Воздушный шар над Красным
Знаменательное событие произошло в 1913 году: немецкий воздушный шар пролетел через всю Россию и опустился в Перми, откуда аэронавты поездом возвратились в Москву, а затем отправились в Германию. Интересно, что полёт был зафиксирован и в Костромской губернии: над городом Нерехтой и селом Красным. В 1914 году другие немецкие воздухоплаватели решили побить рекорд на дальность полёта, и опять он был зафиксирован над Николо-Бабаевским монастырём и Красным-на-Волге. Воздушный шар снова долетел только до Пермской губернии, но на этот раз пилоты были арестованы как немецкие шпионы. Однако за недоказанностью вины были отпущены, точнее, выкуплены германским аэроклубом. Об этих историях писали многие газеты мира, а русский журнал «Искры» (№16 за 1914 год, не путать с ленинской «Искрой») ещё и снабдил текст иллюстрациями.
Если бы, допустим, воздушный шар не долетел до Перми, а упал над притягательным Красным, то аэронавтам, естественно, была бы оказана медпомощь в новеньком лечебном заведении - земской больнице, построенной в 1912 году и считавшейся одной из лучших в губернии.
Дурасовский приход
В начале 20 века в деревне Дурасово была построена деревянная старообрядческая церковь Рождества Богородицы (на освящение её в 1910 году приезжал из столицы сам митрополит). Строителем церкви и её настоятелем долгие годы был Алексей Иванович Сергеев.
Старообрядческой была не только деревня Дурасово, но и близлежащие поселения: Зайцево, Погост, Новосельское, Смагино…В 1909 году в здешней общине, одной из крупнейшей в губернии, насчитывалось около 800 прихожан. Большое увеличение числа старообрядцев наблюдалось в начале 1920-х годов, по 10 и более человек ежемесячно, главным образом за счёт перехода из православной церкви. Здесь было создано объединение старообрядческой молодёжи, издавался рукописный журнал. Все прихожане работали на земле самостоятельно, без применения наёмной силы, половина из них были грамотными. Во многом благодаря тому, что после освящения церкви Рождества Богородицы усердием священника и прихожан к 1913 году здесь была построена школа для детей старообрядцев.
Пароходчики Ульяновы
В конце 19-начале 20 века в заволжском селе Густомесово проживало около 10 семейств с фамилией Ульяновы. Одно из них было хорошо известно далеко за пределами села, волости, уезда и даже Костромской губернии. Иван Васильевич Ульянов являлся основателем торгового дома «И.В.Ульянов с сыновьями». Ульяновым принадлежали на Волге до 40 торговых барж и несколько пароходов, в том числе хорошо известные в начале 20 века «Муравей» и «Пчёлка». Ульяновские суда совершали как дальние рейсы по Волге - от Нижнего Новгорода до Рыбинска, так и ближние - от Костромы до Красного и Плёса. Попечением Ульяновых была построена Успенская церковь в Густомесове и Успенская церковь в Яблонной пустыни (она ушла под воду при строительстве Горьковского водохранилища). Уроженцы Густомесова, Ульяновы имели дома и в Костроме: Иван Васильевич жил на улице Марьинской (Шагова), Фёдор Иванович на улице Мшанской (Островского). В советское время о знаменитых густомесовцах не упоминали, ибо не могли люди с такой фамилией быть пароходчиками и торговцами. Однако, заметим, что крестьяне Ульяновы, хотя и были богатыми, но в сословие купцов («мироедов») не переходили. Интересно и другое: в 19 веке береговую полосу Волги в районе Яблонной пустыни местные власти сдавали крестьянскому обществу в аренду, там была сделана пристань для разного рода судов, выстроен питейный дом, оборудована купальня.
Фальшивомонетчики и разбойники
А вот в 20 веке в упомянутой выше Яблонной пустыни скрывался от властей мастер ювелирных дел и фальшивомонетчик, неуловимый Серапион Мазов. А вообще лесистая заволжская сторона была притягательным местом для людей, которые прятались. Название села Светочева Гора, по преданию, произошло от имени атамана Светоча, разбойничавшего в приволжских лесах и на Волге. А в Сидоровской волости, которая раньше входила в Нерехтский уезд, промышлял беглый рекрут Иван Фадеич Хабаров (в народе его звали Фатеичем). Дело этого костромского Робин Гуда разбиралось в суде, жизнь и разбойные приключения его описаны в нескольких номерах «Костромских губернских ведомостей» за 1861 год. А в материалах Костромского научного общества по изучению местного края есть сведения о том, что атаман Фатеич бывал и на левобережье, прятал награбленные сокровища близ деревни Очепищево (Дурасово) на реке Стёжере. Дело Фатеича тянуло на смертную казнь, но она в 1854 году императрицей Елизаветой Петровной была отменена, поэтому злоумышленник подвергся наказанию кнутом с вырезанием ноздрей и ссылкой на каторжные работы. Так же были наказаны и другие заволжские разбойнички, тоже беглые солдаты Паршин и Свекольников, которых выдала девка из их шайки по имени Танька. Об этом поведал нам в своих трудах историк и краевед 19 века, протоиерей Михаил Диев.
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги