Международный институт генеалогических исследований
Записывайтесь на курсы по генеалогии
Программа «Российские Династии»

Как случайно нашлись некоторые исторические реликвии

11.04.2013

Случайная находка может оказаться бесценным историческим экспонатом


Нашли случайно... Когда такое говорят об исторических ценностях, объектах культурного наследия, событие сразу привлекает внимание своей интригой. В последнее время россияне избалованы сообщениями о подобных происшествиях: то скульптура в нише под лестницей Эрмитажа обнаружена, то на иконы на башнях Кремля наткнулись, то коллекцию столового серебра из потайной комнаты извлекли... Однако и в прошлые годы бывали такого рода случайные находки. Сегодня мы вспомним о некоторых из них.
Три рублевские иконы

Пожалуй, по-настоящему эпохальным подарком, преподнесенным волею случая нашим искусствоведам, являются три иконы из так называемого Звенигородского чина, автором которых считают Андрея Рублева. Изучая документы, ученые пришли к выводу, что знаменитый изограф мог выполнять работы для собора Саввино-Сторожевского монастыря под Звенигородом. Однако ни в этом храме, ни в расположенном неподалеку другом древнем строении, Успенском соборе на Городке, участникам поисковой экспедиции, работавшей здесь в 1918 году, икон рублевского письма найти не удалось: за прошедшие века их успели заменить новыми.

Ученые уже разуверились в успехе своего предприятия, когда их внимание привлек покосившийся дровяной сарай возле церковной сторожки. Внутри него под грудой дров обнаружились три потемневшие от времени доски-иконы с полуосыпавшейся живописью: «Спас», «Апостол Павел» и «Архангел Михаил». Это и были остатки иконостаса, созданного Рублевым. Теперь отреставрированные иконы Звенигородского чина являются одной из жемчужин коллекции Третьяковской галереи.

Много лет назад сотрудник Русского музея в Ленинграде Григорий Преснов, проходя через Михайловский сад, обратил внимание на груды камней, валявшиеся среди деревьев. Рассмотрев их повнимательнее, искусствовед понял, что это обломки каких-то статуй, высеченных из известняка. По настоянию Преснова булыжники перевезли в музей. Более детальные исследования показали, что скульптуры были выполнены еще в XVIII веке по эскизам знаменитого зодчего Растрелли и прежде украшали балюстраду на крыше Зимнего дворца.

В декабре 1837 года во время пожара часть белокаменных изваяний погибла, другие были повреждены пламенем и стали разрушаться. Когда в 1890-м отколовшийся обломок одной из скульптур рухнул с крыши прямо под окна покоев цесаревича, было решено все растреллиевские «камни» убрать и заменить эти статуи и вазы их медными копиями (они стоят на Зимнем и поныне). Обломки сброшенных с балюстрады изваяний вывезли на свалку в разные места Петербурга — так некоторые из них оказались в Михайловском саду.
Опальная скульптура

Автором одной из сенсационных находок, сделанных в помещениях Эрмитажа, стал Александр Сергеевич Пушкин. Великому поэту повезло раскопать в закрытых для посещения комнатах огромного музейного здания скульптуру Вольтера, созданную французским мастером Гудоном по заказу Екатерины II.

Первоначально это изваяние украшало павильон Грот в Царском Селе. Однако после того, как в 1791-м в Париже начались революционные выступления, участники которых называли Вольтера вдохновителем борьбы за народную свободу, русская императрица разгневалась на француза-вольнодумца. Скульптура его была вывезена прочь из Грота, и почти полвека судьба этого творения оставалась неизвестной.

В 1831 году, начав работать над историей Петра I, Пушкин захотел познакомиться с документами, посланными Ломоносовым и Шуваловым Вольтеру, когда тот писал «Историю России при Петре Великом». После смерти знаменитого французского философа бумаги эти вместе с его библиотекой были отправлены в Россию и хранились в одной из комнат старого Эрмитажа. Вход туда был строжайше запрещен, и Пушкину пришлось добиваться личного разрешения императора Николая, чтобы попасть в это хранилище.

Оказавшись в полутемной комнате, Александр Сергеевич к немалому удивлению своему наткнулся на самого Вольтера: его скульптура работы Гудона была втиснута между книжными полками. Она так понравилась Пушкину, что поэт даже зарисовал ее на память в своей записной книжке. Но лишь в 1887 году опальное мраморное изваяние выставили на всеобщее обозрение в одном из музейных залов.
Мозаика на Киевском

Из числа недавних — неожиданное открытие, сделанное в здании столичного Киевского вокзала. Вернее, на здании. Когда при ремонте главного фасада приступили к обследованию двух огромных барельефов с гербами СССР, выяснилось, что они установлены внакладку: квадратные плиты с изображением государственного символа Страны Советов закрывали ниши, в которых были старые гербы Москвы и Киева. Ими украсили фасад еще в 1914-1917 годах во время строительства вокзала. При советской власти мозаичные панно с «религиозным содержанием» (на гербах фигурировали Георгий Победоносец, Архангел Михаил) решено было заменить, и в 1925-м на фасаде вокзала укрепили два барельефа с гербом СССР. Считалось, что дореволюционные изображения при этом были уничтожены, и лишь 70 лет спустя их удалось обнаружить. Теперь фасаду Киевского вокзала возвращен первоначальный вид.

Удивительную находку подарили несколько лет назад масштабные работы по восстановлению Марфо-Мариинской обители в Москве. Когда строители взялись готовить к ремонту крыльцо одного из деревянных домов, сохранившегося с дореволюционных времен, и приступили к расчистке чулана под лестницей, они обнаружили там спрятанный церковный колокол. Вес бронзового красавца был около 6 пудов, диаметр — более полуметра, высота — 70 сантиметров. Колокол оказался в хорошем состоянии, на боку его выгравирована монограмма: буквы «Е» и «Ф» с короной над ними (изображение явно посвящено основательнице обители, Великой Княгине Елизавете Федоровне). Вероятно, найденный экземпляр был изготовлен для звонницы главного храма — Покровского собора.
Тайна Английского двора

Замуровать можно, оказывается, не только произведения живописи, скульптуры, прикладного искусства, но даже здания. Когда в середине 1950-х реставраторы обследовали кварталы старых построек в московском Зарядье, их внимание привлекали в основном храмы, стоящие вдоль улицы Разина (ныне Варварка). А втиснувшийся между ними безликий четырехэтажный дом вызвал у ценителей старины лишь досаду: унылая коробка, явно построенная не ранее конца XIX века, только загораживала панораму улицы. Однако известный реставратор Петр Барановский решил познакомиться с этим домом более основательно. Зондажи, сделанные в нескольких местах, открыли ученому тайну здания. За стенами и надстройками позднейшего времени прятался уникальный памятник зодчества — палаты Старого Английского двора XVI-XVII веков. Позднее удалось вернуть прежний облик этому сооружению, ставшему украшением заповедного уголка в Зарядье.
И так бывало

Житель города Адамстаун в США, бродя среди рядов старьевщиков, решил приобрести неказистую с виду картину — раскошелился на 4 доллара ради понравившейся рамки. Придя домой, американец вынул картину из багета, чтобы выбросить. Но оказалось, что под холстом лежала бумага с подлинным оттиском Декларации независимости США. 4 июля 1776 года было отпечатано и распространено всего 500 таких официальных копий, из которых сохранилось менее 30. Видимо, один из прежних владельцев спрятал раритет за холст, но по каким-то причинам забыл о нем. Обнаруживший копию Декларации горожанин в итоге продал ее на аукционе почти за 2,5 млн долларов.

***

Два года назад сотрудников технических служб, занимавшихся ремонтом в подвале старого лабораторного корпуса Московского государственного университета инженерной экологии, ожидал сюрприз. Вскрыв вмурованный в стену старый электросиловой шкаф, они заметили, что все рубильники, предохранители, клеммы смонтированы на большой беломраморной плите, поверхность которой покрыта выгравированными и позолоченными надписями. Позднее удалось определить, что это мемориальная доска Александровского коммерческого училища, располагавшегося в зданиях нынешнего МГУИЭ в 1885-1918 годах. На ней выбиты фамилии 16 выпускников-отличников, окончивших это училище в 1902, 1903 и 1904 годах.

***

Несколько лет назад некий студент купил по дешевке на блошином рынке в Берлине старый продавленный диван. А когда притащил его домой и попытался разложить, увидел лежащую внутри небольшую картину. Эксперты определили, что полотно написано в начале XVII века неизвестным художником, и предложили выставить находку на аукционе в Гамбурге. Там картину купили за 27 600 долларов.

Источник: http://www.trud.ru/article/11-04-2013/1292114_kak_sluchajno_nashlis_nekotorye_istoricheskie_relikvii.html