Telegram-чат

Бесплатная
консультация

Международный институт
генеалогических исследований Программа «Российские Династии»
+7 903 509-52-16
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2
Цены на услуги
Заказать исследование
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2

Депутат, пчеловод и священник

28.01.2013

ПЕТЕРБУРЖЕНКА НАШЛА ПРЕДКА В ПРИАМУРЬЕ

Ещё в прошлом году мы писали о том, какие церкви существовали в Благовещенске до революции. Наш материал прочитала жительница Санкт-Петербурга Ирина ИВАКИНА.

Ирину заинтересовала, в частности, личность священника Симеона Тихвинского, который в 1892 году основал в Благовещенске церковь во имя святого Архистратига Михаила и прочих Бесплотных Сил Небесных. Ирина Ивакина строит историю своей семьи, и, судя по всему, Симеон Тихвинский является прапрадедушкой Ирины.

Происхождение губит

Время периодически оттаивает, и тогда о запрещённых темах можно говорить свободно. Человек вдруг узнаёт, кем на самом деле были его предки. Для Ирины в своё время стала откровением новость, что её предки — священнослужители, хотя сама фамилия ассоциируется с одной из наиболее почитаемых в России Богородиц — Тихвинской Божией Матерью, икона которой не так давно вернулась из дальних заморских странствий в город на реке Тихвинке (Тихвин Ленинградской области), где она чудесным образом явилась в 1383 году. Во времена «железного занавеса» в графе «родственники» значилось «учителя». Сейчас Ивакина не покладая рук работает с архивами, епархиями, фондами, Книгами памяти.

— Симеон Тихвинский приехал в Благовещенск, но откуда — не знаю, — рассказывает Ирина. — На сайте Российской национальной библиотеки я просмотрела «Благовещенские епархиальные ведомости» до 1917 года — далее они не выходили. Так вот в «Ведомостях» в конце XIX — начале XX века имя Симеона Тихвинского встречается часто. До 1907 года он был в должности Благовещенской инородческой миссии, а с мая того же года (нашла приказ) был переведён в Благовещенский кафедральный собор сверх штата (собор сгорел где-то в 1928 году) на должность протоиерея. Из того же времени удалось узнать и отчество Симеона: Феологович — из «Ведомостей» или Фёдорович — из Памятной книжки Адрес-календаря Амурской области за 1915 год (а амурские музейные работники подтвердили отчество. — Авт.).

Кроме того, в ведомостях я нашла информацию о детях Тихвинского — Леониде и Николае. Они оба закончили в Благовещенскую духовную семинарию. Леонид, как видно, был весьма активным священником. В 1916 году его отправили в Хабаровск строить каменный собор. Там он был арестован Советской властью в первый раз. Как он попал в Вятку (ныне Киров), я не знаю. Возможно, он приехал туда, где были родственники отца, так как в вятской земле я нашла много священников Тихвинских.

Леонид Семёнович и стал связующим звеном Ирины и отца Симеона. Леонид, как уже сказано выше, был родным братом прадеда Ивакиной — Николая. О потомках Николая Семёновича Ирина обладает уже полной информацией — дальше «табу» было снято.

— Прадед до 1913 года был священником Богородично-Иоанно-Богословского храма в селе Ивановка, а затем до 1928 года — Поярковской Богородичной церкви в Поярково, — продолжает Ирина, — умер от воспаления лёгких, но мы подозреваем, что специально не лечился, понимая ситуацию в стране и тем самым спасая своих детей, так как они могли стать членами семьи изменника Родины, как это случилось со многими семьями священнослужителей, да и не только их. Прадед Николай также окончил Благовещенскую духовную семинарию. Супруга Николая, Мария Прокопьевна (в девичестве Титова), окончила Благовещенское женское епархиальное училище и после смерти мужа учительствовала во Владивостоке. У Николая осталось четверо детей: Виктор погиб в Великую Отечественную; Тамара работала сестрой милосердия во Владивостоке; София с 1944 года работала в милиции г. Тернополя на Западной Украине; Нина, моя бабушка, закончила Томский медицинский институт, работала по всей стране, в том числе в Минздраве СССР в Москве, потом в Ленинграде главным санитарным врачом Кировского района. Должна была стать главным санврачом города, но здоровье, принципиальность и происхождение не позволили. Мне не говорили о моих прадедах, так как я собиралась поступать в Ленинградский госуниверситет, а даже за само появление в стенах церкви могли исключить из рядов ВЛКСМ, у нас были такие случаи.

Что удалось узнать Ирине Ивакиной о своём двоюродном прадеде протоирее Леониде Тихвинском: родился в 1881 году в Благовещенске, местную духовную семинарию окончил в 1902 году. Служил священником в Благовещенске, приходским священником в сельских храмах Приморья, Хабаровского края. В 1914 году стал настоятелем хабаровской церкви Святого Алексия Человека Божия. В 1920 году — заместителем благочинного, а потом благочинным церквей Хабаровска. В 1926 году — протоиреем Алексеевского собора. В 1932 — 1937 гг. — протоирей Троицкой церкви в Вятской области. 21 октября 1927 года был арестован и осуждён Дальневосточным ОГПУ, якобы за антисоветскую пропаганду. Но дело было прекращено за недоказанностью обвинения. Второй раз арестован по тому же обвинению 9 декабря 1937 года особой тройкой при УНКВД по Кировской области. Расстрелян (вместе с архиепископом Вятским Киприаном (Комаровским) и ещё четырьмя священнослужителями) 11 декабря в подвале внутренней тюрьмы НКВД, похоронен в Кирове. Реабилитирован 26 августа 1956 года.

Сейчас Ирине нужно отыскать материалы уголовных дел, чтобы ознакомиться с протоколами допроса Леонида Семёновича и анкетой арестованного. Именно там должны быть точные сведения о его ближайших родственниках. Но для этого Ирина должна официально доказывать, что она является правнучкой отца Симеона, поэтому она запросила выписки из метрических книг в Благовещенском госархиве. Попутно можно будет собирать данные о других Тихвинских. Пока Ивакиной удалось узнать, что у Леонида Семёновича был сын Георгий (родился в 1906 году в Благовещенске), который также закончил Благовещенскую духовную семинарию. В дальнейшем стал инженером техбюро депо станции Ин (ныне п. Смидович) Еврейской автономной области. 28 января 1937 года арестован местным управлением НКВД. Осуждён военной коллегией Верховного суда СССР 14 мая 1937 года, в тот же день расстрелян в Хабаровске. Реабилитирован 3 июня 1958 года — «дело прекращено за отсутствием состава преступления».

— Я разыскала сведения ещё об одной Тихвинской — Людмиле Павловне, которая, как я думаю, была женой Георгия Леонидовича, — уточняет Ирина Ивакина. — Она проживала на станции Ин в то же время, что и Георгий. Родилась Людмила Павловна в 1915 году на станции Евгеньевка, район ДВЖД, домохозяйка. Была арестована 16 октября 1937 года как член семьи изменника Родине. Приговорена к пяти годам лагерей с выселением в Казахстан. Реабилитирована лишь 29 сентября 1989 года.

Кстати, хочу посоветовать тем, кто будет разыскивать свои корни: не попадайтесь на рекламу в интернете о быстром построении генеалогического древа, это не правда. Узнать о своих родственниках вы сможете, только монотонно пролистывая материалы в различных архивах (некоторые из них уже существуют в электронном виде), прочитывая старые газеты и журналы, которые сейчас можно найти на сайтах различных библиотек в электронном виде. Также существуют различные форумы, где заинтересованные люди делятся имеющейся у них информацией, зачастую очень ценной, так как из-за географической удалённости некоторых мест невозможно лично получить эту информацию.

Учитель пения

Мы свели Ирину Ивакину с бывшим научным сотрудником Амурского областного краеведческого музея Ириной Ермацанс. Теперь они плодотворно сотрудничают, делятся добытыми сведениями. В своё время Ермацанс публиковала некоторые материалы о Симеоне Тихвинском.

Итак, Симеон Фёдорович закончил два класса Томской духовной семинарии. Здесь же его определили на должность учителя пения. Затем по распоряжению преосвященного Петра, епископа Томского и Семипалатинского возглавил архиерейский хор, открыв, кстати, школу пения при уездном училище.

В октябре 1884 года Томский диакон отец Симеон Тихвинский с женой Александрой Самуиловной и со старшими сыновьями, Леонидом и Николаем, прибыл в Благовещенск (так что, выходит, родился Леонид Семёнович всё-таки не в Благовещенске. — Авт.). И здесь Симеон руководил архиерейским хором, за что в 1886 году был награждён преосвященным Гурием. В 1891 году Симеон стал духовником Благовещенской духовной семинарии.

Когда отец Симеон приехал в Благовещенск, здесь на 13,5 тысячи человек было четыре храма, а городского духовенства — чуть больше 10 человек. Отец Симеон добился открытия церковно-приходской школы в одном из приходов. При ней были организованы рукодельные классы для девочек. Здесь же собирались открыть переплётную мастерскую и занятия по пчеловодству, садоводству, огородничеству. Кстати, отец Симеон сам увлечённо занялся пчеловодством. Уже в 1899 году он принял участие в проходившей в Хабаровске Амурско-Приморской сельхозвыставке, на которой его наградили похвальным листом от Министерства земледелия и госимущества.

В 1901 году Симеону исполнилось 46 лет, у него было уже 5 детей: помимо Леонида и Николая (20 и 17 лет) — Анна (14 лет), Владимир (13 лет), Александр (9 лет).Он снискал любовь и уважение и в семье, и среди прихожан, которых вдохновил на сооружение Михайло-Архангельской церкви в Ново-Соборном приходе. Тихвинского назначали членом строительного комитета по ремонту архиерейского дома, депутатом в Собрание гордумы с правом голоса, удостаивали почётных наград для православных священников. Отец Симеон активно участвовал и в первой всеобщей переписи населения, за что был «пожалован тёмно-бронзовой медалью за труды». Также Симеон Фёдорович стал председателем строительного комитета Благовещенского женского епархиального училища… Но славный путь этого деятельного человека теряется в мясорубке 1917 года. Что стало с Симеоном — умер он своей смертью или погиб в тюремных застенках, до сих пор неизвестно.

Кстати

Занимался отец Симеон даже краеведением. Часто бывая в миссионерских путешествиях по области, как начальник инородческой миссии, он привозил различные предметы быта гольдов и гиляков, которые передал в музей Благовещенска. Не все из этих предметов сохранились до нашего времени, но оставшиеся до сих пор бережно хранятся в фондах областного краеведческого музея.

Опрос

Насколько вы знаете своих предков?
до бабушки/дедушки — 29,1%;
несколько поколений — 25,6%;
хотелось бы знать, но не знаю, как искать — 25,6%;
составляю генеалогическое древо — 12,8%;
не интересуюсь предками — 7%.

Источник: http://dv.aif.ru/issues/728/13_01
Все новости

Наши услуги, которые могут быть Вам интересны