Telegram-чат

Бесплатная
консультация

Международный институт
генеалогических исследований Программа «Российские Династии»
+7 903 509-52-16
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2
Цены на услуги
Заказать исследование
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2

Цифровой банк генеалогических документов в России

10.05.2013

В конце прошлого — в начале нынешнего столетия многие архивные документы становятся открытыми, доступными для широкого круга лиц, в том числе те, в которых содержится персональная информация. От тех, кто хочет лучше узнать свои корни, родословную, в архивы страны поступают тысячи запросов.

Но документы, являясь рукописным свидетелем определенного исторического события, нередко повествуют об одном отдельном факте. Продолжение, развитие событий, в том числе связанных с историей одной семьи, нередко приходится отыскивать в документальных источниках архива другой области, города или края. Это может быть связано с миграцией, массовыми переселениями, Гражданской, Великой Отечественной войнами и т. д. То есть документы, касающиеся истории родословной, могут быть весьма разрозненны, что, безусловно, затрудняет их поиск.

Однако широкий спрос на данную информацию и появление соответствующих законодательных актов способствуют преобразованиям в деятельности архивного фонда РФ в части предоставления информации.

Как сообщил заместитель руководителя Федерального архивного агентства Олег Наумов, в России будет создан цифровой банк генеалогических документов. И основную задачу в этом направлении Росархив видит в создании системы поиска и системы научно-справочного аппарата, которые помогут определиться гражданам с тем, где им искать информацию. “Это и путеводители по соответствующей базе данных, которая существует и размещена в Интернете. Это и центральный фондовый каталог, который предполагает концентрацию всей информации архивного фонда РФ. Вот уже полтора года как этот проект запущен на портале “Архивы России”, и уже внесена информация о 240 тысячах фондов”, — рассказал Олег Наумов.

По его словам, решение задачи поиска информации Агентство видит в организации двух направлений. Первое — предоставление соответствующих инструментов поиска, таких как указатели и информационно-справочные пособия, которые помогут сориентировать человека. И второе — это облегчение условий доступа к архивным документам.

“В нынешнем году федеральные архивы впервые объявили конкурс на создание электронного ресурса “Образы ландратских книг”. На выполнение этого проекта выделено 44 млн. руб. сроком на два года”, — сообщил Олег Наумов. —“Эти документы Российского государственного архива древних актов (РГАДА) подлежат оцифровке и дальнейшему использованию в части поиска генеалогической информации. То есть речь идет не о современной документации, а, условно говоря, о древности, документах XVIII века. В свое время фонд “Ландратские книги и ревизские сказки” возник, конечно, не с целью генеалогических исследований. Он представляет собой подворные переписи населения и составление сказок, которые потом подшивались в книги. Таким образом создавались ландратские книги”, — пояснил Михаил Рыженков, руководитель РГАДА.

Настоящий прорыв в организации работы по оцифровке и предоставлению информации начиная с 2008 г. осуществило Агентство по делам архивов Пермского края. “В настоящее время мы храним 7715 метрических книг и ревизских сказок, составление которых датируется 1719—1917 гг.”, — рассказал его руководитель Станислав Сычев. С 2009 г. число обращений граждан в Агентство по делам архивов Пермского края резко возросло и в 2013-м было зарегистрировано 70 тыс. запросов, касающихся генеалогической информации. Было принято решение о сканировании документов, и выбранная в рамках конкурса компания ЭЛАР обеспечила программное обеспечение данного проекта. Кроме того, в проект также вошли Аппарат правительства Пермского края, Агентство по занятости населения Пермского края, Центр общественных инициатив, Государственный архив Пермского края.

По словам г-на Сычева, реализация проекта изначально требовала решения трех основных проблем. Первая — собрать разрозненно хранящиеся документы в одном месте — в Государственном архиве, где были созданы все условия для сканирования и хранения метрических книг. Вторая проблема — отсутствие специалистов, которые могли бы переводить информацию со скорописи на современный русский язык. Третья — для обеспечения массового ввода информации в ПО необходимо было большое количество операторов. “Эту проблему мы решали в рамках программы снижения напряженности на рынке труда. Были выделены средства для привлечения безработных лиц, имеющих достаточное для этого образование, которые могли бы работать дома, заполнять специальные окна в программе в соответствии со сканами метрических книг. Таким образом создавалась единая БД”, — рассказал Станислав Сычев.

Для подбора персонала был создан сайт с соответствующими тестами, и каждый, кто хотел принять участие в проекте, мог заполнить их. Центр общественных инициатив осуществлял подбор кадров, заключал договора. Как рассказал г-н Сычев, в основном “победителями, успешно прошедшими тест, были пенсионеры и мамы, воспитывающие детей. В ходе проекта также были организованы соревнования. Те, кто добивался хороших результатов в работе, допускал меньше ошибок при вводе данных, награждались призами. Кроме того, участие в проекте позволило сложиться системе взаимодействия участников. На сегодняшний день их число достигло 5000 тыс. человек”.

В ходе первого этапа были поставлены и реализованы следующие задачи: подбор и обучение персонала, организация работы интернет-центра, внедрение технологических процессов, разработка и внедрение интернет-сайта с поисковыми возможностями, ввод данных, их верификация, обработка результатов ввода, загрузка в поисковую систему, администрирование и контроль качества работ проекта.

“На первом этапе было привлечено 1500 тыс. человек, которые работали дома, заполняя соответствующие поля. Было отсканировано 2800 книг, и в течение года был осуществлен массовый ввод данных в программу”, — пояснил Станислав Сычев.

В настоящее время реализуется второй этап работ — реставрация метрических книг и ревизских сказок, сканирование, ввод данных, верификация введенных данных, обработка результатов ввода, загрузка в поисковую систему.

По словам г-на Сычева, массовый ввод данных — довольно трудоемкий процесс: “Мы столкнулись с тем, что книги прошиты таким образом, что для прочтения и сканирования их приходилось расшивать. Только представьте: в книге около пятисот листов, сама она в полуразрушенном состоянии. И для того, чтобы сделать качественный образ, надо каждый листок отреставрировать, отсканировать и снова грамотно сшить. Это дорогое удовольствие. Но задача была поставлена, проект реализуется”.

Данный проект позволяет не только найти генеалогическую информацию, но также предполагает ряд других исследовательских направлений: демографическое, социологическое, историческое и статистическое, так как метрические книги и ревизские сказки как источники могут быть использованы в геоинформационных системах, в программах статистического анализа и пр.

“Данный проект, безусловно, имеет перспективы. Технология уже отработана, и сегодня на его основе можно создавать аналогичные базы данных на уровне страны”, — считает Станислав Сычев.

Источник: http://www.pcweek.ru/ecm/article/detail.php?ID=150466
Все новости

Наши услуги, которые могут быть Вам интересны