Telegram-чат

Бесплатная
консультация

Международный институт
генеалогических исследований Программа «Российские Династии»
+7 903 509-52-16
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2
Цены на услуги
Заказать исследование
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2

На небе — радость, на земле — мир!

02.01.2013

«На земле и на небе радость, Сегодня у нас Рождество…», — восклицала поэтесса Ирина Одоевцева. И радость этого светлого христианского праздника в каждой славянской стране ощущается и празднуется по-разному, но с огромным размахом. Главная особенность празднования Рождества в славянских странах заключается в том, что это семейный, родовой праздник, и у каждого члена семьи есть свое амплуа и четко прописанная роль.

О том как отмечают Рождество в Черногории и Сербии, рассказывал мне народный умелец, скульптор и художник Милета Мартич. Разговор этот происходил в черногорском курортном городе Будва, расположенном на берегу Адриатического моря, в чудесном белом доме, на заставленной цветами веранде, за широким столом — с красным вином, местной фруктовой водкой, ветчиной и сыром. За этим столом и на этой веранде всегда собирается много гостей, а особенно в Рождество (или на Божич, как говорят черногорцы и сербы). Впрочем, когда бы мы ни приезжали к Мартичу и его супруге Мире, картина была одна и та же: Милета (Мича), Мира, их друзья, родственники и кумовья сидели за длинным деревянным столом на белокаменной, заставленной цветами в горшках и выходящей в сад веранде. Перед ними стояли рюмки с ракией и чашечки с дымящимся кофе Montenegro (самая известная местная марка кофе). А на Божич на веранде или в гостиной собиралось столько людей, что казалось, в гостях у хозяев — вся улица!

Божич — это самый настоящий праздник семейного гостеприимства. Черногорских и сербских детей обучают, словно азбуке, родовым преданиям и легендам. Они должны знать историю своей семьи вплоть до прапрадедов и прапрабабок, чтобы, будучи разбуженными ночью, перечислить все ветви своего семейного древа вплоть до XVIII или XVII столетия. Особенно актуальной история рода становится на Божич. Главные герои рождественского сценария в Черногории и Сербии — отец и его старший сын.

Празднуется Божич 7 января, а накануне, в Бадни дан, хозяин дома и его старший сын идут в лес за бадняком — поленом молодого дуба. Таким поленом обязательно должна обзавестись на Божич каждая уважающая себя семья. Почему именно бадняк? Молодой дуб символизирует силу семейных и родовых отношений, жизненную мощь семьи и в то же время — мудрость и прочность семейных уз. Это полено должно гореть в семейном очаге на протяжении всего праздника. В Будве, как и во всех остальных городах Черногории и Сербии, продают небольшие букеты из дубовых веток, обвязанные пучком соломы. Солома символизирует хлев, в котором родился Иисус Христос, — связь человеческого и животного миров. Этим букетом (также называемым «бадняк»), зачастую богато украшенным и затейливо сплетенным, украшают вход в гостеприимный дом.

Дубовые поленья и ветки жгут накануне Божича на площадях черногорских городов. Это ритуальное сожжение обозначает, что совершается переход к новому календарному циклу, к новому временному витку.

Божич — самый любимый праздник черногорцев и сербов. Готовиться к нему начинают заблаговременно — с 19 декабря — дня святого Николая Мирликийского. Хозяйки обязательно должны испечь погачу — пирог из пресного теста. В этот пирог запекают монетку. На погаче необходимо сделать крестообразный надрез и влить в тесто вино. Когда пирог разбухнет, его делят между гостями. Тот, кому достанется кусочек с запеченной монеткой, обретет в наступившем году счастье.

Вечером в Бадни дан (6 января) хозяйки готовят постный ужин. Как правило, главным блюдом является карп или иная большая речная рыба. На рассвете под торжественный звон церковных колоколов черногорцы следуют на Рождественскую литургию. Все одеты красиво и празднично, особенно дети. Торжественнее всего в этот день в главных святынях страны — Цетиньском и Острожском монастырях. Цетинье — историческая столица страны, расположенная не у моря, а высоко в горах. Но еще выше Цетинье расположен монастырь Острог — святыня православия, прилепившаяся, словно гнездо вещей птицы, к горному хребту. В Цетинье чтят память святого Петра Цетиньского, в Остроге — целителя и вероучителя Василия Острожского. С рождественской службы черногорцы приносят в дом просфоры и целый день приветствуют друг друга словами «Христос родился!» — «Воистину родился!».

В ожидании рождественского обеда все собираются в гостиной или на крытой веранде, где хозяйка угощает гостей горячей ракией, сыром и фруктами. Но главное блюдо рождественского обеда — печеница. Так называют жареного на вертеле рождественского поросенка. А еще на столе в обязательном порядке должны быть тушеная и соленая капуста, пирог с каймаком и пребранац — тушеная фасоль с оливковым маслом и луком.

Блюдо под названием «каймак» требует комментариев. Считается, что черногорцы такие крепкие, сильные и доживают до 100 лет потому, что охотно и много едят каймак. Это кисломолочный продукт мягкой консистенции. Его получают путем сквашивания пенки на топленом коровьем или овечьем молоке. Молоко наливают в плоскую миску и томят в печи примерно три часа. Затем его охлаждают, а верхний слой сливок переливают в деревянные миски, подсаливают и оставляют настаиваться на два дня. Получается слегка кисловатая кремообразная масса. Вкусно — пальчики оближешь!

В соседней Болгарии Рождество отмечают не менее торжественно и ярко. Сначала, правда, нужно соблюсти пост, который длится с 14 ноября по 24 декабря. Рождество в Болгарии называется Коледой. В этот торжественный день самый старший мужчина в доме должен зажечь праздничный огонь в печи или камине. В камин кладут специально добытое для праздника дубовое или грушевое полено. Это полено, как и в Черногории, должно гореть всю ночь. Хозяйка в обязательном порядке готовит к рождественскому ужину обрядовый хлеб с запеченной в нем монеткой. Этот пресный хлеб готовится почти так же, как черногорский погач, и так же его раздают гостям. Особенно горячо поздравляют того счастливца или счастливицу, которым достался кусочек с монеткой. Первый кусок этого хлеба предназначается умершим — его оставляют возле иконы.

В огонь хозяева бросают ложку пшеничной каши — чтобы в доме всегда было полно еды. Вставать из-за рождественского стола нельзя поодиночке — только всем вместе, иначе в доме не будет достатка и благополучия. И убирать со стола ничего нельзя. Болгары верят, что ночью за рождественский стол приходят их умершие родственники, чтобы посидеть за трапезой живых.

Незамужние девушки уносят кусочки обрядового хлеба с собой. Их нужно положить под подушку, и тогда обязательно приснится суженый! В качестве такого хлеба может использоваться и баница — традиционный болгарский слоеный пирог с брынзой. Мясные блюда подают только на второй день Рождества.

Как и в Черногории, один из главных героев рождественского сценария в Болгарии — гость. Званый или незваный — не важно! Гость может попросить у хозяев любое блюдо, любой напиток, может прийти незваным. Незваных гостей ни в коем случае нельзя прогонять, иначе наступивший год не будет счастливым. Гостеприимство — одно из главных достоинств болгарского дома.

Рождественская литургия в Болгарии — это торжественное действо, волнующее и наполняющее священным восторгом сердца. Впрочем, как и украинцы, болгары любят колядовать. В селах на Рождество колядуют мальчики. Они обходят дома, поют песни, посвященные каждому члену пригласившей их семьи, и в ответ получают подарки — деньги, домашний хлеб, яйца и конфеты. В XVIII—XIX столетиях колядников в Болгарии собирали в целые дружины, состоявшие только из молодых мужчин. Их шапки украшали цветами и нанизанными на нитку кукурузными зернами. Колядники опирались на кизиловые палки и на них надевали подаренные караваи. Дружины возглавляли так называемые «куды» и «четы». В северо-восточной Болгарии «куда» называли царем и одевали в вывернутый наизнанку тулуп, украшенный стручками красного перца. Такой «царь» благословлял тех, кто дарил ему обрядовый хлеб, желая семьям и родам счастья, благополучия и здоровья.

Следует помнить, что и Черногория, и Сербия, и Болгария — страны родовые, где свято чтят семейные узы, вплоть до дальних родственников с другого конца страны. У каждого из родов (а в Черногории и вовсе — кланов) — собственный стиль в архитектуре, кулинарии и виноделии. И в Черногории, и в Сербии, и в Болгарии до сих пор сохранились рецепты блюд и способы возделывания винограда или приготовления вин и ракии от того или иного рода. Поэтому семьи, празднующие Рождество, всегда помнят, к какому роду они относятся, и очень уважают своих многочисленных кумовьев. Кум — это особая категория — не родственник, а ближайший закадычный друг, на которого всегда и во всем можно положиться. Сербы говорят: «Бог на небе, кум — на земле». Без кумовьев в этих странах не обходится ни один праздник.

Рождество в преимущественно католической Чехии отмечается несколько иначе. Рождественские дни начинаются за четыре недели до Сочельника. Один из любимых праздников — день св. Микулаша (Николая), который отмечается 5 декабря. В этот день по улице гуляют ряженые — Микулаш, ангел и черт. Они раздают хорошим детям фрукты и сладости, а плохим — уголь и картошку.

По чешскому обычаю на рождественском столе не должно быть ни кусочка мяса, хотя пристрастие чехов к вкусной и жирной мясной пище всем известно, но ради будущего счастья можно и потерпеть! Тому, кто истово постился, обязательно приснится золотой поросенок, приносящий удачу и богатство.

Традиционное рождественское чешское блюдо — жареный карп с картофельным салатом. За неделю до сочельника на улицах устанавливаются большие емкости с водой, в которых плавают карпы. К каждой такой бочке выстраивается длинная очередь: нужно тщательно выбрать подходящего карпа для рождественского стола. Чешую рождественского карпа кладут в кошелек. Считается, что это принесет семье финансовое благополучие в наступившем году.
После рождественского ужина вся семья собирается вокруг елки и разбирает подарки. В Чехии, в отличие от Черногории, Сербии и Болгарии, подарки приносит не Дед Мороз или святой Николай, а некий Ежишек. О внешности таинственного Ежишека, или Езулатка, никто ничего не знает. Ежишек заходит в дома тайно и подбрасывает подарки детям так, чтобы никто его не увидел. Слышен только звон крохотных колокольчиков, сопровождающий появление Ежишека. Так что, кто он такой, каждый ребенок домысливает сам. Будем считать, что это добрый ангел, приносящий счастье семье и роду. А в счастье нуждается каждый, особенно в Рождество!

Источник: http://zn.ua/SOCIETY/na_nebe__radost,_na_zemle__mir__o_rozhdestvenskih_traditsiyah_slavyan-114461.html
Все новости

Наши услуги, которые могут быть Вам интересны