Мы ищем на земле ровесников следы…
Начальник караула пожарного поезда станции Малая Вишера Георгий Васильев – командир поискового отряда «Красная звезда»
Все мы родом из детства, когда в память врезаются самые сильные впечатления. Мальчишку папа взял на мелиоративные работы куда-то средь лесов и болот Новгородчины. Дренажные траншеи потревожили страшную память земли: человеческие кости, ржавые каски, патроны, черепа лежали в свежих отвалах почвы.
– Что это? – спросил мальчик.
– Война, сынок, – сказал отец, – здесь солдаты погибли.
Конечно, паренёк по мере взросления по-своему переживал эти впечатления. Оказывается, война это не только благоустроенные памятники, к которым по официальным праздникам возлагают венки, не только торжественный караул. Но и подёрнутые туманом смертные долины, где под ржавой проволокой упавших заграждений, под корнями и мхом гниют в грязи забытые полки – почерневшие кости настоящих героев и их полуистлевшие шинели. Почему их нельзя захоронить по-человечески? Видимо, уже тогда Георгий Васильев ощутил тот первый «укол совести», о котором рассказывают многие бывалые поисковики. Легендарный Николай Иванович Орлов, сын железнодорожника и сам работник железной дороги, ныне покойный основатель поискового движения на Новгородской земле (его имя носит экспедиция «Долина»), тоже почувствовал эту жажду справедливости – ещё в 1946-м. В Мясном Бору.
…Давайте вспомним известную волнующую песню из кинофильма «Офицеры»: «Те, кто приняли первый бой, стали просто землёй и травой». Прекрасный, патриотичный текст. С единственным хочется поспорить: не стали землёй и травой все безвестно погибшие, да и не исчезли их имена! Нацарапанные на ложках и фляжках, спрятанные в чёрных смертных медальонах. И даже номер на металле сбитого самолёта, лежащего в лесу, – тоже путь к чьему-то имени. Просто надо сильно захотеть и много поработать, чтобы восстановить справедливость. Но чтобы и захотеть, и поработать (не щадя сил, бесплатно, вернее, делая всё за свой счёт), надо иметь особый характер. Такой волевой характер и предопределил путь Георгия в поиск.
Добавим биографические детали. Маловишерец, выпускник школы № 2, Васильев два года служил в горячей точке – Приднестровье: стрелял, видел смерть, хлебнул войны. На Октябрьской железной дороге Георгий занял тоже достаточно боевую должность – начальника караула. Для непосвящённых поясню: караул пожарного поезда – это не охрана периметра и ворот, а собственно тушение пожаров, выезд на объекты, то есть работа в особом режиме. Начальнику этого подразделения необходимо «…быть в постоянной готовности к ведению боевых действий по тушению пожаров, ликвидации аварийных ситуаций и обеспечивать боеготовность всего личного состава дежурного караула, совершенствовать физическую, специальную, медицинскую, психологическую подготовку свою и своего караула». На этой работе Васильев проявил себя с лучшей стороны, имеет награду за тушение пожара.
Но вернёмся к поиску. Сначала Георгий выходил на вахты вместе с маловишерским отрядом «Память». Затем, в 2009-м, сам создал отряд «Красная звезда», в который вошли и многие ребята из караула пожарного поезда. Случайно ли это – железнодорожники в поиске? Нет, закономерно. Работники ОЖД возглавляют отряды в Новосокольниках, Бологом, Дно и во многих других местах.
Пошли находки. В двух километрах от Гряд в сторону станции Дубцы, рядом с железной дорогой, напротив просеки, поисковики Васильева обнаружили одно из санитарных захоронений. В заболоченной яме лежали 84 бойца, почти рота – в полном обмундировании, с подсумками с патронами, с гранатами. Георгий сделал вывод, что это скорее всего бойцы батальона майора Бутейкина. Этот батальон в ноябре 1941 года перерезал дорогу немецкому полку и дал героический отпор, понеся немалые потери. Поисковики обнаружили красноармейские книжки, подписанные вещи, по которым можно было установить имена бойцов, найти родственников.
В другой раз в самой Малой Вишере рабочие при постройке фундамента здания наткнулись на человеческие останки. Почерневшие черепа, кости. О находке строители сообщили в городские инстанции и командиру поисковиков Георгию Васильеву.
– Выехав на место, мы сразу установили, что это солдаты Красной армии, – сообщает Георгий. – Предположительно, бойцы погибли 23 октября 1941 года при защите города Малая Вишера. Сначала нашли четыре смертных медальона, но только два были с вкладышем-бумажкой… На первом этапе мы на участке строительства подняли останки 30 бойцов, среди них один лейтенант, судя по знакам различия. Один медальон был в очень хорошей сохранности, так что ребятам сразу удалось его прочитать без помощи экспертов. Данные таковы: Карпушкин Александр Андреевич, рядовой, 1910 г.р. Затем подняли останки ещё 23 бойцов, нашли шесть медальонов. Окончательный итог поисковых работ таков: откопали останки 62 бойцов, среди них были два лейтенанта, нашли 23 медальона и две подписанные ложки.
Не будем перечислять все находки и экспедиции отряда, установленные имена, новые братские захоронения, это заняло бы много места. Дадим слово Георгию.
– Нашим поисковым отрядом «Красная звезда» с 31 января 2009 года по 20 марта 2013-го были найдены 285 красноармейцев, удалось установить 88 имён, – рассказывает он. – Также обнаружены места падения 48 самолётов. Опознаны останки двух лётчиков из экипажа истребителя, одного – с борта штурмовика, экипаж бомбардировщика.
Добавлю для читателя, что за этими словами стоят тонны перекопанной земли, огромное физическое напряжение. Чьи-то имена установлены, найдены родственники, появились фамилии на мемориалах. Неопознанные (их гораздо больше) тоже легли в землю братских воинских могил. Но это уже не безвестные ямы, а настоящие места упокоения воинов, где звучала заупокойная молитва, раздались оружейные залпы. Кстати, непосредственный поиск в лесу и на болотах, кропотливая работа по расшифровке, установлению имён – это ещё не вся работа отряда. «Краснозвёздовцы» уделяют огромное внимание обустройству воинских захоронений (новое кладбище райцентра, кладбище лётчиков), также они создали прекрасный Зал боевой славы, который открыли накануне 71-й годовщины освобождения Малой Вишеры. За большую военно-патриотическую и поисковую работу Васильев и бойцы отряда были награждены администрацией города.
18 апреля, когда готовился этот материал, мы говорили с Васильевым по телефону. Он ремонтировал вездеход для работы на весенней вахте, которая начиналась уже 20-го. Кстати, таких самодельных (с виду неуклюжих) вездеходов у отряда несколько. Эти железные кони хороши на бездорожье. Я пожелал Георгию успешной вахты и новых находок...
P.S. Перечитал этот материал и понял, что чего-то главного не сказал. Может быть, за меня это главное скажут поэтические строки о поисковиках (А. Крупп, 1966 год):
Опять над головой костёр качает дым,
Бредёт сквозь лес в обнимку с песней тишина.
А мы идём искать ровесников следы,
Тех самых, кто на четверть века старше нас.
Им больше не стареть, и песен им не петь,
И что на сердце, никому не высказать.
Последние слова наткнулись на свинец,
Да не над всеми обелиски высятся.
Над ними то весна, то ветер ледяной,
Лишь быль в летах сплетается с легендами,
Ребят не воскресить ни бронзой орденов,
Ни песней, ни муаровыми лентами.
А им хотелось жить семи смертям назло,
Семь раз не умирают, дело верное.
Вперёд! – и встали в рост, и шли на танки в лоб
С винтовкой образца девяносто первого.
Давно отмыта гарь, развеялись дымы,
И временем земные раны сглажены.
Мы ищем на земле ровесников следы,
Пусть вечные огни горят для каждого.
Нам в памяти хранить простые имена,
Ни временем не смыть их, ни обманами,
Нам в памяти хранить и чаще вспоминать.
Ровесники, не быть вам безымянными…
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги