен нести не иностранцам, а тем людям, которые в них нуждаются.
Черменские и Богоявленские - один священнический тамбовский род, связанный с севером бывшей Тамбовской губернии (с. Чермные Темниковского уезда ныне находится на территории Рязанской губернии). Помимо Митрополита Киевского и Галицкого Владимира, в миру Василия Никифоровича Богоявленского (1848-1918), также архиепископ Василий - Василий Дмитриевич Богоявленский (1868-1918 гг.), священник Дмитрий Николаевич Черменский (дед нашего гостя), историк и краевед Петр Николаевич Черменский (1884-1973), историк, профессор МГУ Евгений Дмитриевич Черменский (1905-1995). Александр Евгеньевич - его сын и внук Д.Н. Черменского, супруга которого Антонина Ивановна является племянницей митрополита Владимира.
В очерковых набросках (А.Е. Черменский пишет книгу о свщм. Владимире) «Сельская пастораль родных мест святителя Владимира», с которыми нас познакомил автор, есть глава «От Шацка до Моршанска, от Лесного Конобеева до Маломоршевки по волнам памяти», в которой он рассказывает об истории рода Богоявленских: «Богоявленский, относящийся к празднику Богоявления, Крещения Господня. Богоявленская вода, освященная в день сей, великая агиасма. Вешняя полынья водопойной влаги и восточные овраги - как пролом в жизни семьи Богоявленских. Храмы, созижденные во имя праздника Богоявления, связанные с Николаевским приходом с Маломоршевки. Причем во всех этих храмах служили сродники свщм. Владимира».
- У нас корни помимо Моршанска, еще в Козлове (Мичуринск) и Кирсанове. В какой уезд Тамбовской епархии не посмотришь, обязательно найдете наши корни. Большая, разветвленная была священническая система, и все священники на приходах были между собой дальние родственники, - замечает наш гость. Все держалось только на сельском духовенстве. Сельское духовенство - это скрепы, - говорит он и подтверждает эту мысль вескими обоснованиями.
- Александр Евгеньевич, давайте очень кратко познакомим наших читателей с самыми основными вехами жизни Вашего предка Владимира, прославленного в лике святых в начале 90-х годов. К сожалению, мы почти ничего не знаем о наших тамбовских святых, хотя и время на дворе уже совсем другое, и двери храмов открыты для всех, и литературы по церковной истории издается немало. Наконец, есть еще и Интернет, куда мы заглядываем для чего угодно, но только не для ее познания, да и вообще истории края.
- Это единственный митрополит, который поочередно занимал три первосвятительские кафедры: Московскую, Петербургскую и древнейшую Киевскую. А всего их было семь, как и стрел в чтимой им иконе Божией Матери «Семистрельная». Он был близок к царской династии, лично Государю императору Николаю Александровичу, премьеру П.А. Столыпину. Де-факто и де-юре в каноническом плане в те годы являлся главой Русской Православной Церкви Государь-страстотерпец. После февральской революции митрополита обвинили (обвиняют некоторые и сейчас), что он чуть ли не первый выступил против Государя императора. Но это не так. Известна такая запись, сделанная им в то смутное время: «...Государь отрекся, все разбежались. Я остался один. У меня нет ни секретаря, ни келейника, ни стенографистки, и последний документ я пишу карандашом...»
Примечательно, что священномученик Владимир Богоявленский появился на свет ровно через 15 лет после упокоения прп. Серафима Саровского (1759 -1833 гг.), председателем комиссии по обследованию мощей которого он стал ровно через 55 лет. Мальчик был крещён в память Великого учителя вселенского - свт. Василия Кесарие-Каппадокийского. По существовавшей веками традиции наречения младенцев новорожденным давались имена святых. Таким образом святым творилась память в самый день рождения и последующие за ним дни. О свщм. Владимире Богоявленском (имя Владимир ему было дано, когда он принимал постриг) вполне можно сказать: «во Христа крестившись, во Христа облекся и вышел из купели убеленным, стал сыном нетления, сыном воскресения...»
«...Скрытно и безвестно, в неведомой глуши Тамбовских лесов и болот, под счастливой звездой гражданского новолетия, на второй день нового 1848 года произошло рождение младенца, нареченнного в честь Вселенского церковного учителя свт. Василия Великого. Именно ему и его соратникам, близким по духу к старорусским ценностям, суждено было действительно любить Церковь и Родину. «Любовь к ним - всемогуща и с ней можно сделать все. Надо оставить праздную жизнь и понять, что нельзя полюбить своих братьев, если не возгореться любовью к Богу и никогда тогда не спастись вам…» (Гоголь Н.В.). Поэтому Господь и одарил его даром молитвы сердечной и прозорливости. Именно по состраданию понес он и последний свой крест, взойдя на киевскую голгофу. Его кололи, резали, и расстреливали, и смерть его сопровождалась истязаниями.
На всем своем жизненном поприще Василий-Владимир молил Господа «соделать в нем Дом Духа Божия».
(«Сельская пастораль родных мест святителя Владимира»).
По дошедшему до нас его жизнеописанию знаем, что так и случилось. Он был требователен в исполнении заветов Христа, призывая православных работать над собой, духовно расти. Был великодушен и прозорлив. Понимая, что его ведут на казнь, не терял самообладания, перед смертью помолился, благословил крестообразно руками убийц и сказал: «Господь вас да простит».
- Александр Евгеньевич, как и когда Вы стали заниматься исследованиями своей родословной, положили начало трудам по изучению жизни святого Владимира?
- Господь так судил, что я являюсь как бы духовным и кровным потомком первого новомученика и исповедника Владимира. Но не его одного. В нашем роду был известный церковный историк Филарет (Дмитрий Григорьевич Гумилевский, при рождении Павлов-Конобеевский). Это о нем, когда он в юности посетил Саров, преподобный Серафим Саровский сказал: «Сей отрок будет великими светильником Церкви и прославится по всей Руси как ученый муж». Так и случилось. Он закончил Шацкое духовное училище и так же, как и новомученик Владимир, Тамбовскую духовную семинарию. Был ректором Московской духовной академии, получил известность научными трудами. Он является по сути первым церковным историком. Пытливо относился ко всякому предмету, все проверял взглядом критика. В энциклопедии Брокгауза и Ефрона исторический труд владыки Филарета по церковной истории сравнивается по значимости с «Историей государства Российского» Карамзина.
Я, ваш покорный слуга, являюсь церковным историком четвертого поколения. Мой отец был профессор истории МГУ, один из немногих, кто имел базовое духовное образование. Согласитесь, что в 40-е - 50-е годы прошлого столетия занимать кафедру, будучи доктором наук, человеку с таким прошлым можно было только в силу его неординарных знаний. А получить другое образование из-за своего происхождения он просто не мог.
Дядя моего отца - Петр Николаевич, бывший профессором Петербургского университета был очень известным церковным историком. Его диссертация была посвящена деятельности митрополита Евгения (Болховитинова), митрополита Киевского.
Он, один из немногих после Ивана Дубасова, написал свою книгу «Прошлое Тамбовского края». Был репрессирован, отбыл восемь лет, в том числе на Медвежьем озере (Беломорканал). Господь ему помог - он нес послушание в библиотеке. Среди его работ есть книга и об этом.
А жил и учился я в Москве. Чтобы поступить в МГИМО, требовался трудовой стаж, я его заработал на одном из предприятий. Поступил, стал востоковедом.
- Александр Евгеньевич, в очерке профессора кафедры литературы МГПИ В. Андреева «Первый священномученик» о вашем святом предке - митрополите Владимире (он публиковался в городской Мичуринской и областной газете «Тамбовская жизнь», а теперь вошел в сборник газетных публикаций «Храни, Тамбовщина, веру православную») рассказывается, что Вы посетили все места его земного служения...
- Стараюсь. Побывал в Самаре, Новгороде, Киеве и во многих других городах и весях, но упор делаю на Тамбовщину. Посетил все старые уездные города. Побывал и в Борисоглебске, где в гимназии учился Петр Николаевич Черменский. Как видите, посещаю все места, связанные с потомками святителя. Я был рядом и с тем местом, откуда родом Филарет, написавший все жития святых - считается их непревзойденным автором. Ухаживаю за могилами своих предков.
- Одним из важных мест на Тамбовщине, связанных со святым Владимиром Богоявленским и его потомками, является Мичуринск - бывший Козлов. Здесь были первые пять лет служения отца Василия Богоявленского до принятия им пострига. Вы там бывали не единожды - об этом интересно рассказывается в упомянутом выше очерке.
- Очень рад, что в Мичуринске хранится о нем память. Работал там в библиотеках, читал лекции, общался с молодежью. В свой последний приезд читал в агроуниверситете лекцию «Мичурин и церковь». Как важна эта связь: церковь и наука, церковь и армия. В моей книге, которую готовлю к печати, есть раздел «Церковь и космос». В Крыму, где я бываю на послушании, в Симферополе, находится теперь уже бывший центр по наблюдению за космическими кораблями. Именно из этого центра состоялся первый разговор Н.С. Хрущева с первым летчиком-космонавтом, когда тот был в космосе. Так вот, там тоже есть храм во имя свщм. Владимира.
- Интересно, а как относился к религии Иван Владимирович Мичурин, призывавший не ждать милостей от природы?
- Это высказывание неправильно цитируется, он говорил немного иначе, призывая совершенствовать природу. А был он человеком глубоко верующим. В доме-музее Мичурина есть киот с иконами, который всегда был в доме ученого. Известно, что он молился перед началом каждого своего опыта.
- А какая связь святителя Владимира с Кирсановским уездом, в состав которого входил и наш Инжавинский район когда-то?
- Он был женат на дочери Кирсановского священника Салтыкова - Александре Васильевне. Это была счастливая семья. Сохранились воспоминания о нежных отношениях супругов. У меня в книге есть целая глава, о том, как все происходило: их знакомство, женитьба, супружеская жизнь... К сожалению, их брак был недолгим (1876 - 1885). Супруга долго не могла иметь детей, по состоянию здоровья Александре Васильевне требовалось ездить лечиться на минеральные воды. Он всегда старался сопровождать ее в поездке. В архиве есть документы с его прошениями к руководству Тамбовской духовной семинарии, где он тогда преподавал, с просьбой - в виде исключения дать ему на этот период отпуск. Александра Васильевна скончалась во время деторождения. Умер и их сын. А отец Василий вскоре принял иноческий постриг, но его связь с Салтыковыми не прервалась.
Род Салтыковых тоже очень разветвленный. Тесть - Василий Лаврентьевич был человеком неординарным. Однажды он навестил святителя Владимира, который в то время был еще архимандритом Свято-Антониевского монастыря в Великом Новгороде, а потом назначен епископом Старорусским. О приезде туда Василия Лаврентьевича сохранились документы. В то время там в келейном корпусе случился пожар. Надо было выносить ценные иконы, документы. Людей не хватало, а рядом находились цыганские шатры. Цыгане вызвались помочь, а кто же в такой ситуации откажется от помощи? Вот только много ценных вещей те унесли в свои кибитки и потом скрылись.
- Александр Евгеньевич, в двухчасовой нашей с Вами беседе о святителе Владимире всего не скажешь. Что, на Ваш взгляд, самое главное хотели бы донести до наших читателей?
- Я, как его потомок, вижу главное в том, что он плоть от плоти, кровь от крови русского народа. Заслуга священномученика Владимира в том, что он дает нам понимание - на какой бы высоте духовного и общественного положения человек ни находился, он должен служить Богу и людям. И еще хочу сказать о том, что он первый возглавил Всероссийское общество борьбы за народную трезвость, считал необходимым вести борьбу за духовное отрезвление русского народа. Говорил: огонь веры побуждает оказывать любовь к ближнему. Спасать погибающих, врачевать недужных. Возвращать на путь истины заблудших. Поддерживать и укреплять колеблющихся и слабых. Нельзя безучастно относиться к делу борьбы с бедствием пьянства, порок которого уносит тысячи и миллионы несчастных жертв.
- Александр Евгеньевич, а как Вам понравилась наша инжавинская природа, отдых в санатории?
- Как не любить природу этого края? Я бывал в этих местах очень давно и такое чувство - как будто вернулся к себе на родину. В санатории прекрасная лечебная база и добрые люди. Благодарен всем медицинским работникам, с которыми свела судьба здесь.
- Спасибо за интервью, успехов в исследовательской деятельности. Будем рады выходу из печати книги о святителе Владимире Богоявленском. Как Вы заметили в своих очерках, Свято-Владимирские места Мордовии, Тамбовщины, Рязанщины, Пензенской, Воронежской областей связаны с жизнью и духовным наследием замечательного владыки-патриота, только начинают возрождаться: неравнодушные люди совместно с краеведами, учеными, педагогами стараются восстановить их былую славу. Ими составлен уникальный путеводитель по духовному «маршруту» Богоявленских, в том числе обозначив «Золотое кольцо». Возможно, по этому кольцу совершат экскурсию и инжавинцы.
Автор: Любовь ПЬЯНОВА
Источник: http://www.top68.ru/society/znakomtes-aleksandr-chermenskii-vostokoved-tserkovnyi-istorik-kraeved-i-prosto-interesnyi-ch

Источник: http://www.top68.ru/society/znakomtes-aleksandr-chermenskii-vostokoved-tserkovnyi-istorik-kraeved-i-prosto-interesnyi-ch
Все новости

Наши услуги, которые могут быть Вам интересны