Telegram-чат

Бесплатная
консультация

Международный институт
генеалогических исследований Программа «Российские Династии»
+7 903 509-52-16
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2
Цены на услуги
Заказать исследование
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2

«Хранить – это дело почетное тоже…»

12.07.2013

Из истории Смоленского государственного музея-заповедника
10 июля – значимый день для большинства музейных работников Смоленщины. В этот день в 1888 году был создан Смоленский историко-археологический музей, который положил начало Смоленскому государственному музею-заповеднику.

На территории Смоленской области нет аналога Смоленскому музею-заповеднику, который объединяет музеи «Смоленский лен», «В мире сказки», «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны», «Смоленск – щит России», «Городская кузница XVII века», Художественную галерею, Исторический музей, Музей природы и экологии, Музей партизанской славы, Историко-архитектурный комплекс «Теремок», Музей скульптуры С. Конёнкова, а также музеи-усадьбы М. Глинки и А. Твардовского, дома-музеи М. Егорова и Н. Пржевальского, музей-квартиру А. Твардовского. Музей-заповедник неоднократно преобразовывался и менял названия.
Открытие первого музея было приурочено к приезду в Смоленск Великого князя Владимира Александровича (третьего сына императора Александра II) и его супруги Великой княгини Марии Павловны. По решению Городской думы от 16 июня 1887 года, музей открыли 28 июня 1888 года. Великий князь стал первым посетителем музея. 10 июля 1888 года двери музея были открыты для всех смолян. Эту дату считают началом зарождения музейного дела на Смоленщине. Горожане могли дважды в неделю ознакомиться с экспонатами – по средам и воскресеньям, с 12:00 до 15:00. Плата за посещение составляла 10 копеек, для преподавателей и учащихся посещение было бесплатным.
Заведующим музеем служил Семен Писарев – знаток местной истории, член-корреспондент Московского археологического общества, автор ряда книг по истории Смоленска, учитель Смоленской мужской классической гимназии. Хранителем музея («лаборантом-консерватором») был краевед Василий Грачёв. Заведующий вместе с хранителем разработали «Правила музея» (1898 год) и «Программу для собирания древностей в Смоленский историко-археологический музей».
Семен Писарев вел раскопки археологических памятников и церковных древностей. Собранная им коллекция древних строительных материалов, отражавшая историю строительного дела в Смоленске, и собранная Василием Грачёвым коллекция предметов старины стали основой Смоленского историко-археологического музея. Писарев и Грачёв постоянно пополняли коллекции, и к 1908 году в музее числились 5 436 экспонатов, не считая книг библиотеки.
До 1897 года первый смоленский музей располагался в подвальном помещении здания Городской думы (сегодня – здание на ул. Коммунистической, д. 6). Позднее экспозиция располагалась на третьем этаже этого же здания и занимала одну комнату площадью 90 кв. м. По подсчетам хранителя, с 1890-го по 1915 годы в музее побывали 74 003 посетителя. В 1912 году музей передали под эгиду созданного в 1910 году Смоленского филиала Московского археологического института. Новым заведующим стал специалист по геральдике и генеалогии Владимир Лапчинский. Василий Грачёв, проработавший около 25 лет, был отправлен в отставку.
В годы Первой мировой войны музей закрыли, а его коллекции начали готовить к эвакуации, но так и не отправили в Нижний Новгород. Часть экспонатов (ценные собрания посуды и монет) передали на хранение в музей княгини Марии Тенишевой. 13 сентября 1917 года новая городская власть потребовала освободить помещение музея. В 1919 году музейную коллекцию перевезли в помещения надвратной Благовещенской церкви и находящейся при ней сторожки. Часть коллекции расхитили, многие экспонаты были утрачены из-за неподходящих условий хранения. Через год оставшиеся исторические ценности перешли в ведение Смоленского губернского подотдела по делам музеев и охране памятников.
В 1897 году в Смоленске появился второй музей – Церковно-исторический. Его создателем стал епископ Смоленский и Дорогобужский Никанор, а сам музей располагался на Соборной горе, в палатах митрополита. После того как Никанора перевели в другую епархию, музей прекратил существование. Часть коллекции сгорела, часть – была разворована.
Третьим по времени создания стал Историко-этнографический музей княгини Марии Тенишевой. Меценатка открыла его в 1898 году в своем имении в Талашкине. Спустя семь лет коллекцию перевезли в новое здание, а сам музей получил название «Русская старина». В собрании Тенишевой были предметы декоративно-прикладного и народного искусства, оружие, иконы и рукописи. С 10 мая по 10 октября 1907 года тенишевская экспозиция русского декоративно-прикладного и церковного искусства (5 695 экспонатов) выставлялась в Лувре. Выставку посетили 78 тысяч человек. В 1908 году коллекцию вернули в Смоленск. В 1911 году в каталоге музея «Русская старина» значились 7 680 экспонатов. Музей работал по воскресеньям и четвергам, с 10:00 до 15:00. Плата за вход составляла 15 копеек и изымалась в пользу Общества попечения о детях.
В 1908 году открылся еще один музей – Естественно-исторический. Его основали ученые-естественники Григорий Граве, Яков Алексеев и другие члены Общества изучения Смоленской губернии. Задачами музея значились «собирание возможно полных естественноисторических коллекций Смоленской губернии» – по геологии, минералогии, ботанике, зоологии, сельскому хозяйству, этнографии, а также фотоснимков «местностей, животных, растений и тому подобного».
В 1914 году Естественно-историческому музею было присвоено имя путешественника Николая Пржевальского. К началу 1916 года в музейных фондах хранились: «Чучел и шкурок млекопитающих – 41 экземпляр; чучел и шкурок птиц – 189 экземпляров; спиртовых препаратов гадов, рыб и прочих – 42 экземпляра; насекомых – свыше тысячи экземпляров». Музейный гербарий насчитывал около десяти тысяч растений. Имелись минералогическая и геологическая коллекции, статистические таблицы, фотографии, географические карты, коллекции семян и удобрений. Музей Общества изучения Смоленской области оказался единственным из музеев дореволюционного Смоленска, не прекратившим свою просветительскую деятельность в годы войны и событий, связанных с 1917 годом. Музей размещался в десяти комнатах, и в 1920 году в нем побывали 2 209 посетителей, а с конца 1923 года по конец 1924 года – 10 348 человек.
К концу 1910-х годов Историко-археологический, Историко-этнографический и Естественно-исторический музеи представляли собой различные формы организации музейной деятельности – при Городской думе, на основе частного коллекционирования и при общественной организации.
В феврале 1919 года, на состоявшейся в Петрограде Всероссийской музейной конференции, была выдвинута и поддержана программа развития музеев, согласно которой эти учреждения должны были стать доступными для всех желающих. Началом реализации этой программы в Смоленской губернии считается 4 апреля 1919 года, когда Смоленский губернский отдел народного образования издал постановление «О музеях и охране памятников искусства», согласно которому все музеи, находившиеся на территории Смоленской губернии, поступали в ведение подотдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины.
В 1920 году все музеи Смоленска были объединены в единый Губернский музей. Расположенные в Смоленске Историко-этнографический, Искусств и древностей, Естественно-исторический музеи, а также Дорогобужский музей с филиалами в Болдине и Алексине были включены в сеть музеев РСФСР.
1 мая 1920 года была открыта Смоленская картинная галерея. Для ее создания были из особняка княгини Марии Тенишевой в марте 1920 года изъяты 32 картины и четыре скульптуры, среди которых – произведения И. Репина, К. Коровина, П. Трубецкого, К. Сомова, Н. Рериха. В апреле того же года 38 работ отечественных и зарубежных художников были переданы из Смоленского филиала Московского археологического института. На 4 октября 1921 года коллекция Смоленской картинной галереи насчитывала до 700 картин, около тысячи гравюр, тысячу томов редких исторических изданий.
19 сентября 1921 года на заседании Губернского музея было принято постановление о слиянии Историко-археологического и Историко-этнографического музеев и о создании на их основе двух новых музеев – Музея старого Смоленска и Кустарного музея. В следующем году Музей старого Смоленска и Смоленскую картинную галерею объединили в единый Музей искусств и древностей.
1 октября 1924 года три смоленских музея (Историко-этнографический, Искусств и древностей, Естественно-исторический) объединили в единый Смоленский государственный областной музей (СГОМ), филиалом которого стал Дорогобужский государственный научный музей, имевший отделения в Алексине и Болдине. В следующие три года открыли музеи композитора М. Глинки и ученого-путешественника Н. Пржевальского.
1 октября 1929 года были открыты три новых отдела областного музея (Отдел революции, Антирелигиозный отдел, Отдел социалистического строительства), а также созданы новые музеи: Музей революции, Музей дома крестьянина, Музей дома Красной Армии.
В 1930 году из фондов смоленских музеев изъяли 30 предметов – для экспорта за границу, а в марте 1931 года сдали в металлолом 17 предметов из фонда Историко-культурного отдела, 79 предметов из фондов Музея имени Н. Крупской, а также три бронзовые скульптуры, хранившиеся в запасниках Смоленской картинной галереи.
В июне – июле 1941 года музейные сотрудники эвакуировали 26 052 экспоната – сначала в Горький, а затем в Новосибирск. 9 июля 1941 года из Смоленска отправился последний товарный эшелон, вывозивший музейные ценности, которые только в июле 1945 года возвратились в Смоленск. Коллекции, остававшиеся в оккупированном городе, в 1943 году фашистские захватчики вывезли в Польшу. В 1945 году удалось отыскать и вернуть в Смоленск лишь незначительную часть похищенных ценностей.
За послевоенное время в Смоленске открыли Музей скульптуры С. Конёнкова, музеи «Русская кузница», «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны», «Смоленский лен», «Смоленск – щит России». В 1977 году эти музеи и несколько районных музеев объединили в Смоленский государственный музей-заповедник, являющийся сегодня крупным научно-исследовательским и просветительским учреждением культуры.

Источник: http://www.smolweek.ru/glavnoe/10627-lxranit-eto-delo-pochetnoe-tozher.html
Все новости

Наши услуги, которые могут быть Вам интересны