История одного рода, выпуск № 27
История Лидии Тимофеевны Кравцовой из Тамбовки
«Человек, как стебелек, питается своими давно, казалось бы, иссохшими корнями, оживляя их тем, что знает и помнит». Эту цитату из произведения Чингиза Айтматова написали в одном из комментариев к нашей программе. И действительно люди живы, пока о них помнят. Так, как помнит о своих родных Лидия Тимофеевна Кравцова.
Предки Лидии Тимофеевны по материнской линии Бирюковы приехали на Амур из Самарской губернии. Выехали они в дальние края большой многодетной семьёй, но трудности и болезни в пути уносили детей одного за другим.
«Выехали они оттуда – у них было 14 детей, ехали на лошадях. И привезли живых детей – троих. Из маминых слов – якобы там дифтерия была, они где-то зимовали и вот такое несчастье», – рассказывает Лидия Тимофеевна.
Приехали Бирюковы в Тамбовку в 1883 году. Родоначальник семьи дед Максим был сапожник, этим же ремеслом и на Амуре семью кормил. Здесь уже родились ещё две дочери Настасья и Василиса – мама Лидии Тимофеевны. 16-летней девочкой она войдёт в семью Брагиных – переселенцев из Тамбовской губернии. Максим и Мария Брагины приехали на Амур с сыновьями, получили большой надел земли и стали крестьянствовать.
«Они сельским хозяйством занимались, и причём успешно, – продолжает свой рассказ Лидия Тимофеевна, – потому что им работников не надо было нанимать, у них сыновья работали. Вот здесь по Ленинской улице был большой дом построен – это старшего сына Михаила, а где была поликлиника у нас тоже большое здание – там пять комнат таких просторных – это тоже дом деда Максима».
Тимофей Брагин родился уже в Тамбовке. В 1916 году он и привёл в дом молоденькую Василису Бирюкову. Потом дед Максим стал строить сыновьям отдельные дома.
Михаилу, Степану и Ивану построили, а Семёну и Тимофею не успели. Старших братьев раскулачили, дома у всех забрали и выслали. Тимофей с семьей остались в селе, поселились в старой бане.
«Сенец не было, будка такая полевая была приставлена и всё. Отец пошёл работать конюхом на мельницу, а мама с ребятишками дома. Нас уже тогда много было, как годок – так Васёк. А 11 августа 1938 года отца забрали, и мы в этой "банюшке" так и остались, – вспоминает Лидия Тимофеевна. – Жили мы очень бедно. В этой "банюшке" шестеро нас было. Стояла печь русская, стол, без скатерти, он скоблился, скамейка, родительская кровать деревянная, зыбка посредине – там пружина и такой короб, там у нас малыши воспитывались».
И даже из этой нищеты их не выселили только благодаря односельчанину.
«Ночью к нам пришёл милиционер, и говорит: Максимовна, забирай детей и уходи куда-нибудь на неделю и больше. Дома не живи. Будут выселять».
Действительно, приходили выселять и забрали из дома всё, что можно было, обрекая детей на голодное существование. Тимофея семья так и не дождалась. Много лет спустя сестры Лидия и Вера Брагины напишут об этих событиях статью в Книгу Памяти, рассказав о своём отце, которого в ноябре 1938 года расстреляли, и о матери: как ей одной пришлось поднимать детей.
А тогда в 1938 году их сразу объявили врагами народа. Хотя односельчане понимали – какие они враги народа? Кто? Василиса да шесть детей?! Помогали, чем могли.
В 1941 году брат Лидии Иннокентий заканчивает 10 классов, начинается война. Всем классом ребята пошли в военкомат и ушли добровольцами на фронт. Воевал до 1944 года. Был награждён орденами и медалями.
«Он геройски сражался, – рассказывает Лидия Тимофеевна, – несмотря на то, что мы были объявлены врагами народа, патриотизм был в нас, воспитались мы так, что никуда не отлынивал, воевал. А какие он письма писал с фронта патриотические!».
Из письма Тимофея Брагина, 30 января 1943 год: «Добрый день или час, здравствуйте, мама, Вера, Федя, Лида, Женя, Андрюша, Шура, Лия. Шлю свой горячий привет с фронта, к вам в глубокий тыл – боевым помощникам Красной армии... Я живу, как вам если не известно – то вот как. Сейчас Красная Армия ведёт наступательные бои, а поэтому нам приходится в самых тяжёлых условиях, ежедневно находимся в боях. Иногда и по трое суток не приходится спать. Но ведь сейчас война – и каждая секунда может послужить смертью героя – защитника Родины. Ведь вы не знаете, что они творят на фронте и в тылу, что терпит от них население».
«Так что вы крепитесь, – читает письмо брата Лидия Тимофеевна, – берегите нашу родненькую мамочку! Я скоро приеду, вернусь с победой, а мы врага добьём в их логове. В Берлине. Но до туда он не дошёл».
Весь взвод Иннокентия Брагина погиб в окружении в Псковской области. В родном селе на памятнике героям Отечественной войны есть и его фамилия. Все остальные дети Василисы и Тимофея Брагиных выросли достойными людьми. Получили образование, состоялись в профессии.
Лидия Тимофеевна всю жизнь проработала в Тамбовке педагогом, вышла замуж за коренного тамбовчанина. Воспитывали с мужем сына, много путешествовали. Сейчас она помогает внукам и воспитывает правнуков.
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги