Telegram-чат

Бесплатная
консультация

Международный институт
генеалогических исследований Программа «Российские Династии»
+7 903 509-52-16
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2
Цены на услуги
Заказать исследование
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2

Лики войны: Алексей Ботян, герой Истории

01.04.2013

Рубрика "Лики войны" рассказывает о героях Великой Отечественной войны. Но, к сожалению, большинство персонажей уже нет в живых: одни ушли недавно, другие погибли еще в военную годину, одних казнили "свои", другие погибли в схватках с врагом. Потому так важно успеть отдать долг памяти ныне здравствующим. Успеть низко поклониться им за их гражданский подвиг. Один из таких героев жив, а в прошлом году отпраздновал 95-летний юбилей. Представляем — Алексей Николаевич Ботян.

Белорус по национальности, Ботян родился в 1917 году на территории Западной Белоруссии, которая позже, в марте 1921 года, отошла к Польше. В войну Алексей Ботян вступил в звании унтер-офицера польской армии (тогда его зенитный расчет сбил несколько самолетов люфтваффе), а закончил советским разведчиком, спасшим древнюю польскую столицу, место коронации польских королей — Столичный королевский город Краков.

Советских разведчиков, которые участвовали в спасении заминированного королевского дворца на Вавеле и Мариацкого костела, было несколько. Чаще всего прототипом легендарного "майора Вихря" в романе Юлиана Семенова и одноименного трехсерийного фильма называют ветерана советской разведки Евгения Степановича Березняка. "Правда.ру" уже рассказывала о нем.
Версия для печати

Оба легендарных советских разведчика (и проживающий в Киеве Березняк, и живущий в Москве Ботян) в один голос утверждают, что в спасении Кракова участвовали не одна, а несколько разведывательно-диверсионных групп. Собирательный образ "майора Вихря" создавался Семеновым на основе материалов Главного разведуправления Генштаба, а Ботян был сотрудником 4-го управления НКВД, созданного в годы войны для проведения партизанских и диверсионно-разведывательных операций в тылу врага. Во главе ведомства стояли генералы Павел Судоплатов и Наум Эйтингон.

По паспорту Ботян — белорус, но его, почему-то, считали то армянином, то молдаванином. Наверное, из-за характерного окончания фамилии. Во Франции он мог бы сойти даже за гасконца. На самом деле фамилия Ботян — имеет польско-белорусские корни. По-белорусски — бусел, в переводе на русский означает — аист.

Впервые к званию Героя Советского Союза Алексея Николаевича Ботяна представили в 1943 году за операцию по уничтожению 80 офицеров вермахта в Житомирской области. Вот как об этом рассказывает сам Ботян: "В глухих лесах на границе Белоруссии и Украины нужно было организовать партизанскую базу. Вырыли землянки, поставили баню, медпункт, обжились. Во главе нашей группы стал капитан госбезопасности Виктор Карасев, я числился при нем помощником. Стал ходить в разведку. В одной из деревенек ночевал как-то у бывшего красноармейца, и тот признался, что у него родственник в Овруче у немцев завхозом служит в гебитскомиссариате (Gebietskommissariat - немецкая администрация на оккупированных территориях. — Ред.). Звали его Яков Каплюк. У немцев был на хорошем счету, но человек наш, советский".

Его жена Мария в свертке под видом запеленутого младенца принесла в здание гебитскомиссариата 150 килограммов взрывчатки. Ботян и его товарищи, обучили Якова, как правильно пользоваться взрывчаткой. Осталось выждать наиболее удачного момента. Когда из Берлина в Овруч прибыла группа высоких военных чинов для подготовки карательных акций против партизан, прогремел взрыв. Это случилось 9 сентября 1943 года.

Советское командование долго проверяло результаты той диверсии. 26-летнему партизану тогда дали орден Красного Знамени. Во ознаменование двадцатой годовщины победы над фашистским захватчиком Ботяна вторично выдвинули на получение звания Героя Советского Союза. Но… снова заменили Звезду Героя на орден Красного Знамени. Свой отказ присвоить высокое воинское звание в 1965 году чиновники в погонах объяснили тем, что в 1939 году Ботян служил в польской армии маршала Пилсудского. Хотя уже зимой 1941-го он в составе ОМСБОНа (отдельной мотострелковой бригады особого назначения. — Ред.) участвовал в обороне Москвы.

В мае 1944 года Алексей Ботян, во главе группы из 28 человек, был заброшен в Польшу, благодаря хорошему знанию польского языка и своим организаторским способностям. Алексей Ботян сумел наладить взаимодействие и совместные боевые операции с такими разными политическими силами, как части Армии Крайновой, Армии Людовой и крестьянскими Батальонами Хлопскими. Местное население знало Ботяна как "партизана Алешу".

Отряд Ботяна объединился с выброшенной под Краковым диверсионной группой Ивана Золотаря. После того, как сорвалась операция по ликвидации гауляйтера Польши Франка, в их задачу входило обеспечение беспрепятственного наступление частей Красной Армии. "В конце 1944 года моя группа случайно захватила инженера-картографа из штаба тыловых подразделений вермахта — поляка Зигмунда Огарека, — вспоминал позднее Ботян. — При нем — карты оборонительных сооружений Новы-Сонча".

Новы-Сонч (Nowy Sącz) — старинный город в польских Татрах считался "ключом к Кракову". Снова дадим слово самому Ботяну: "Выяснилось, что в здешнем Ягелонском замке, древней резиденции польских королей, немцы устроили огромный склад боеприпасов. Завезли вагонами взрывчатку, снаряды, фаустпатроны. Собирались заминировать мосты через реку Дунаец, Рожновскую плотину и культурные памятники Кракова. И при отступлении — взорвать. В результате все было бы затоплено, и Красная Армия не прошла бы. Перевербованный нами Огарек нашел польского коммуниста, который под видом грузчика внес в замок мину и вложил ее в штабеля со снарядами. Взрыв прогремел 18 января 1945 года рано утром. Гитлеровцев погибло — сотни. По уцелевшим мостам, по незатопленной местности Красная Армия беспрепятственно вошла в Краков. Его спасение — самое важное, что я сделал в жизни". 19 января в Краков вошли передовые части 1-го Украинского фронта под командованием Маршала Советского Союза И. С. Конева.

В 1983 году Алексей Николаевич Ботян в звании полковника был уволен в отставку, но до 1989 года продолжал работать в органах КГБ СССР в качестве гражданского специалиста. В свои 96 лет Алексей Николаевич продолжает играть в волейбол, катается на велосипеде, а во время посещения базы для подготовки десантных подразделений, Ботян стрелял намного лучше иных молодых.

Источник: http://www.pravda.ru/society/fashion/models/01-04-2013/1150649-botjan-0/
Все новости

Наши услуги, которые могут быть Вам интересны