Telegram-чат

Бесплатная
консультация

Международный институт
генеалогических исследований Программа «Российские Династии»
+7 903 509-52-16
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2
Цены на услуги
Заказать исследование
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2

Устои русской сельской семьи на примере поморов XVIII в.

28.03.2013

Поморская семья – своеобразный мир, отличала его взаимная уважительность всех ее членов. Раньше Дашек да Палашек здесь не встретишь, малыши Дарьюшки да Пелагеюшки, девушки Дашеньки да Палашеньки, а вышла замуж – уже и по батюшке величают. Отца величали батюшкой, мать – мамушкой, а крёсную – матушкой. У всех членов семья был ярко выражен общий семейный интерес к делу: «Работаем на строительстве дома, судна, на промысле – всей семьей». До тех пор, пока не разлетались из гнезда дочери и сыновья, всем заправляли отце и мать на равных. Только мать не касалась корабельных дел. Все подчинялись отцу-матери без прекословия, уважительно относились ко всем старшим родичам, особенно к крёсным. Старшие «ставили на ноги» потомство, заботливо, бывало, и с суровой учебой, «с выволочкой», по старике, но не со зла. Тот, кого учили, это понимал. «Без спуску отцы учили, но по делу, – говорил Л. Гуляев. У него была большая дружная семья, порядок в личном хозяйстве и на рабочем месте. Исследователи отмечают, что в большой семье с «малолетства приучены, шести лет исполнилось – помогай отцу, он учил конопляное прядено скать, сеть вязать. Не шутя каждодневый урок отец дает, сполнил, там и на улку бежать забовлаяться можно. Сестер мать и бабка учили перво-наперво вязать, шерсть тряпать на цапах, заплатки разные класть, это одежку чинить. Девки с пяти лет маленьких нянчили. У всех поморов порядок такой. А не так – это у непутевого какого ».

Во все времена поморскую семью отличали высокая нравственность, уважительное отношение между родителями и детьми. Традиционная поморская семья была основой социального устройства на российском севере на протяжении столетий. Ее главные отличия от традиционной русском семьи заключались в полном равноправии между поморскими мужчинами и женщинами, отлаженной системе воспитания детей (включая обязательное обучение грамоте) и в высоком уровне морали.

Женщины и девушки Поморья в решении хозяйственных и бытовых дел были самостоятельнее, чем женщины в других районах дореволюционной России. Они во многом помогали «мужикам» в их опасном труде на море, а в периоды длительных отлучек мужчин на промыслы, в плавания в Норвегию – они оставались правительницами всего хозяйства и главой дома. Поморки знали, испытали, «что хозяйкою дом держится». Хозяин – он добытчик на всю семью, нелегок его труд, а в повседневных хозяйственных и семейных делах он полагался на хозяйку. Девушки-невесты уже с малолетства усваивают – «без хозяйки дом сирота», а подрастая, убеждаются – «без семьи у мужика не жизнь, а одно баловство». К тому же неизбежный в условиях Севера распорядок труда и быта, еще более суровый, чем у крестьянок средней полосы, приучал ее к самостоятельности, а многие виды работы, подчас наравне с мужчиной, – к значительной независимости. «Помор на море хозяин, ему не перечь, а поморка во дому и в детях на равных, а иной раз она над им верх берет, больше эти дела знает, слово каждого, мужа и жены, – слово хозяйское. Она в дому большуха, так у нас хозяйка зовется ».

По праву величают хозяйку – большуха. Прежде всего, она природная семьянинка: гордится большой семьей, заботится о ней, поучает её; она хозяйственна, уверена в себе, знает себе цену, смелая, держится и в молодые годы с достоинством, а станет старше – это уже степенная, знающая цену труду , умудренная жизнью женщина. Она «не жалится» при всех своих многочисленных трудах, делах и заботах, тревогах и печалях. Она любит и поговорить, и шутку сказать, и песню спеть, и поспорить, а порой и отругать кого следует за дело, и безотчетное у нее чувство красоты, которое сказывается в убранстве дома и в ее нарядах, и в ее характере. «Поморка семью и труд в хозяйстве наперед всего ставит».

Уже в начале нашего века намечались изменения стародавних порядков в поморской семье. При этом сохранялась старая как бы заповедь: у всех семья – основа жизни. Молодежь стремилась выйти из-под непререкаемой опеки старших, стремилась, но с согласия и с помощью родителей, создавать свою семью, не разрывая связей ни с ними, ни с многочисленными родственниками. «Поморы родство помнят и уважают чуть ли не до седьмого колена».

Жизнь в поморской семье протекала в ее замкнутом кругу. Помор не обсуждал свои семейные дела на людях, поморки тоже считали: семейные дела – свои дела. Родственные связи были прочные, хотя нередко жизнь в семье для женщины была тяжелой, обычно в тех случаях, когда она молодой женой пришла в семью из другой деревни.

«Без семьи не жизнь, скукота и баловство у бессемейного.

Бессемейной женщине и вовсе совестно, никто в жены, в семью не взял. Одно: в монастырь идти, либо на чужих работать казачихой.

Особый порядок труда и быта на Поморе складывался веками в условиях суровой природы, тяжелого труда на море, труда на свой страх и риск и на совесть.

Большая семья в Поморье в целом носила патриархальный характер, т.е. по нормам семейного права, мужская половина имела преимущества при решении всех основных вопросов, связанных с хозяйственной деятельностью и многими бытовыми сторонами жизни, например, распределении работ, выбор места промысла, брак детей и пр. Главой семьи считался отец женатых братьев – старшой, после одряхления или смерти славой становился старший брат. В некоторых местностях старшой приобретал действительно большую власть, распоряжаясь даже специфически женскими домашними делами и регулируя поведение взрослых детей: приготовление пищи, распорядок дня, гуляния сыновей и дочерей.

Четкое, а временами и жесткое разделение обязанностей позволяло избегать возникновению в семье двоевластия и неизбежных при этом раздоров.

Свое благосостояние поморская семья обеспечивала непрерывным тяжелым трудом. «С малолетства приучены, шесть лет исполнилось, – помогай отцу, он учил конопляное прядено екать, сеть вязать». Не шутя каждодневный урок отец дает, сполнил, там на улку бежать можно. Сестер мать и бабка учили перво-наперво вязать, шерсть трепать на цапахах, заплатки разные класть, это одёжу чинить … ».

Образ жизни поморской семьи был образовательным и воспитательным пространством, в котором из поколения в поколение формировались, передавались, сохранялись и развивались традиции и обычаи. Одной из главных особенностей Поморья было то, что вплоть до начала ХХ века здесь традиционно сохранялась «большая семья».

Источник: http://www.gumilev-center.ru/ustoi-russkojj-selskojj-semi-na-primere-pomorov-xviii-v/
Все новости

Наши услуги, которые могут быть Вам интересны