Истории из истории: Петербургские балы-маскарады
Мы рассказываем об истории балов-маскарадов и о том, как мода на европейские карнавалы пришла в нашу страну.
История прятать лицо за маской, перевоплощаясь в иного человека, уходит своими корнями в далекое прошлое, к тем дням, когда наши предки охотились на мамонта и жили в пещерах. Именно тогда появился обычай надевать маски, но это было связано не с праздничными балами, а с ритуалами общения с богами. Надевая маски животных и отплясывая вокруг костра, первобытные люди призывали удачу, устрашали злых духов и отдавали дань умершим предкам.
По мнению историков, традиция праздничных маскарадов пришла к нам из Древнего Рима. Каждый год в конце декабря римляне отмечали праздник Сатурналии в честь бога земледелия, садоводства и виноделия Сатурна. Эти дни были связаны с зимним солнцестоянием и началом знака Козерога, что, видимо, объясняет традицию рядиться в маски сатиров. Во время этого празднества рабы уравнивались в правах с господами, в память о существовавшем при Сатурне всеобщего равенства. Возможно, это и породило маскарадные традиции будущего, когда простолюдин во время маскарада мог быть купцом или знатным человеком, а император переодеться в нищего.
Формирование маскарадных традиций произошло в конце XI века, когда в 1094 году Доже Витале Фалиеро, властитель Венеции, издал указ, разрешающий проведение карнавала. Как утверждают историки, еще в пуританские средние века во время карнавала отменялись все социальные ограничения. За масками и пестрыми костюмами невозможно было разобрать: нищий ты или богач.
Стоит отметить, что в европейской традиции, карнавал зарождался как религиозный праздник. Его проводили в конце зимы, накануне Великого Поста, предшествующего Пасхе. Да и слово "карнавал" говорит само за себя, в его основе лежат два латинских корня: carno — мясо и vale — прощай. Со временем эти строгие ограничения были забыты и карнавал превратился в веселый праздник, став в 1296 году, по решению Сената Венецианской Республики, официальным публичным праздником, который отмечался в последний день перед Великим Постом. Но так было не всегда. Например, в конце восемнадцатого века, во времена бурных революционных событий, карнавалы вовсе не проводились и возродились лишь в семидесятые годы прошлого столетия.
В России мода на маскарады, как и многие другие новшества, была введена Петром I. Маскарады были одною из любимых потех петровского времени, их устройством император занимался лично. Для публики, обязанной являться на бал-маскарад, эти увеселения обходились крайне дорого. Так, участвовавшие в маскараде дамы, должны были за несколько дней до праздника явиться в кофейню, где назначенные государем лица осматривали карнавальные костюмы, и если находили что-нибудь не так, заставляли перешивать платья. Маскарады продолжались несколько дней и проходили не только во дворце, но и на улице, чтобы приобщить простой народ к новым традициям и доносить до людей суть новых реформ. Такие маскарады были срежиссированы и продуманы до мелочей самим Петром I. Он ввел и обязательный атрибут маскарада — маску, которую обязаны были носить приглашенные на бал в течение всего маскарадного времени.
В связи с масками были и курьезные случаи. Например, на маскараде февраля 1724 года в Петербурге, сенаторам было приказано не снимать масок даже во время утреннего заседания в Сенате. Однако никто из пришедших на бал-маскарад во дворец не мог остаться инкогнито — всех пришедших перед входом обязывали снимать маски.
Традиция проведения балов-маскарадов прижилась в России. Во времена правления Елизаветы Петровны при дворе регулярно проводились карнавалы, а в первые десять лет — и так называемые "метаморфозы", когда дамы наряжались в мужские костюмы, а мужчины — в дамские. Стоит отметить, что до середины XVIII века четкой периодичности в проведении придворных маскарадов не было. Обычно они были приурочены к каким-либо значимым событиям в жизни императорской семьи. Во время 34-летнего правления Екатерины II некая тенденция к регулярности проведения маскарадов обозначилась уже вполне отчетливо. 22 октября 1763 года в Зимнем дворце состоялся первый маскарад. Желающих попасть на бал было так много, что пришлось ввести процедуру отбора приглашенных: сначала требовалось направить письменный запрос в Придворную контору, по рассмотрении которого выдавался пропускной билет. Билет был бесплатным, но имел разное оформление для дворян и купцов. Стоит отметить, что как правило, дворяне и купечество были главными гостями царских маскарадов, но периодически их разрешалось посещать и городским мещанам. Именно Екатерина II ввела моду на театральное действо во дворце Ораниенбаума - его могли посетить люди разных сословий, в том числе и те, кто не мог попасть в Зимний дворец. На таких мероприятиях можно было танцевать, отужинать, выпить, поиграть в карты на ломберных столах.
Во времена царствования Александра I балы при дворе были довольно часты. Они назывались balspares (костюмированные балы — фр.), или куртаги, на которых присутствовали одни поляки. Интересно, что на маскарадах приветствовать особ Императорской фамилии запрещалось. Гости должны были проходить мимо, не обнажая головы и не кланяясь.
К началу XIX века в Петербурге сложилась определенная "классификация" маскарадов. Маскарады проводились публичные, на них могли за умеренную плату попасть самые разные люди. Самыми знаменитыми из них стали маскарады, проводившиеся в доме Энгельгардта и описанные в "Маскараде" М.Ю. Лермонтова. Их неоднократно посещал Николай I. Корпоративные маскарады, на которых собирались представители того или иного землячества или купеческой гильдии. И аристократические маскарады, на них приглашались представители высшего света. Как правило, эти маскарады носили камерный характер.
В середине XIX века из Европы приходит мода на тематические маскарады. Первый такой маскарад состоялся зимой, на масленицу 1834 года. Тему маскарада обозначили сказкой "Волшебная лампа Аладдина". В Концертном зале Зимнего дворца поставили трон "в восточном вкусе" и организовали галерею для тех, кто не танцевал. Зал декорировали тканями ярких цветов, кусты и цветы освещались цветными лампами. На маскараде старшие дочери царя Ольга и Мария появились в застегнутых кафтанах, шароварах, в острых туфлях и с тюрбанами на головах. Однако, общий фурор произвел Георгий Петрович Волконский, который изображал горбатого, с громадным носом, карлика с лампой.
Традиция проведения придворных маскарадов в полной мере продолжалась в первое десятилетие правления Александра II. Примечательно, что сам жанр маскарада, даже "на заданную тему", оставлял достаточный простор для фантазии его участников. Фантазии "на маскарадную тему" допускали даже некоторое отступление от весьма жестких условностей высшего света.
При Александре III придворные маскарады проводились вплоть до 1894 года. Но за все свое правление государь так ни разу и не появлялся в маскарадном костюме. Продолжая традиции маскарадов своего отца, Николай II, присутствуя на многочисленных балах-маскарадах, уже не костюмировался. Тем большую реакцию у современников вызвало появление императора в костюме, который назывался "выходной наряд царя Алексея Михайловича" на одном из последних костюмированных баллов в Зимнем Дворце в феврале 1903 года. По желанию императрицы Александры Федоровны, весь русский двор был одет на этом балу в стилизованные костюмы XVII века.
Спустя ровно 110 лет прекрасная традиция костюмированных балов-маскарадов возвращается в Петербург уже в XXI веке. В ночь с 22 на 23 июня 2013 года в центре Петербурга, в Николаевском дворце, состоится поистине волшебный бал-маскарад "Сон в Белую Ночь". Бал-маскарад "Сон в Белую Ночь" - это сказка наяву, сплетение мифического и настоящего, волшебные превращения, магия и колдовство! Если Вы хотите попасть на одну ночь в настоящий мир перевоплощений и тайн, мир романтики и красоты, мир веселья и игры, тогда именно вас ждет этот неповторимый сказочный бал-маскарад.
Генеалогическое исследование в подарок для вас и вашей семьи.
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги