Telegram-чат

Бесплатная
консультация

Международный институт
генеалогических исследований Программа «Российские Династии»
+7 903 509-52-16
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2
Цены на услуги
Заказать исследование
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2

Военно-исторический фортификационный музей «Владивостокская крепость»

22.03.2013

Памятник военной истории и архитектуры федерального значения, оборонительные сооружения Владивостока сегодня угадываются лишь по очертаниям на вершинах сопок, вдоль дорог, на берегу моря. Они давно не используются по назначению, а потому утратили свой некогда грозный облик. Хотя еще сто лет назад цитадель, возведенная русскими инженерами и строителями, не имела мировых аналогов и считалась самой неприступной морской крепостью. На 400 квадратных километрах было размещено около 130 укреплений, опорных пунктов и береговых батарей, оснащенных 1400 орудиями, которые, правда, за всю историю существования не сделали ни единого выстрела по врагу. Крупный военно-морской теоретик Николая Кладо писал о крепости: «...из-за того, что неприятель будет считать для себя невыгодным вступить с ней в состязание, крепость наилучшим образом выполнит свою задачу». Именно так и случилось. Одним своим видом она угнетала врага.

История крепости началась с создания небольшого морского поста на Дальнем Востоке. С этой целью 2 июля 1860 года в бухте Золотой Рог высадился десант под командованием прапорщика Николая Васильевича Комарова. Небольшой отряд за четыре месяца соорудил деревянный форпост, казарму и различные постройки хозяйственного назначения. Народная молва приписывает Комарову авторство названия будущего города. Говорят, закончив работу, он воскликнул: «Владею востоком!» Так или иначе, через двадцать лет, когда крепость обросла жилыми домами и превратилась в достаточно крупное поселение, месту присвоили статус города и название Владивосток. А в честь прапорщика Комарова была названа одна из улиц.
Форты Владивостокской крепости имели не только номера, но и имена: так, на Русском острове их называли в честь князей Древней Руси, а северные форты — в честь царей и императоров династии Романовых

К концу XIX века по мере развития вооружений стало очевидно, что военные укрепления Владивостока абсолютно непригодны для обороны восточных рубежей России. Возведение нового форпоста было поручено военному губернатору Приморской области, выдающемуся военному инженеру Павлу Фридриховичу Унтербергеру. Он разработал план строительства круговой обороны Владивостока и предложил переброску в крепость новейших артиллерийских систем и мощного гарнизона. Выбранные им места для береговых батарей оказались настольно точными, что впоследствии их перестроили из бетона. В 1889 году над Владивостоком под торжественный гром пушек был поднят кайзер-флаг, символ того, что город стал морской крепостью. «...Войска, которым вручена охрана флага, твердо знают, где раз поднят русский флаг, там он никогда не должен быть опущен и с помощью Божией не посрамить России на ее далекой окраине», — говорилось в телеграмме губернатора военному министру России.
Основатель Владивостокской крепости Павел Фридрихович Унтербергер также считается популяризатором художественной фотографии в Приморье. Сделанные им виды Владивостока, портреты представителей различных национальностей в народных костюмах можно увидеть во многих изданиях о Дальнем Востоке XIX века

Долговременные сооружения крепости проектировались известными военными учеными-инженерами: полковниками К.С. Чернокнижниковым, К.И. Величко, В.И. Жигалковским, С.Ф. Чижом. За короткое время было построено более 1300 больших и малых элементов оборонительной системы, не имеющих аналогов в мировой фортификации. В ходе строительства применялись самые передовые технологии: механические перфораторы, камнедробилки, подвесные канатные дороги. На стройке трудилось много китайцев, но с началом подземных и бетонных работ их увольняли и, согласно предписанию о сохранении военных секретов оборонного объекта, на их места нанимали русских мужиков.

Неудачи в войне с Японией, начавшейся в 1904 г., — сдача крепости Порт-Артур и другие события — лишний раз доказали необходимость усиления восточного рубежа России. Японская эскадра адмирала Какимуры 22 февраля 1904 года попробовала атаковать Владивосток, выпустив 200 снарядов по укреплениям. Крепость же из-за неготовности к бомбардировке не ответила ни единым выстрелом. И хотя никаких особых разрушений в городе не было, для военных инженеров это был хороший урок, позволивший обнаружить просчеты и недостатки укреплений Владивостока. Буквально через несколько недель на строительство главной линии обороны была выделена колоссальная сумма в 98 миллионов рублей золотом. Работы возглавил талантливый военный инженер генерал А.П. Шошин. С 1910-го по 1914 год возведенные под его руководством форты, опорные пункты, противоминные галереи сделали Владивосток самой крупной в мире морской крепостью.

Шошинские форты возводились не на века — на тысячелетия, толщина стен достигала четырех метров, подземные ходы обеспечивали безопасное перемещение войск, продуманная система жизнеобеспечения крепости позволяла ей в случае осады два года вести автономную оборону. Чтобы представить масштабы стройки, достаточно сказать, что длина подъездной дороги, подходившей к каждому форту, составила 200 километров. Шошин требовал не только прочности и устойчивости крепостных сооружений, но и внешней красоты построек. Вот выдержка из его приказа: «Отсутствие тщательности работ в этом отношении, грубый и некрасивый вид постройки характеризуют недостаточное внимание и любовь строителя к своим произведениям, а на постороннего наблюдателя производят впечатление небрежности. Все до последней мелочи должно быть сделано аккуратно, правильно и чисто».

К началу Первой мировой войны морская крепость Владивосток стала крупнейшей в мире. Ее гарнизон был огромным — до 80 000 человек. Мощная цитадель вполне выполнила свою задачу обороны России, не приняв ни одного боя, отпугивая врагов одним внешним видом.
Ни разу не участвуя в боевых действиях, оборонительные сооружения Владивостока были настолько надежными, что японская разведка посоветовала генеральному штабу Японии убрать из плана захвата Владивостока строку «Атака с моря»

В Гражданскую войну крепость много раз переходила от одной враждующей стороны к другой. Однако, кто бы ни находился у власти, штаб крепости функционировал исправно, имущество и техника на фортах охранялись. Но в 1923 году по условиям соглашения с Японией крепость была упразднена и фортификационные сооружения остались надолго заброшены. И только в начале 30-х годов, после формирования морских сил Дальнего Востока, крепость вновь встала на защиту рубежей Советского Союза. На острове Русский в 1934 году возвели Ворошиловскую батарею — впечатляющее сооружение советских инженеров-фортификаторов. Два года строительства ушло на подземные и скальные работы. Бетонные сооружения под каждой из двух башен уходят под землю на глубину 15 метров. Бетонный свод в 3,5 метра выдерживает прямое попадание авиабомбы весом в тонну. Башни батареи соединяются подземным ходом более 200 метров. Огромные орудия батареи весом в 51 тонну при отсутствии электричества вращались усилиями 10 человек. Ворошиловская батарея до 1997 года была боевой единицей Вооруженных сил России. Сегодня она стала филиалом Военно-исторического музея Тихоокеанского флота России, особенно полюбившимся владивостокским школьникам.
В 1992 году при проверке орудий Ворошиловской батареи на точность бочка диаметром 2 метра была уничтожена с третьего выстрела на расстоянии 6 морских миль (1 морская миля — 1852 метра)

Основное здание музея расположено в старинном особняке, являющемся памятником истории и архитектуры. Оно было построено в 1903 году строительной комиссией Владивостокского порта по проекту архитектора И.И. Зеештрандта и предназначалось для проживания семейных и холостых офицеров Сибирского флотского экипажа. В музее собрана уникальная коллекция экспонатов — его фонды насчитывают более 40 тысяч единиц хранения. Это старинные награды, оружие, личные вещи знаменитых русских моряков, боевые знамена и флаги, модели кораблей, а также собрание картин известных приморских художников.

Большинство сооружений крепости сегодня находится в окружении жилых кварталов, которые вплотную подошли к объектам береговой линии обороны и уже сами нуждаются в защите.

Что обязательно нужно сделать во Владивостокской крепости
1. Посмотреть экспозицию музея из строительной техники, применявшейся для постройки крепости и артиллерийского вооружения 1930–1990 годов.
2. Побывать на церемонии полуденного выстрела из пушки на территории музея. Эта традиция сохраняется в трех городах России — Владивостоке, Санкт-Петербурге и Калининграде.
3. Посмотреть рыцарский бой в исполнении членов клубов военно-исторической реконструкции «Fechter» и исторического моделирования «Черная гвардия».
4. Съездить на военно-историческую экскурсию на остров Русский, посетить музей Ворошиловской батареи, а потом пешком дойти до отлично сохранившегося форта начала XX века.
5. Сходить на подземную экскурсию. Опытный инструктор — диггер клуба Владивостока — проведет по километровому маршруту подземных сооружений форта на острове Русский.
6. Съездить на обзорную экскурсию «Владивостокская крепость». Трехчасовая поездка на автобусе познакомит с самой мощной морской крепостью в мире.

Источник: http://culture.ru/atlas/object/1475
Все новости

Наши услуги, которые могут быть Вам интересны