Telegram-чат

Бесплатная
консультация

Международный институт
генеалогических исследований Программа «Российские Династии»
+7 903 509-52-16
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2
Цены на услуги
Заказать исследование
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2

На такой Козе не подъедешь!

10.01.2013

Как щедруют на старый Новый год в селах Брестчины

За две недели после Нового года живая елочка в доме порядком поистрепалась, да и на нашей внешности череда праздников отразилась не самым благоприятным образом. Однако еще один праздник мы с вами просто обязаны отметить. Речь о старом Новом годе – празднике, одно название которого вводит иностранцев в ступор. Празднуют его, говорят, еще с досхристианских времен. Хозяйки с самого утра 13 января (по старому стилю – 31 декабря) начинали готовить обрядовую кутью. В отличие от постной (на Коляду, перед Рождеством), эту можно было заправлять салом и мясом. Потому и называли ее щедрой. После захода солнца, когда, как известно, в мире воцаряется всякая нечисть, молодежь отправлялась по соседям щедровать. А это помимо веселья и самых невероятных приключений обещало еще и богатые подношения от соседей в виде колбас, пирогов и прочих вкусностей.

Чтобы соседи не поскупились на такие подарки, требовалось одно: щедровать не лишь бы как, а «по правилам». Тогда эти правила знали все, нынче – единицы. Как это делается, мы с вами и попытаемся вспомнить. Благо есть еще села, где эти традиции помнят, лелеют и активно несут их в массы. Еще в этом разделе

Одно из таких сел – Новицковичи – расположилось в Каменецком районе, недалеко от Беловежской пущи. Здесь живет Ольга Владимировна Шевчук, создатель, организатор и главный идейный вдохновитель фольклорного коллектива «Орлица» при сельском Доме культуры. Интересоваться местными народными обрядами она начала около 40 лет назад, собрала и сохранила все, что помнили и знали тогдашние старики, и теперь аутентичные местные танцы, песни и обряды («Шчодрык», «Колядки», «Каравай», «Веночки», «Зажинки», «Дожинки» и пр.) составляют основу репертуара «Орлицы». Особой популярностью выступления коллектива пользуются у иностранцев. Вот и на днях «Орлица» выступала в пущанском поместье Деда Мороза перед приехавшими отдохнуть россиянами. А вечером 13 января участники коллектива, перевоплотившись в ряженых, отправятся по деревне щедровать – точно так же, как делалось это в Новицковичах и 70, и 90 лет назад… 

Щедрующая в деревне компания весьма разношерстна, но в ней всегда есть Цыганка, Медведь, Коза и бородатый горбун в качестве Поводыря. Остальные участники обряда одеты в народные костюмы, которые в некоторых семьях бережно передавались из поколения в поколение. «Некоторым из этих костюмов уже лет 100 будет», – смеется Ольга Владимировна. Ряженые идут по деревне, стучатся в дома и поздравляют их хозяев со Щедриком.

«Кто такие? Откуда идете?» – спрашивают хозяева. «Мы люды не простые, - отвечают щедрующие. – Идем из далекого края. Радость несем, счастье в ваш дом, козу с собой ведем… Можно зайти в хату?» Радушные хозяева пускают компанию в хату, и вот тут и начинается представление, где главное действующее лицо – Коза. Потому что всем известно:

Где коза ходит, там жито родит. 
Где коза не бывает, там жито вылягает. 
Где коза рожком, там жито – стожком. 

Пока поются обрядовые песни, Коза бегает по хате, прыгает, бодается, словом, веселится вовсю. И вдруг в изнеможении падает. «Ой, ой, – причитают щедрующие. – Что ж вы сделали с козой… Ой, сглазили!» Снять сглаз можно лишь одним способом: щедро одарить Козу. То есть на рога повесить домашнюю колбасу, сало положить на спину («чтоб водились свиньи»), ну и про пироги, конечно, не забыть. Тогда Коза выздоровеет, поднимется, а в гостеприимном доме на весь год поселится благополучие. Правда, в современной деревне народ не тот, что прежде, и с Козой уже не к каждому пойдешь, так что щедрующие ходят по дворам избирательно, что по большому счету всех устраивает.

А вот в деревне Лобча Лунинецкого района щедрующих 13 января ждут почти в каждом доме. Анастасия Ивановна Яковец, главный человек в фольклорном коллективе «Лобчанка», рассказывает: несколько лет назад было такое, что в одну хату щедровщики стучали-стучали, да никто им так и не открыл. Так на следующий день, когда щедровавшие накануне собрались, чтобы «по уму» распорядиться надаренным, хозяйка той хаты прибежала с корзиной и целым ворохом извинений. Мол, простите, люди добрые, не слышали мы стука. В Лобче твердо знают: не пустишь на Щедрик в дом Козу, беды потом не оберешься, и очень обижаются, если их ненароком пропустишь…

В здешних краях щедруют с пятиконечной звездой. Не в память о Советах, конечно. Считается, что начало деревне положили пять фамилий, или родов, вот в их честь и звезда такая. Свиту здешней Козе составляют Цыган с Цыганкой, Дед с Бабкой и… Доктор. Причем этот персонаж появился уже относительно недавно («Когда я была маленькой, никакого Доктора точно не было», - говорит Анастасия Ивановна), но пришелся настолько «ко двору», что без него действо уже и не представляют. Доктор этот «был в Германии, Париже, а может, и ближе», знает магию и так всех лечит, что к нему «приходят на ногах, а назад везут в санях». Коза тоже ряженая. Давным-давно, в пору детства нашей собеседницы, щедровашие ходили с настоящей козлиной головой, чем однажды страшно напугали маленькую Настю. Козу здесь водит Цыган – личность довольно деспотичная. Если, например, его жене с ребенком на руках мало подадут «на пропитание», может супружницу и кнутом отстегать. Щедрующие стучат в окна, хозяева кто выходит на крыльцо послушать, а кто и в дом приглашает – значит, угощение будет щедрее, и отработать его надо авансом по полной программе. Веяния времени сказались и здесь: над внезапно захворавшей Козой щедрующие причитают, что она «дорога, 300 долларов за нее отдали!» Народ сочувствует и не скупится на «лекарства». Расстаются все чрезвычайно друг другом довольные – чтобы ровно через год встретиться опять. А иначе кто его знает, вдруг и правда счастья не будет?

Источник: http://vb.by/article.php?topic=24&article=18373
Все новости

Наши услуги, которые могут быть Вам интересны