Международный институт генеалогических исследований
Записывайтесь на курсы по генеалогии
Программа «Российские Династии»

Девять веков и десять лет

04.09.2007
Терентий МЕЩЕРЯКОВ, председатель постоянной комиссии по устройству государственной власти, местному самоуправлению и административно-территориальному устройству ЗакСа Санкт-Петербурга, кандидат экономических наук

Десять лет назад в Петербурге была сформирована существующая система местного самоуправления (МСУ).
Но в чем же суть МСУ в нашей стране и городе, какими конкретными полномочиями оно наделено?
Для того чтобы разобраться в хитросплетениях развития российской местной власти,
необходимо заглянуть в ее исторические истоки.

От вече до муниципалитетов

Отчет российского городского самоуправления ведется с рубежа XI – XII вв. Одни историки считают вече, то есть совет, органом народной власти, народоправства. Другие, правда, видят в народном вече атрибут феодальной государственности.

МСУ в России пережило в своем развитии несколько этапов, прежде чем эволюционировало в свою современную форму.

Первой реформой местного тогда еще управления было учреждение при Петре I бурмистрской палаты в Москве и земских изб в городах. Бюрократический элемент совершенно упразднил деятельность земских изб и привел городское хозяйство в полный упадок.

При Екатерине II было последовала очередная реформа, продиктованная такими нормативно-правовыми актами, как Учреждение о губерниях 1775 года (вторая его часть издана в 1780 году), Жалованная грамота дворянству 1785 года и Грамота на права и выгоды городов того же года. Выстроенная этой реформой схема местной власти, во многом сохранившаяся до конца XIX века, отличалась следующими главными особенностями: децентрализация полномочий, избранность местных должностных лиц, самостоятельность суда. Искаженные при Павле I, эти принципы были затем восстановлены Александром I. По-своему пытались реформировать систему местной власти и в последующие десятилетия – при Александре II, Александре III и Николае II.

Сложно давать оценку советскому периоду развития местного самоуправления, учитывая то, что в стране существовал некий дуализм систем партийной и собственно системы государственного управления.

В период с 1991 по 1993 гг. был принят ряд законов на уровне СССР и РСФСР, которые, по своему замыслу, должны были стабилизировать ситуацию и внести ясность в порядок управления страной. По закону от 9 апреля 1990 г. «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР», впервые в практике советского строительства были предоставлены значительные права местным органам власти. В частности, Советам было дано право владеть собственностью, формировать органы управления, разрабатывать, утверждать и исполнять бюджет, а также налаживать внешнеэкономические связи.

В октябре 1993 г. деятельность Советов была прекращена, и все их функции возложены на местные администрации. В декабре 1993 г. вступила в силу новая Конституция РФ, которая внесла ряд принципиальных новаций и установок, развивающих концепцию местного самоуправления. Согласно ст. 12 Конституции, власть в стране организационно разделилась на два уровня – систему государственной власти и систему МСУ.

Наша задача – эффективная совместная работа

Особенность современного этапа в развитии местного самоуправления заключается в том, что развитие этой системы имеет как бы два вектора. С одной стороны, налицо попытка вернуться к основам местного самоуправления дореволюционной России, с другой – желание перенять то лучшее в местном самоуправлении, что разработано в западной общественной науке и практике. В 1998 году Государственная Дума ратифицировала Европейскую хартию о местном самоуправлении, которая и зафиксировала основные принципы развития МСУ в России.

Как и многие термины в общественных науках, МСУ не имеет сегодня единого толкования. С одной стороны – это система организации власти в городах и поселках, с другой – некое социальное явление, форма и способ решения населением сугубо местных вопросов. В настоящее время МСУ проходит трудный путь самоидентификации, поиска оптимальной структуры, которая позволит утвердиться в общественно-политической жизни современной России, эффективно взаимодействовать с органами государственной власти на региональном и федеральном уровнях по решению вопросов, входящих в его компетенцию.

Опыт стран с высоким уровнем жизни свидетельствует о том, что децентрализация управления государством и обществом и создание эффективной системы местного самоуправления являются необходимыми условиями обеспечения достойной жизни людей. В настоящее время в России идет реформа местного самоуправления, идет непросто, много острых проблем и вопросов. Не случайно в базовый федеральный закон «О местном самоуправлении» с 2003 года вносились изменения 32 раза.

Санкт-Петербургу в этой связи, наверное, несколько легче, чем другим субъектам Российской Федерации. Учитывая необходимость сохранения единства городского хозяйства, федеральный законодатель передал Санкт-Петербургу право определять самостоятельно своими законами структуру, полномочия, источники доходов муниципальных образований, расположенных на территории города. Среди полномочий муниципальных образований можно выделить благоустройство придомовых территорий, поддержку общественных организации в охране правопорядка, защиту населения от чрезвычайных ситуаций – всего 43 вопроса местного значения. В то же время, безусловно, нам многое предстоит сделать, для того чтобы местная муниципальная власть в нашем городе была по-настоящему эффективной. В 111 внутригородских муниципальных образованиях Санкт-Петербурга существует масса проблем и вопросов, с которыми, я уверен, проще всего справиться на местном уровне.

Для того чтобы выстроить систему законодательства, при которой местные советы будут максимально эффективно выполнять свои полномочия и наказы избирателей, нам важно знать мнение горожан о том, как органы МСУ участвуют в решении вопросов местного значения на вверенной им территории, с какими острыми проблемами наиболее часто сталкиваются жители муниципальных округов, какие предметы ведения должны быть переданы муниципалитетам для работы в интересах населения.

Свои мнения и предложения на этот счет можно направить по адресу: 190107, Исаакиевская площадь, д. 6, Законодательное собрание Санкт-Петербурга, постоянная комиссия по устройству государственной власти, местному самоуправлению и административно-территориальному устройству.

Источник: http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10244563@SV_Articles