Кашинско-Калязинское землячество в Москве: помнить свои корни
Очередное собрание Кашинско-Калязинского землячества прошло 31 марта в центре Москвы на Никитской улице в стенах домового храма Великомученицы Татианы при старом здании МГУ
Атмосфера и обстановка в зале-притворе храма позволили мысленно перенестись в эпоху Ломоносова, бюст которого установлен на втором этаже храма. Мощные колонны, высокий потолок, большие оконные проемы наполняли светом место нашего сбора и рядом – двери, ведущие во храм неземной красоты.
Большую часть собравшихся членов землячества составили потомки духовенства Тверской губернии и исследователи истории Русской Православной церкви. Прибыли участники из Дубны, Кашина, города Боровска Калужской области.
В начале заседания мы почтили память Татьяны Германовны Ливановой, заслуженного художника РСФСР, внучки последнего предреволюционного ректора Московского Императорского Университета, академика Матвея Кузьмича Любавского. Хочется отметить, что Матвей Кузьмич и сам происходил из среды духовенства, был сыном дьячка из села Большие Можары Сапожковского уезда Рязанской губернии. Он окончил духовное училище, а затем Духовную семинарию в Рязани, позже поступил в Университет в Москве.
Татьяна Германовна принимала активное участие в деятельности землячества, начиная с учредительного собрания, часто бывала на встречах в Доме Русского зарубежья имени Александра Солженицына, на выставках СВРТ (Союза возрождения родословных традиций), ездила на празднества в Кашин на родину своей бабушки Натальи Валерьяновны Зызыкиной.
В наши ряды привел ее Геннадий Демьянович Кузов. Занимаясь краеведением и генеалогией, он задался целью найти потомков кашинского купеческого рода Зызыкиных. Покойный Кузов обратился в архив МГУ, где и дали контакты Татьяны Германовны, поскольку двоюродный дед Татьяны Германовны, Михаил Валерианович Зызыкин, также преподавал в Московском Университете.
После революции он эмигрировал в Константинополь, а затем в Рим. Оттуда уехал преподавать в Софийский Университет, а позже был приглашен в Польшу в Варшавский Университет. Именно здесь он издал свои труды: «Патриарх Никон – его государственная и каноническая идеи», «Царская власть и Закон о престолонаследии в России», «Церковь и международное право» и др.
Во время Второй Мировой войны Зызыкин эмигрировал в Аргентину, где ныне в провинции Кордоба сейчас проживают его потомки Zyzykin Ingrid и Zyzykin Zigrid.
Далее слово было предоставлено старосте землячества, доктору исторических наук, доценту МГУ Ярославу Викторовичу Леонтьеву. Его небольшое сообщение было посвящено событиям 1923 года, происходившим в Кашине.
Как стало известно из следственного дела, хранящегося в Тверском Центре документации новейшей истории, группа активных горожан – прихожан кашинского Воскресенского собора в числе 16 человек была арестована в связи с противодействии ставленнику «Живой церкви» – скандально-известному женатому епископу Николаю (Соловью), и за высказывания в поддержку Патриарха Тихона, призывавшего не закрывать храмы, не изымать церковные ценности и иконы, прекратить преследования церковнослужителей. Среди выступавших в поддержку патриарха были К.А. Стратонитский, хранитель музея В.И. Кункин (прадед Н.В. Быковской), о. Михаил Соколов, «кашинский светописец» В.А. Колотильщиков и др.
Один из них – Конкордий Андреевич Стратоницкий имел непосредственное отношение к Московскому Университету. Он происходил из духовного сословия, был сыном протоиерея кашинского Воскресенского собора. Окончил историко-филологический и юридический факультет Московского университета, после чего был оставлен для подготовки к приват-доцентскому званию. С 1901 по 1919 год он работал в университете, специализируясь в области политических учений, общего государственного права, истории русского права, особенно домонгольского и монгольского периода. В 1908 году он был причислен к Министерству народного просвещения и прикомандирован в качестве сверхштатного чиновника к Румянцевскому Музею. Вначале он исполнял обязанности хранителя отделения изящных искусств и классических древностей. С 1912 по 1922 год являлся ученым секретарем Румянцевского Музея, заведующим отделения библиотеки (ныне Российская Государственная Библиотека). Начиная с 1918 года неоднократно командировался Главмузеем по отделу охраны памятников искусства и старины – эмиссаром в восточные уезды Тверской губернии (Бежецкий, Кашинский и Калязинский). Впоследствии, в 1928-1930 годах был ученым секретарем Библиотеки имени Ленина.
Я.В. Леонтьев также упомянул расстрельное дело 1937 года, по которому проходили выходцы из Кашина А. Дорогутин, Н. Ушаков, Д. Манухин и др., и по которому был расстрелян Священномученик Григорий Шлиссельбургский. По этому, самому большому в наших местах групповому делу проходили жители Калязина, Мышкинского и Кимрского районов. Ярослав Леонтьев выдвинул идею об установлении единого дня памяти 17 сентября Кашинском и Калязинском районах. В этот день, когда были убиты осужденные по этому делу, можно было бы устраивать церковные поминовения по всем репрессированным в разное время землякам и жертвам Волголага, погибших в этих местах.
В заключении Леонтьев кратко рассказал о своих предках-священниках, самым выдающимся из которых был священник: 2-го Закаспийского стрелкового батальона (1903-1906), а затем 99-го пехотного Ивангородского полка (1906-1917) Андрей Петрович Аркадов. О. Андрей являлся делегатом 1-го съезда военного и морского духовенства (1914), за непосредственное участие в боевых действиях был награжден наперсным крестом на Георгиевской ленте из Кабинета Е.И.В. и двумя орденами: Св. Анны с мечами 3-й степени и 2-й степени. Староста землячества внес предложение о проведении тематического заседания, посвященного участию кашинцев и калязинцев в Первой мировой войне.
Семья Удаловых подготовила презентацию о Священномучениках из села Высоково на Нерли в Калязинском уезде Илие Чередееве (уроженце Кашина) и Иакове Бобыреве. Позднее о. Илия служил на приходе в сельце Константинове на Жабне, поэтому ему посвящены страницы недавно вышедшего первого выпуска «Калязинских былей» – книги о деревнях Константиновской округи, которая распространялась в конце заседания. В память о безвинно убиенных священниках и о порушенной церкви Воскресения Словущего с пределом Макария Калязинского Чудотворца по их инициативе на месте алтаря разрушенного храма летом 2006 г. был установлен Поклонный Крест. В д. Высоково был создан Приходской совет при Храме Рождества Пресвятой Богородицы в селе Поречье, который возглавляет Андрей Анатольевич Удалов. Основная задача совета – строительство храма и сохранение Святых намоленных мест.
В настоящее время на строительство храма получено благословение Митрополита Тверского и Кашинского Виктора, на месте погоста строится деревянная часовня по проекту архангельских зодчих, и, как заверила выступавшая Алена Андреевна Удалова, «с помощью Божьей будет построен храм по проекту архитектора Лаврентьева Андрея Сергеевича». Осенью 2012 года в преддверии Праздника «Воскресения Словущего» Приходским советом была приобретена Икона Обновления Храма Воскресения Христова в Иерусалиме. В дополнение к выступлению дочери Андрей Анатольевич Удалов исполнил две песни под гитару: о городе Калязине и песню, посвященную памяти священнослужителей за Христа пострадавших.
Особенно проникновенным было выступление Валентины Петровны Поповой, посвященное репрессированным священникам из ее рода. Она рассказала о священнических родах Чекаловых, Рассудовских, Белогородских, Колтыпиных, Никольских. В том числе о четверых причисленных к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских – Владимире Дмитриевиче Чекалове, Александре Леонидовиче Чекалове, Константине Ивановиче Чекалове, служившем с 1917 г по 1937 год священником церкви Казанской Божией матери села Красное Калязинского уезда, Василии Сергеевиче Никольском, и еще о пятерых репрессированных священниках, включая ее деда Константина Дмитриевича Чекалова, священника Успенской церкви села Успение-Окатово Кимрского района, расстрелянного в январе 1931 года в Бутырской тюрьме в Москве.
Докладчице удалось проехать по населенным пунктам Успенье-Окатово, Понизовье, Ромашкино, Красное, Каюрово, Стоянцы, Быково, Волково и т.д., где были приходы, сфотографировать остатки полуразрушенных храмов. Валентина Петровна делала запросы в Управление регистрации и архивных фондов ФСБ России, и потом изучала расстрельные дела. Она подчеркнула, что расстрелы часто проводились через несколько дней после ареста. Место захоронения убитых священников в следственных делах не указаны.
Следом выступил находящийся с Поповой в дальнем родстве Алексей Юрьевич Никитский (г. Дубна). В своем коротком выступлении он поведал о роде священников Никитских, которые начинали в середине 17 века служить в храме Мины и Викентия в Твери, а затем в храме Никиты (там же в Твери), от которого и получили свою фамилию, видимо, в самом конце 18 века. Далее ветвь священников Никитских перемещается в Калязинский и Корчевской (ныне Кимрский) уезды, где дослужила до конца Российской империи. С калязинскими родами священников Белюстиных и Соколовых его предки пересекались через женитьбы. В советское время многие из потомков священников Никитских стали учителями. Роду священников Никитских посвящён сайт Никитского nikitski.narod.ru, где он собирает генеалогическую информацию. Алексей Юрьевич отметил, что огромную поддержку оказали исследования А.В. Матисона по тверскому духовенству. В результате личных поисков, кроме известных ему близких родственников, найдены живые потомки рода, проживающие в Электростали, Серпухове и Твери.
Затем участники заседания проследовали в храм, где иерей Игорь Палкин отслужил панихиду по Рабе Божьей Татьяне и всем невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших.
Следующим выступающим после перерыва был кандидат медицинских наук Андрей Николаевич Сурков, один из авторов «Кашинского генеалогического сборника». Его презентация была посвящена священникам Малининым, в частности Новомученику Василию Малинину.
Сурков указал имена священнослужителей и места их службы в приходах: село Никольское-Опухтино Калязинского уезда – священники Василий Григорьевич, Петр Васильевич Сорокин, Афанасий Петрович Сорокин, Иван Михайлович Малинин; село Зятьково Калязинского уезда – священник Михаил Афанасьевич Малинин (ранее он служил диаконом в Никитской церкви в Твери); село Салтыково Кашинского уезда, затем церковь Рождества Богородицы, что на Чистом пруде, затем село Спасское-Стельково Калязинского уезда (ныне Кашинский район) – священник Василий Михайлович Малинин; село Кой Кашинского уезда (ныне Сонковский район) – священник Александр Михайлович Малинин; село Васьянское Кашинского уезда – священник Василий Васильевич Малинин; село Кононово Кашинского уезда – Священномученик Василий Васильевич Малинин; Входоиерусалимская церковь г. Кашина – диакон Иосиф Михайлович Малинин, позднее священник в селе Рождествино Калязинского уезда (ныне Кашинский район).
С приветственным словом от имени Некоммерческого партнерства «Ассоциация Тверских землячеств» выступил заместитель председателя Совета НП «Ассоциация Тверских землячеств», капитан 1 ранга Сергей Александрович Спиридонов.
Затем с сообщением «Архиереи-Новомученики – участники торжеств по случаю второй канонизации Святой Благоверной Княгини-Инокини Анны Кашинской» выступила прибывшая из Кашина корреспондент «Кашинского вестника», кандидат филологических наук Ольга Александровна Никитина. В своем выступлении она рассказала, что в дни 10-14 июня (по ст. стилю) 1909 года в Кашин «прибыли архипастыри и пастыри с разных концов необъятной матушки Руси», в том числе Митрополит Московский и Коломенский Владимир, Архиепископ Ярославский и Ростовский Тихон (ставший впоследствии Патриархом Московским и всея Руси), Епископ Саратовский Гермоген, Епископ Кишиневский Серафим, настоятель ставропигиального Московского Новоспасского монастыря Макарий. Царскую семью представляла Великая Княгиня Елизавета Феодоровна. Наиболее подробно Никитина остановилась на судьбах причисленных к лику Священномучеников Епископа Тобольского и Сибирского Гермогена (Долганева), Митрополита Московского и Коломенского Владимира (Богоявленского), Епископа Орловского и Севского Макария (Гневушева), Архиепископа Тверского и Кашинского, будущего Митрополита Петроградского Серафима (Чичагова).
В заключение слово было предоставлено кандидату исторических наук Вячеславу Ивановичу Брагину, который представил выпущенные им книги и рассказал о своей активной позиции в Бежецке по сохранению церковно-архитектурных памятников, а также старейшему члену землячества, ветерану Великой Отечественной войны, кандидату ветеринарных наук Леониду Александровичу Седову.
Напоследок состоялось перевыборное собрание старостата (Совета) землячества. Согласно протоколу, на следующее трехлетие секретарем и старостой Кашинско-Калязинского землячества единогласно переизбраны Н.В. Быковская и Я.В. Леонтьев. Совет пополнился новыми членами: ими стали А.Ю. Никитский и О.А. Никитина.
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги