Первые африканцы вызывали у курян ужас
Уже к началу XX века Курск и Курская губерния представляли огромный этнический котёл. Здесь жили и работали представители всех европейских государств и народов. Однако следов пребывания представителей Африки на нашей земле не обнаружено. Большинство образованных курян, естественно, знали об африканцах, но в основном из книг. Знали, что знаменитые курские соловьи зимуют в Африке. Некоторые эстеты и меломаны могли припомнить грустную упадническую песенку Александра Вертинского «Лиловый негр» (1916 год), посвящённую несравненной королеве русского синематографа Вере Холодной.
Арап Павла Демидова
Павел Николаевич Демидов губернаторствовал в Курске с 1831 по 1834 годы. Славился сей государев муж определёнными причудами. Так, он держал у себя арапа, ходившего в чёрном цилиндре и в чёрном фраке из чистого английского, а значит, дорогого сукна. В таком вот одеянии бывший житель жёлтой жаркой Африки ходил в тёплое время года по курским улицам и вызывал удивление, а иногда и восторг у многих, особенно у местной детворы. Из уст в уста долгие годы передавался следующий случай: нагулявшись за Московскими воротами, демидовский арап возвращался домой. Вдруг он увидел мужика, ехавшего на возу. Мужик зазевался, заглядевшись на невиданного субъекта, и остановил лошадь. А уставший арап воспользовался этим обстоятельством и уселся к нему на воз. Наш мужичок оторопел и погнал лошадь куда глаза глядят. Долго они ехали таким образом. Наконец, мужик плачевным тоном сказал:
- Батюшка-чёрт! Пожалуйста, слезь с телеги.
Арап, оскаливши свои белые зубы, заметил:
- Я не чёрт, я арап!
- Ты-то мне рад, батюшка, а я-то тебе не рад.
От страха крестьянин слово «арап» принял за слово «рад».
Изыди, окаянный!
Следующий маленький рассказ «Встреча с дьяволом» написал старейший российский писатель Ефим Глухов по своим курским воспоминаниям. Характерно, что спустя почти 100 лет после явления демидовского арапа, восприятие африканцев в Курске практически не изменилось.
«Было это в 1927 году, в период НЭПа, мне было 17 лет. Моя тётушка Надежда Ивановна – отцова старшая сестра – была глубоко верующая женщина и вела уединённый образ жизни…
Летом отец был занят сенокосом, а творогу набралось много. Решили в город послать меня, но так как в торговле соображал мало, то тётушка решила ехать сама, хотя до этого дальше храма не знала дороги…
Торговля шла хорошо, так как творог был очень хороший, стояла очередь. Пошатался я по рынку, возвратился к тётушке и стал помогать ей давать сдачу покупателям, очередь быстро рассосалась, и вдруг с керамической черепушкой подходит негр, чёрный, как гуталин, ставит свою посуду под творог и ждёт, когда его обслужат.
Я глянул на тётушку, а она белее своего полотенца, уронив безмен, крестится и шепчет: «Изыди, окаянный, изыди». Потом подхватила свой кувшин и потащила его к телеге. Не распродав творог, мы стали собираться в обратный путь, я всю дорогу смеялся, а тётя не могла успокоиться и молилась».
Ефим Глухов (родился в 1910 г. В Курской губернии)
Хрущёв о неграх и джазе
Во время одной из встреч нашего знаменитого земляка, руководителя Советского государства с 1955 по 1964 годы, Никиты Сергеевича Хрущёва с советской интеллигенцией, которая проходила 17 декабря 1962 года с 12 часов дня в Доме приёмов ЦК КПСС, он в свойственной себе раскованной манере вдруг произнёс: «Я не хочу обидеть негров. Но, по-моему, эта музыка негритянская. Я о джазе... А?.. Чего?.. Вот когда выступал американский джаз, я сидел с послом Америки Томпсоном. Я посмотрел и говорю ему: «Это же негритянская музыка». Я не хочу её осуждать. Каждый народ имеет свои традиции, и, видимо, они родились с этим, они привыкли к этому, им это нравится. Но я родился в русской деревне. Воспитывался я на русской музыке, народной музыке. Поэтому мне приятно слышать, когда поют песни Соловьёва-Седова, хотя он не Седой, а Соловьёв. Мне нравятся песни других композиторов и поэтов. Я люблю слушать песню товарища Евтушенко «Хотят ли русские войны», хотя там есть некоторая спорность. Но, в общем, и написано хорошо, и музыка хорошая. Я люблю слушать эту... как её... мой друг, так сказать, не по возрасту, Андрей Малышко, «Рушничок» написал. И никогда мне так хорошо не было. Мне бы всё время хотелось её слушать».
Африканец в латах
Примечательно, что африканская тематика нашла своё отражение и в геральдике, относящейся к Курской губернии.
Герб рода курских дворян Мячковых представляет собой щит, на голубом поле которого изображён негр в латах, держащий в правой руке золотой лук, в левой - три стрелы, а за плечами - золотой колчан со стрелами. Щит увенчан шлемом с дворянской короной, на поверхности которой виден наполовину выходящий африканец в чалме. Намёт на щите голубой, подложенный золотом и серебром. Герб внесён в IV часть Общего гербовника дворянских родов Российской Империи.
Факт изображения негра на гербе рода Мячковых выглядит на первый взгляд очень странно. Среди множества гербов других дворянских родов России можно встретить еще два, на которых запечатлен чернокожий человек. Это гербы Араповых и Чалеевых.
«Общий гербовник дворянских родов Всероссийской Империи» начал составляться при императоре Павле I в 1797 году. В конце XVIII века особых связей на Африканском континенте Россия не имела. И, кажется, оснований использовать в фамильной символике боевого негра, нет. Однако, если посмотреть на происхождение всех трех фамилий, то можно обнаружить нечто общее, а именно татарские корни. К примеру, родоначальником Араповых был некий Бармук, «выехавший из татар» в Муром в середине XVI века, у Мячковых общий предок – Олбуг, перешедший на службу к Дмитрию Донскому из Тевризского царства Золотой Орды, а у Чалеевых сама фамилия заимствована из татарского языка, где «чалый» значит седой, седоватый, хотя по легенде родоначальник этого рода Нестер Иванович Чалеев отличился во время русско-польской войны 1654 года. Приблизиться к загадочному изображению чернокожего воина на гербе Мячковых нам помогает герб… Римского папы Бенедикта XVI, где можно увидеть… голову африканца. Это означает, что «христианство усмирило и приручило дикость язычества». Скрытая геральдическая символика очень консервативна и не меняется на протяжении столетий. Нам представляется, что в первой половине XIX века, когда дворянские роды России активно составляли себе гербы, представители Мячковых решили как-то выделиться на общем фоне и обозначили одним из символов своего рода негра как символ примирения и глубокого уважения к православной России.
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги